- Научить главному
- Меняющие мир
- Единое пространство культуры
- «Арсеньев LIVE» – осеннее посвящение
- На профессиональной волне
- Рукотворная красота
- Владимир Торгашин. Образы времени
- Этнические сюжеты Натальи Дигор
- Елена Левандовская. Играть с восторгом
- Путь к себе
- Лариса Михайленко. Свой музыкальный мир
- Вечный бой скульптора Мильчина
- Маленькая городская история
- Волшебными тропами
- Знаки и символы нашей истории
- Литература
- Инна Владимировна ЗОСИМОВА
Если спросить у кого-нибудь из членов Хабаровского отделения Союза художников России о Владимире Михайловиче Торгашине, лицо собеседника обязательно потеплеет. Ведь Торгашин — один из старейших мастеров изобразительного искусства на Дальнем Востоке, человек творческий, общительный и к тому же замечательный рассказчик. В мастерской Владимира Михайловича, заполненной холстами и этюдами, неспешно вспоминаются минувшие десятилетия жизни и творчества. Все было — и радости, и беды, но, пожалуй, самое главное в том, что художник остался открытым миру и людям. Он вопреки всем жизненным невзгодам осуществил несбыточную, казалось, мечту детства — стать живописцем. Детская пора обычно ассоциируется с покоем, миром и радостью, а у маленьких художников еще и с первыми опытами познания окружающего мира с помощью цвета и линий. Детство Володи было изранено войной, и не было у него ни своих красок, ни цветных карандашей. В 1941 году Великая Отечественная страшным смерчем прошла по всей стране, никого не обошла стороной. Беды обрушились и на семью Торгашиных, живших тогда на юге Приморья. Остались без кормильца, когда отец ушел на фронт. Потом вдруг занедужила и пала корова. Вскоре от горя потеряла рассудок мать. Володе было лишь восемь лет, но мама так и запомнилась ему сидящей с отрешенным лицом у окна и выбегающей среди ночи на улицу с криками о вернувшемся муже. Воспоминания детства окрашены изматывающим ощущением постоянного голода. Он ел сырую мерзлую картошку и свеклу, сдирая зубами кожуру. Его не прогоняли, если подходил к груде лежащей на льду наваги, и тоже грыз ее сырой, убеждая себя, что белое рыбье мясо так похоже на сало. Володя уже знал, что унести с собой хоть немного рыбы нельзя — будет тюрьма. Часто приходилось с мамой и младшим братом побираться. Он брался за любую работу, если за нее кормили. Вот такое оно, военное детство. Счастьем было, если соседские дети, давая карандаши и бумагу, просили его что-то нарисовать. А рисунки у него получались такими похожими и красивыми. Благодарные маленькие «заказчики» обычно давали что-то съестное и однажды даже насыпали в штаны рисовальщику муки в качестве гонорара. Бежать до дома было далеко, а дело было зимой, и скоро мука сковала жестким панцирем Володе ноги. Он тогда едва не замерз. Иногда с другом ходил на дальнюю станцию, куда приходили эшелоны с военной техникой. Если состав стоял, солдаты, видя исхудалых детей, досыта кормили их кашей. Рассказывая о своем горьком военном детстве, Владимир Михайлович вспоминает, как много добрых людей встречалось ему тогда. В пятнадцать лет у мальчика особенно проявилась страсть к рисованию, но и в рукодельных делах он был мастеровитым. Умел делать мордушки для ловли рыб, научился строить лодки и выстругивать весла. Повзрослел быстро, работать начал учеником слесаря в железнодорожном депо станции Приморская. И снова Владимир Михайлович замечает, какие надежные и замечательные люди, бывшие фронтовики, его окружали. Многому учили и всегда поддерживали. В клубе при депо он не только участвовал в самодеятельности, но и осваивал оформительское дело — аккуратно писал лозунги и рисовал панно. В 1954 году его призвали в Советскую армию, служба проходила в Хабаровске. Так будущий художник попал в наш город, где прошла вся его дальнейшая жизнь. За три года в армии он стал опытным художником-оформителем. Здесь же впервые увидел свою будущую и единственную жену Раечку. Армия досыта накормила, одела, обула и дала в руки кисти и краски. Во время службы он поступил в Заочный народный университет искусств в Москве (до 1960 года Курсы заочного обучения Всесоюзного дома народного творчества имени Н. К. Крупской) на факультет живописи и закончил его в 1962 году. Дипломная работа Владимира Торгашина на выставке студентов его выпуска была признана лучшей, а в качестве приза автор получил десять томов практического руководства для художников «Школа изобразительного искусства». Эти книги до сих пор стоят в мастерской Владимира Михайловича. Вспоминает об этом времени и армии Владимир Михайлович с особенным теплом, называя людей в погонах, фронтовиков людьми чести. После службы в армии продолжил работу художника-оформителя в разных домах культуры и клубах Хабаровска, а в 1967-м начал трудиться в Хабаровских художественно-производственных мастерских. Опытные мастера настоятельно советовали поступить на худграф, но заботы о семье не позволили Владимиру стать студентом очного отделения. Учился он легко, так как многое уже освоил самостоятельно. Выполняя заказы в художественно-производственных мастерских, в свободное время совмещал эту работу с творческой, часто уезжая, а точнее, уплывая в теплое время года на пленэры. В этом ему первой помощницей была лодка. На годы она стала его мобильной мастерской, помогая найти уединенные и интересные места для этюдов, давая возможность видеть и учиться писать воду, изменчивую природу, что важно для живописца. Наш край одарен могучим Амуром и Уссури, бурливыми протоками и тихими заводями. Зародившийся в юности интерес к жанру пейзажа Владимир Михайлович пронес через всю жизнь. Первые значительные произведения художника связаны с большой темой, оказавшей заметное влияние на молодое поколение всего Советского Союза — возобновлением строительства Байкало-Амурской магистрали в 1974 году. Всесоюзная ударная комсомольская стройка оставила свой след, не только прорезав непроходимую тайгу и пробив тоннели сквозь горные перевалы, но и в изобразительном искусстве. На БАМе вместе с другими художниками Владимир Михайлович бывал не раз. Вспоминается творческая поездка с другом Робертом Юрьяновым. Грандиозность и масштаб стройки его тогда поразили. Он много и увлеченно работал с натуры, общался с военными строителями, людьми разных профессий и студентами из стройотрядов. На Ургале II стоял лагерь геологов, проводивших поисково-съемочные работы и составлявших карты полезных ископаемых. Познакомился и с геологами-изыскателями, проходившими дебри Дуссе-Алиня. Художник убедился, какой тяжелый труд у людей этой романтической профессии, воспетой в советской поэзии и песнях тех лет. Всегда идущие первыми, геологи на холсте, написанном в мастерской на основе натурных этюдов и рисунков, не излучают праздничных улыбок. Они показаны в прозаичной ситуации, со сбитыми в кровь ногами и безмерно уставшими от бесконечного маршрута («Отдых геологов», 1977). На БАМе своя, особая природа с могучими хвойными деревьями. Их темная хвоя и стволы подчеркивают контраст с тоненькими белоствольными березами. Однажды, углубившись в таежный массив на перевале Дуссе-Алинь в поисках интересного для этюдов места, Владимир Михайлович обнаружил полуразрушенные постройки и заброшенное неприметное кладбище. Внимание привлекли какие-то странные конструкции на вершинах берез. Лишь присмотревшись художник понял, что это разрушенные временем и непогодой короба тачек, с которых были сняты колеса. С течением времени сквозь них и проросли деревья, подняв обломки на ветвях к небу. Так ему открылась печальная страница ГУЛАГа. Магистраль в 1932 году строили заключенные, но с началом войны стройку остановили. Стране был необходим металл, и поэтому в начале 1942 года на некоторых участках БАМа разобрали уложенные рельсы. До сих пор живо в памяти Владимира Михайловича это апокалипсическое видение — созданный самой природой памятник трагическому прошлому. Торгашин — замечательный рассказчик, и память его хранит множество событий. Беседуя с ним, понимаешь, как между несколькими минутами неторопливой беседы проходят десятилетия минувшей жизни. Тематические произведения Владимира Михайловича не воссоздают эпоху в порыве творческого поиска, изучения фотодокументов или архивных материалов. Он жил в ней, видел тех людей, изучал и фиксировал время непосредственно в рисунках и эскизах. Запечатлел в картинах важнейший этап истории советской страны. Как мастер, он создавал свой образ времени и советского героя, проникнутого чувством долга. В произведениях, посвященных БАМу, представлен человек-труженик, мужественный и терпеливый. На огромной стройке легкой работы не было, как не было и комфорта. Отсюда особенная исполнительская манера холстов. Герои великой стройки не позируют, они погружены в работу («БАМ. Первые километры», 1976). На картинах этого цикла нет захватывающего действия. Пожалуй, им свойственна некоторая графичность и обобщенность форм, в какой-то мере придающих картинам статичность и в то же время значительность. То, что это сделано с натуры, подчеркивает жизненную убедительность и правдивость картинам («Трудные грунты БАМа», 1976). Еще одна знаковая страница советского времени — история строительства сверхдальней воздушной линии электропередачи ЛЭП-500 на участке Сургут — Уренгой. «ЛЭП-500 — не простая линия», как тогда пела страна романтическую песню А. Пахмутовой и Н. Добронравова, уникальное по сложности строительство в условиях Крайнего Севера. Композиция Торгашина «ЛЭП-500. БАМ» (1985) в настоящее время находится в собрании Дальневосточного художественного музея. Холст написан в плотном, темном колорите уходящего дня. На фоне северного пейзажа художник запечатлел рабочий момент монтажа подстанции, обсуждение инженерами и бригадирами сложной производственной ситуации. Конечно, в картинах Торгашина, посвященных БАМу, проявлены черты, синтезирующие духовный и практический опыт советского времени, который уже стал для нас историей («БАМ — участок самый восточный», 1980). Чуть задумавшись, Владимир Михайлович словно подводит итог этому периоду жизни и говорит о том, что больше нигде не видел так много красивых и сильных людей, как во время творческих поездок на строительство Байкало-Амурской магистрали. Трудное военное детство, проведенное в южном Приморье, повлияло на становление художника, неравнодушного к судьбе своей малой родины. Интерес к историческому прошлому Дальнего Востока, к его истокам и истории заселения русскими рос постепенно. Владимир Михайлович узнавал об этом не только из книг, хотя был и остается книгочеем. Многочисленные творческие поездки и пленэры по Хабаровскому краю и Приморью дарили памятные встречи и познавательные беседы с людьми разных профессий. В начале 1980-х годов Торгашин отправился в командировку в Николаевск-на-Амуре, где познакомился с директором краеведческого музея имени В. Е. Розова Владиславом Иннокентьевичем Юзефовым. Энтузиаст и профессионал, Юзефов был действительным членом Русского географического общества и всей душой любил свое дело. Увлеченно беседуя с Торгашиным о героических событиях освоения Дальнего Востока, он с сожалением отметил, как редко живописцы обращаются к истории края. Юзефов заронил интерес художника к большой теме и первым исследователям неведомой территории Дальнего Востока. Вспомнил Торгашин, как подростком много читал о морских путешествиях. Особое впечатление произвели «Подвиги русских морских офицеров на крайнем Востоке России 1849–1855» адмирала Г. И. Невельского. Он обязательно перечитает эту книгу снова. Работая над композицией «Г. И. Невельской. Поднятие русского флага» (1987), художник за основу взял факт из книги о легендарной Амурской экспедиции. Тогда благодаря неутомимой деятельности адмирала Невельского земля российская приросла новыми территориями. На мысе Куегда 1 августа 1850 года «в присутствии собравшихся из окрестных деревень гиляков (нивхов — В. Ш.) был поднят русский военно-морской флаг и основан военный пост будущего города Николаевска-на-Амуре. Конечно, живописец, создавая произведение искусства о далеком прошлом, пишет пространство картины, а не исторический документ эпохи. Он волен в выборе композиционного решения и авторской интерпретации фактов. Тем не менее Торгашин с вниманием подходит к отбору деталей, фиксируя характерные пропорции узких, длинных лодок нивхов, особенности одежды людей и других национальных атрибутов. Белый цвет подхваченного ветром кормового Андреевского флага, корабли императорского флота и форма матросов подчеркивают зонирование пространства, акцентируя внимание на фигуре Г. И. Невельского и торжественности момента. В 1858 году солдаты 13-го Сибирского линейного батальона основали поселение Хабаровку. В память о рождении города Торгашин написал многофигурную сцену «Первостроители поста Хабаровка» (1986). Фоном для нее стал отдаленный в перспективе, узнаваемый амурский утес. Художник ставит время на паузу, погружая зрителя в прошлое. Перекур солдат, занятых подготовкой к строительству и непринужденно беседующих с капитаном Яковом Дьяченко, создает настроение камерности и достоверности. Первоначальное название картины — «Линейцы-первостроители г. Хабаровска». Она тоже находится в собрании ДВХМ. К 75-летию образования Хабаровского края мастер создал композицию «Ерофей Хабаров. Мы пришли с миром» (2013). Картина — итог творческих поисков не только в композиционной структуре, но и тех частностей, которые реконструируются на основе изучения этнографического материала. Написанное художником произведение обращает к XVII веку. Его центром является фигура землепроходца Хабарова, исследовавшего Приамурье и составившего карту и описание могучей реки. Торгашин как всегда трепетно внимателен к пейзажу. В нем ощутимо глубокое дыхание амурского ветра, раздувающего паруса уже причаливших ладей-стругов. Этим нарочитым художественным приемом — иизображением пенящихся волн Владимир Михайлович показывает крутой нрав Амура-батюшки. Неоднократно экспонировалась на выставках картина Торгашина «Вальс на сопках Маньчжурии» (1987), привлекая внимание зрителей необычной композицией. Ее замысел вызревал долго, и в нем отразились воспоминания военного детства. Однажды Володя вместе со своим другом на товарняке поехал на фронт. Бедовые путешественники, выдавая себя за отставших сыновей полка, с военными частями добрались до Маньчжурии. Больше месяца длилось это странствие. По дороге солдаты досыта кормили мальчишек и даже приодели. Хотя с началом сентября 1945 года Вторая мировая война официально завершилась, в Маньчжурии было неспокойно. На время подростки прибились к военной радиостанции, громко вещавшей на всю округу на японском языке и призывавшей неприятеля сдаваться, а из граммофона в пространство обычно лилась бравурная музыка и вальсы. Событие детства художника помогает понять возникновение сюжета этой картины. В годы войны в Маньчжурии служил отец художника. Рассказы Михаила Гавриловича и беседы с фронтовиками, участниками тех давних событий, также сыграли свою роль. Картина рождалась постепенно, и профессиональная основательность заметна во всем: в изучении исторического материала, подборе натурщиков для изображения советских воинов и японцев с белым флагом. Как всегда в произведениях Владимира Михайловича большое внимание уделено изображению природы. Холмистая местность уже отмечена приближением осени, подернута дымом и кое-где беспокойными всполохами огня — приметами угасающей войны. Детская память стала той нитью, что глубинно связала взрослое художественное сознание с прочтением исторического прошлого. Творческие поездки по краю и летние пленэры, проведенные на лодке, позволили художнику посетить множество отдаленных национальных сел Приамурья. Протоки Амура и Уссури — бесконечные дороги и тропы нашего края. Странствуя, мастер часто знакомился с интересными людьми, наблюдал картины повседневного быта и народных праздников. Торгашин написал множество натурных этюдов, которые затем воплотились в полотна («Мастерицы Сикачи-Аляна» (1989), «Приехали гости» (2013) и др.). Центром картины «Праздник на Амуре» (1982) выбран момент, когда участники состязания определяют пару для начала борьбы. Многофигурная композиция построена таким образом, что сначала взгляд привлекают динамичные позы настроенных на соревнование молодых мужчин и лишь затем фиксируются выразительные, скомпонованные в микрогруппы зрители этой сцены. В картине царит музыка, показано оживленное внимание людей, настроение праздника передано светлой цветовой гаммой. Тему состязания продолжают лихие каюры на нартах в картине «Нелькан. Праздник оленеводов» (1989). Неожиданный композиционный образ создает эффект стремительного старта, а холодная лазурь и ультрамарин фона в сочетании с раскрасневшимися лицами людей — северную, жгучую стужу. В собрании Дальневосточного художественного музея есть, пожалуй, самая камерная по настроению композиция Владимира Михайловича. Тишиной и покоем раннего утра веет от величественного пейзажа «Перед вечностью» (1988). Люди в национальной одежде, из века в век живущие на лоне могучей природы, в гармонии с каждой травинкой этой земли. Мысль написать картину возникла у Владимира Михайловича после общения с народной мастерицей и рассказчицей Чукиэ Золонговной Киле. В какой-то мере на холсте «Перед вечностью» воплощена благодарная память художника о замечательном человеке и носительнице культурных традиций нанайцев. Хотя Торгашин успешно работает как мастер тематической картины, любимым для него является дальневосточный пейзаж, которому в последние годы он посвящает все больше времени. Даже в названиях произведений представлена обширная география Дальнего Востока («Татарский пролив» (1985), «У Тихого океана» (2002), «У самого пролива Лаперуза» (2003), «Тернейский залив» (2004), «Амур» (2008) и др.). Трудно представить, сколько километров пройдено Торгашиным пешком и на лодке, какие закаты и рассветы, безбрежные дали, заброшенные села, маленькие поселения и летние таборы рыбаков открывались живописцу. Сколько рассказов и занимательных баек выслушано и рассказано у догорающего костра. Реки и бескрайняя тайга — кормилицы для коренного населения, щедро наделяют людей своими бесценными дарами («Сбор папоротника» (1998), «Голубица голубая» (1999), «Амурская уха» (2005)). Дальневосточная природа на этюдах и картинах Владимира Торгашина часто предстает огромным и прекрасным миром, окружающим восхищенного художника. Он впитывает ее просторы всей душой, и эта искренность затем переливается на холст. Вероятно, поэтому Торгашину так удаются пейзажи-панорамы с широким охватом местности («На Амуре ледоход», 1988). Ощущение бескрайнего пространства подчеркивается особенным композиционным решением. У зрителя просто возникает чувство, словно он птицей парит над утесом, гранит которого, как нос корабля, вторгается в стремительную водную стихию. Наблюдательному художнику удается передать живую мощь ветра, изображая склонившиеся стволы и изломанные ветви кряжистых деревьев на гребне утеса («Высокие берега Амура» (1996), «У подножия Баджала» (1999)). Таежные дебри с буйной растительностью и прозрачными горными ручьями показаны мастером то в сумеречном освещении крон деревьев, то обласканными солнечными лучами. Удаются художнику камерные мотивы умиротворения, покоя и сдержанной неброской красоты уединенных уголков («Река Хор. Весенние мелодии» (2003)). Пейзажи Торгашина позволяют почувствовать, насколько значим и любим им этот жанр, как трогательно, глубоко и личностно его восприятие дальневосточной природы. На пороге своего 90-летия Владимир Михайлович продолжает писать картины. Недавно завершил полотно «Река Кема», передав в нем неукротимую силу горной реки, срывающейся с гранитного уступа водопада. Эта работа экспонируется на региональной художественной выставке, открывшейся в сентябре 2023 года в Улан-Удэ. Виктория ШИШКИНА ТОРГАШИН Владимир Михайлович — живописец, заслуженный художник Российской Федерации. Родился в 1933 году в г. Минусинске Красноярского края. С1966 по 1971 год заочно учился на художественно-графическом факультете Хабаровского государственного педагогического института, будучи студентом участвовал в выставках. В 1981 году принят в Союз художников СССР. Неоднократно избирался в правление Хабаровского краевого отделения Союза художников России. С 2008 года участвует в региональных художественных выставках «Дальний Восток», достойно представлял Хабаровский край на всероссийских выставках «Россия-11» (2009), «Россия-12» (2014), «Россия-13» (2019) в Москве. Его работы экспонировались на межрегиональных выставках «Сибирь — Дальний Восток» (Красноярск, 2015), «Урал. Сибирь. Дальний Восток» (Челябинск, 2020), «Великая Победа» (Владивосток, 2020), «Мирный Тихий» (Владивосток, 2022). Участвует в международных выставочных проектах. Творчество мастера отмечено многочисленными наградами: 1985 — грамота секретариата Союза художников РСФСР и диплом Союза художников России (Москва); 1998 — лауреат премии администрации Хабаровского края в области изобразительного искусства и диплом Союза художников России; 2002 — лауреат премии администрации города Хабаровска в области изобразительного искусства в номинации «Живопись»; 2005 — почетное звание «Заслуженный художник Российской Федерации»; 2008 — памятный знак губернатора Хабаровского края «150 лет Айгунского договора. За заслуги»; 2011 — почетная грамота губернатора Хабаровского края; 2013 — лауреат премии администрации Хабаровского края в области изобразительного искусства; 2015 — золотая медаль «Духовность. Традиции. Мастерство»; 2019 — диплом Союза художников России и золотая медаль имени В. И. Сурикова. Произведения В. М. Торгашина хранятся в собраниях Дальневосточного художественного музея (Хабаровск), Хабаровского краевого музея им. Н. И. Гродекова, Музейно-выставочного центра Забайкальского края (Чита), Музея современного искусства ЕАО (Биробиджан), Картинной галереи имени А. М. Федотова (Хабаровск), Харбинского государственного музея изобразительных искусств (Китай). |
|||
|