- Научить главному
- Меняющие мир
- Единое пространство культуры
- «Арсеньев LIVE» – осеннее посвящение
- На профессиональной волне
- Рукотворная красота
- Владимир Торгашин. Образы времени
- Этнические сюжеты Натальи Дигор
- Елена Левандовская. Играть с восторгом
- Путь к себе
- Лариса Михайленко. Свой музыкальный мир
- Вечный бой скульптора Мильчина
- Маленькая городская история
- Волшебными тропами
- Знаки и символы нашей истории
- Литература
- Инна Владимировна ЗОСИМОВА
В конце сентября в Хабаровске прошел второй масштабный аудиовизуальный фестиваль «Арсеньев LIVE». Он состоялся благодаря поддержке Президентского фонда культурных инициатив и правительства Хабаровского края. Интересно, что сильнее всего запомнилось гостям фестиваля? Может, вторая часть Второго концерта Рахманинова в исполнении Бориса Березовского? Или его блюз, сыгранный совместно с трио из Екатеринбурга? Кстати, а при чем тут блюз, если фестиваль посвящен 150-летию Рахманинова и Шаляпина? Да ведь Сергей Васильевич любил «музыку черных», в частности Артура «Арта» Тэйтума — «слепого пианиста». Легендарный джазовый музыкант, фактически самоучка, родился незрячим, но смог отчасти восстановить зрение одного глаза. Его эксцентричный стиль зацепил Рахманинова. Говорят, русский композитор однажды попытался сыграть одну из пьес Тэйтума, но на половине остановился, отодвинулся от рояля и сказал, что у того получится значительно лучше. Вместе, правда, они так и не выступили. А вот в Хабаровске классические произведения Рахманинова шли рядом с блюзовыми темами, и смотрелось все это, как лимонник на сосне, то есть привычно, по-дальневосточному. Фестиваль получился масштабным. От Арсеньева там только название, как с некоторым неудовольствием сказал коллега. А что в этом плохого? Здесь даже хватило места для черно-белого фильма «Дон Кихот» 1933 года с Федором Шаляпиным в главной роли. Там в сгорающих рыцарских книгах, в обугленной бумаге проявляются страницы оригинального романа Сервантеса как символ, что Дон Кихот жив, как его мечты. Перечислять, чем удивил «Арсеньев LIVE», — дело непростое. На центральной площади возвели целый сценический городок. Звук радовал — об этом не переставали говорить исполнители. А вечером, когда осенний воздух стал прозрачнее, а температура ниже, далеко разносились песни группы «Пелагея». Среди участников фестиваля оркестр штаба Восточного военного округа, Дальневосточный академический симфонический оркестр Хабаровской краевой филармонии, образцовые концертные хоры детской музыкальной школы № 1 и хоровой школы «Тополек» г. Хабаровска, студия барабанщиков JUST BEAT краевого Дворца дружбы «Русь», молодежный ансамбль танца «Горенка», артисты театра пантомимы «Триада» и многие другие. А где-то далеко уже охватили первые морозы поселок Охотск. Оттуда в сентябрьский Хабаровск приехала небольшая творческая группа — и попала аккурат на фестиваль. Мы видели их весь день: когда пришли к началу фестиваля, когда дружным строем вышел военный оркестр, когда начало темнеть, и на сцене закрутился концерт. Военный оркестр, кстати, после попурри заиграл что-то очень знакомое и одновременно неожиданное. На сцене пел варган, он же хомус, он же муинэ по-нанайски. А перед сценой музыканты исполняли национальные мелодии коренных народов Севера, и звучало это по-настоящему интересно. Хабаровчанам обещали невероятное и, судя по всему, обещание выполнили. А за пару дней до фестиваля выполнил другое обещание пианист-виртуоз Борис Березовский: провел мастер-класс в Хабаровском колледже искусств. Четверо дальневосточных пианистов играли с маэстро, получали советы, задавали вопросы. И это был еще один удивительный вечер, наполненный музыкой. Хабаровск охватила невидимая многим гонка, творческий предфестивальный ажиотаж. И уже на фестивале зрители стали частью этого настроя. Стояли часами без усталости, подпевали всем огромным открытым залом солисту Большого театра Дмитрию Скорикову, потому что шаляпинскую «Куму-душечку» знали практически все. А это примерно 45 тысяч человек. Финальная картина получилась яркой: на здании правительства транслировали 3D-историю. «И только искусство не подвластно времени», — говорил ведущий, и в это верила вся площадь и те сотни тысяч людей, которые смотрели фестиваль со своих экранов. Это был фестиваль, который мы полюбили. За смелость, за «Пелагею», за Шаляпина — Дон Кихота, за Рахманинова и блюз-рок, за варган с симфоническим оркестром, за танцевальные, оригинальные и вокальные номера. Анастасия МАГНУС |
|||
|