- Научить главному
- Меняющие мир
- Единое пространство культуры
- «Арсеньев LIVE» – осеннее посвящение
- На профессиональной волне
- Рукотворная красота
- Владимир Торгашин. Образы времени
- Этнические сюжеты Натальи Дигор
- Елена Левандовская. Играть с восторгом
- Путь к себе
- Лариса Михайленко. Свой музыкальный мир
- Вечный бой скульптора Мильчина
- Маленькая городская история
- Волшебными тропами
- Знаки и символы нашей истории
- Литература
- Инна Владимировна ЗОСИМОВА
В Государственном архиве Хабаровского края находится на хранении личный фонд А. П. Мильчина: рукописные воспоминания о Великой Отечественной войне, удостоверения к медалям и ордену Отечественной войны I степени, фотографии, переписка (как личная, так и официальная), подборка публикаций о выставках и, непосредственно, о работе самого скульптора, а также эскизы и наброски, сделанные рукой мастера, и видеофильм «Портрет скульптора», снятый к 60-летию Биробиджана, в создании которого активную роль играла дочь Абрама Пейсаховича Лариса Абрамовна Мильчина. Это имя сегодня может прочитать каждый, кто приблизится вплотную к памятнику Е. П. Хабарову, установленному на привокзальной площади Хабаровска 65 лет назад. Однако мало кто знает, какой нелегкий путь прошел автор к моменту установки известного монумента и еще более сложный после...
В автобиографии Абрам Пейсахович вспоминает о первых шагах в творчестве: «рисовал и лепил еще в детском доме», «резал из дерева статуэтки» (он передал их Бобруйскому краеведческому музею). С января 1935 г. поступил на службу в молодой Еврейский театр (создан в 1934 г.) художником-исполнителем. Одновременно Мильчин работал художником-иллюстратором в редакции новой еврейской газеты «Биробиджанер штерн» («Биробиджанская звезда»), рисовал портреты, карикатуры и плакаты, гравировал на дереве, линолеуме и цинке. Кстати, редакция «Биробиджанской звезды» не забывает о своем талантливом сотруднике, и сегодня на сайте газеты можно встретить публикации о А. П. Мильчине. В молодом, растущем поселке (статус города Биробиджан получил только 2 марта 1937 г.) работы художнику хватало, но влекло его к занятию мелкой пластикой, к созданию скульптурных композиций. Мильчин вновь возвращается к созданию статуэток из дерева.
Композицию «Паганини» Абрам планировал разработать как дипломный проект, но Великая Отечественная война не позволила завершить образование. Институт, в котором он учился, эвакуировали в Среднюю Азию, некоторое время студенты продолжали учебу и даже участвовали в выставках. На одной из них Мильчин представил пять работ — статуэтки из огнеупорной глины, которые получили высокую оценку руководства курса и лично скульптора, доктора искусствоведения, заслуженного деятеля искусств РСФСР и педагога Александра Терентьевича Матвеева, создавшего школу скульпторов и оказавшего большое влияние на развитие русской и советской скульптуры. В 1942 г. Абрам Мильчин добровольцем ушел на фронт. Вчерашний студент попал в 921-й артиллерийский полк. Первое боевое крещение получил в сентябре того же года. Воевал на различных фронтах, был тяжело ранен, контужен, временно терял память, однако всегда возвращался в строй. В своих воспоминаниях Абрам Пейсахович описывает боевые будни артиллеристов. Листки из ученической тетради исписаны мелким ровным почерком с витиеватыми «т» и «к», зачеркнутыми словами, недописанными предложениями. Он как будто спешил избавиться от старого нарыва в своей памяти: после нечеловечески тяжелых боев солдаты спали в холодной воде, потому что землянки крыли плащ-палатками, а тающий снег просачивался внутрь убежища. На посту мокрая шинель от мороза становится фанерой. Иногда такой долгожданный 75-граммовый ломтик хлеба прилипал небу и оказывался совершенно безвкусным. Бывало, что голодный и невыспавшийся солдат стоял на посту 17 часов, а потом отправлялся чистить ледяную картошку... Наконец Мильчин попал в топографический взвод, о чем пишет с явным удовольствием и гордостью. Здесь он убедился в важности и востребованности своего навыка рисовать и профессионального глазомера художника. В походном вещмешке нарисованные им панорамы, которые помогали разведчикам и грели душу автору. Это ли не счастье — оказаться наконец там, где есть применение твоим талантам, где тебя ценят? Из воспоминаний А. П. Мильчина: «Рисунок переднего края цветными карандашами приходилось мне делать часто, в разное время, при разной погоде и в разных условиях. Старался строго соблюдать деления и ориентиры согласно их нумерации. Так и было на опушке леса на 30-метровом дереве. К дереву было приставлено дерево метров 12. А дальше лезть, пользуясь ветками. Первые дни работы на этом дереве были каторгой. Самое страшное было в том, что ступни меж ветками зажимало до ужасной боли. На следующие дни была прибита досточка разведчиками, и это облегчило стояние между ветками. В дальнейшем мешало качание веток, на которых была прикреплена стереотруба. Приходилось ловить момент совпадения ориентира. Еще одно мешающее обстоятельство был мороз. Зябли руки. Отогревать пальцы отнимало время. Этими цветными панорамами пользовались и разведчики, идущие за языком. Но случалось, что немцы подбрасывали снаряд к высокому дереву. Или снайпер щелкал. Единственный выход был спускаться с этих высот. Случалось, привязывали канат со спутником прямо в яму. Перчатки не выдерживали такого трения...». Мало кто на войне минует госпиталь. Кроме ранений, контузий и отравлений газами в окопах, палатках, блиндажах, хозяйничали болезни — следствие голода и отсутствия средств личной гигиены. А. П. Мильчин вспоминает на страницах своего дневника: «Вскоре у меня был приступ малярии, и меня отвезли в санчасть, а оттуда — в госпиталь. По просьбе начальства госпиталя и политработников я согласился на время лечения исполнить нужные оформительские работы как художник... Рисовал плакаты, написал лозунги на всех стенах. Полно всяких плакатов на медицинские темы. Для театральной самодеятельной группы делал бутафорские маски. К юбилею сделал большой объемный плакат. Для клуба за сутки 1,5-метровый барельеф Ленина — Сталина. На юбилейном вечере мне была объявлена благодарность за самоотверженный труд...» После госпиталя Абрам Мильчин возвратился в свой 921-й полк. Служил в топовзводе штаба полка, занимаясь не только фиксированием местности на бумаге, но и доставкой термосов с обедами на передовую под артобстрелами и авианалетами. Во время такого артобстрела солдата Мильчина серьезно ранили в ладонь левой руки. Сразу после перевязки у военфельдшера его отправили к связистам, где с командиром отделения Абрам уже «бегал по линиям связи», устраняя их повреждения. В составе действующей армии Абрам Мильчин дошел до Данцига (польский Гданьск). Согласно сведениям из красноармейской книжки и военного билета, хранящихся в личном фонде А. П. Мильчина, в апреле 1945 г. его направили в Ленинградское артиллерийское училище, а в декабре того же года демобилизовали, и он вернулся в институт. Но доучиться Абраму, к сожалению, не позволило ни состояние здоровья, ни материальное положение. Он вернулся в Биробиджан и продолжил работу в Биробиджанском государственном еврейском театре художником и газете «Биробиджанская звезда» заведующим отделом иллюстраций, выполнял заказы от музея Биробиджана. За 1946–1947 гг. Мильчин оформил в театре спектакль «Гришка из Острополии»: макет декорации, эскизы костюмов и грима. Выполнил в пластилине эскиз памятника еврейскому писателю Шолом-Алейхему. Времени на свободное творчество оставалось до обидного мало. Пришлось уйти из театра и из редакции, но теперь появилась возможность создавать барельефы в дереве — портреты еврейских писателей-классиков, а на краевую выставку художников Мильчин представил бюсты депутатов Верховного Совета Ш. М. Кочиной и Е. П. Халая. В 1947 г. Хабаровское отделение Союза художников пригласило скульптора А. П. Мильчина на работу в Хабаровск. По словам Нины Лазаревны Герцвольф, жены Абрама Пейсаховича, «из Биробиджана уезжал с душевной болью и сожалением. Так ушла из творчества еврейская тема». С другой стороны, работа в Хабаровске должна была предоставить новые возможности, интересные проекты, материальную стабильность. Скульптору, уже имевшему на тот момент семью и детей, обещали жилплощадь и мастерскую. На деле все оказалось намного сложнее... Сочетание таланта и работоспособности Мильчина давало закономерные результаты в виде побед и присуждения наград на выставках разных уровней. Уже в 1948 г. он получил первую премию Союза художников за двухметровую гипсовую статую советского воина «Последняя граната». В 1949 г. А. П. Мильчин, имевший немалый опыт театрального художника, оформил спектакль «Сказка о храбром солдате Иване, о Вольном Ветре и о поганом Идолище» для Хабаровского театра кукол. В газете «Молодой дальневосточник» отметили, что эта сценография немало способствовала успеху спектакля. В 1950 г. на Всесоюзной художественной выставке Мильчин представил скульптуру русского землепроходца Семена Дежнева. Искусствоведы оценили ее, как «работу зрелого, опытного скульптора». Для своих экспозиций скульптуру «Семен Дежнев» приобрели Хабаровский и Якутский художественные музеи. В целом 1950-е гг. стали самыми плодотворными и успешными в жизни скульптора: Мильчин участвовал в республиканских, межобластных и краевых выставках, где экспонировались его скульптурные произведения: бюсты дальневосточных мичуринцев-садоводов А. М. Лукашова и П. Г. Шуранова, героя Гражданской войны С. Лазо, скульптура «Ерофей Хабаров», послужившая в дальнейшем смысловой основой для монумента на привокзальной площади Хабаровска. В 1953 г. Государственная закупочная комиссия приобрела у А. П. Мильчина метровую фигуру первопроходца для экспозиции выставки советского изобразительного искусства в социалистических странах с последующей передачей в экспозицию Якутского художественного музея. В 1955 г. на краевой выставке в Хабаровске был представлен ныне знаменитый проект памятника землепроходцу Е. П. Хабарову. Тогда же, в 1950-е, под лозунгом «Художник должен видеть жизнь!» скульпторы и художники направлялись в командировки по краю. А. П. Мильчин собирал творческий материал в порту Маго и на мысе Лазарева. Результатом этих командировок стали интересные работы на «рыбацкие» темы: рельефные портреты, статуэтки, бюсты, метровая скульптура «Рыбачка», которая в 1959 г. экспонировалась на художественной выставке, посвященной 40-летию советской власти. Среди документов фонда А. П. Мильчина хранятся его письма 1960–70-х гг., адресованные Маринкину И. И. в Хабаровский краевой комитет КПСС, трудовой комиссии Хабаровских художественных мастерских и председателю правления Союза художников РСФСР. Они полны обиды и горечи: от недоплаченных (официально присужденных) премий до разграбления мастерской, отмены практически готовых заказов и даже исключения из Хабаровского Союза художников... Отправлены ли были эти письма или это лишь способ выплеснуть накопившийся протест? Подтверждений той или иной версии в документах архивного фонда скульптора и фонда Союза художников нет. Однако есть факт, против которого не поспоришь, он касается памятника вождю мирового пролетариата В. И. Ленину на площади в Хабаровске. В 1959 г. по рекомендации скульптора, академика АХ СССР М. Г. Манизера главное управление изобразительных искусств Министерства культуры РСФСР заключило договор с А. П. Мильчиным на создание проекта памятника вождю для центральной площади Хабаровска. Над ним Абрам Пейсахович работал совместно с московским архитектором В. В. Богдановым. Проект утвердил высший экспертно-художественный совет Министерства культуры РСФСР, но в Хабаровске проект Мильчина — Богданова не осуществили. Это произведение украшало площадь Ленина (ныне площадь Дружбы) в Биробиджане с 1957 г. В 1978 г. на его месте установили бронзовый монумент В. И. Ленину работы Л. Е. Кербеля, а бетонный памятник работы Мильчина передали в районный центр Смидович.
Абрам Пейсахович создал целый ряд подготовительных работ к памятникам, среди которых эскиз для памятников В. К. Блюхеру, А. П. Гайдару, макет статуи «Подвиг» («Бросок на дзот»). Творчеству этого мастера принадлежит памятник-надгробие еврейскому поэту Б. И. Миллеру (Б. С. Мейлеру), с которым скульптора связывали дружеские отношения. Изучая фотографии из фонда личного происхождения Абрама Пейсаховича, я обратила внимание, что на групповых снимках Мильчина сразу не найти — худой, небольшого роста, он скромно держится где-то в 4–5-м ряду. Зато какая мощь идет от снимков, на которых скульптор запечатлен за работой! Как любой увлеченный человек, он прекрасен в момент творческого вдохновения. На торжественном открытии памятника Е. П. Хабарову 29 мая 1958 г. кто-то из фотографов сделал неожиданно трогательный портрет скульптора на фоне цветов, людей и памятника — уже не его детища, а городского символа. Лицо творца озарено светлой грустью: он счастлив, одновременно сознавая, что закончился важный этап в жизни, надо идти дальше и начинать что-то новое... Документы и фотографии на хранение в Государственный архив Хабаровского края передала вдова Абрама Пейсаховича Нина Лазаревна Герцвольф в 1996 г. На некоторых документах ее рукой сделаны примечания, из которых понятно, с каким участием и любовью она относилась к мужу — талантливому скульптору. Лариса ПРОСОЛОВИЧ |
|||
|