Региональный образовательный проект «История Дальнего Востока России»«Бери лучшее, бери огонь, стряхивай пепел; вникай, примеряй, спорь, насмехайся, даже отталкивай — лишь бы не равнодушие. Лишь бы не самодовольное — «я современный человек, какое мне дело до прошедшего!». Этими словами историка и писателя Н. Я. Эйдельмана открывается третье региональное учебное пособие по истории Дальнего Востока России, посвященное прошлому нашего региона в XIX — начале XX века. Но и для двух предыдущих книг, приглашающих школьников Хабаровского края совершить путешествия в древность, Средневековье и раннее Новое время, эти слова не менее актуальны. О том, что стоит за региональным образовательным проектом «История Дальнего Востока России», интервью с Ольгой Юрьевной Стреловой. — Ольга Юрьевна, «региональный компонент» на уроках отечественной истории впервые возник в конце 1990-х годов, тогда же появились учебные пособия, в разработке которых вы принимали непосредственное участие. Каким был тот первый опыт? — Федеральный закон «Об образовании» (1992) в статье 7 ввел федеральный и национально-региональный компоненты общего образования. Разработка первого находилась в компетенции федеральных органов государственной власти, разработка и реализация второго в компетенции субъектов РФ «для обеспечения особых потребностей и интересов народов нашей страны в области образования, сохранения и развития культурного наследия многонационального российского народа». В середине 1990-х в российских регионах стали создаваться учебники и учебно-методические пособия, которые знакомили школьников с природно-географическими особенностями и историко-культурными достопримечательностями краев, областей, республик нашей страны. Однако в некоторых субъектах РФ продолжали писать учебники по истории своих городов, сел и районов, воскрешая традиции советского краеведения. (О разнице между краеведением и региональным компонентом я пишу не один десяток лет, однако многие продолжают употреблять более привычное слово «краеведение» и работать «по старым рецептам».) Во второй половине 1990-х Хабаровский край тоже включился в новое движение. Благодаря профессору Е. А. Степашко и международному семинару «Преподавание истории в пограничных регионах и поликультурном обществе» (Хабаровск, 1998) наше научно-педагогическое сообщество взяло курс на разработку теории и практики регионального компонента общего гуманитарного образования. В 1999 году вышел в свет учебник А. Ю. Завалишина «История Дальнего Востока России в Новое и Новейшее время» (середина XVII–XX век), а в 2002-м — коллективный труд наших историков и методистов по истории Дальнего Востока в эпоху Средневековья. В работе над второй книгой я принимала самое непосредственное участие и с благодарностью вспоминаю Виктора Петровича Бурю и хабаровское издательство «Частное коллекция». Региональные пособия, а многие из них изданы «Частной коллекцией», в первое десятилетие XXI века регулярно приходили в школы нашего края, получали награды на краевых и российских книжных ярмарках, поднимали авторитет хабаровской научно-педагогической школы... Мы набирались опыта, а движение в стране угасало: в 2008 году образовательные стандарты стали однокомпонентными (ФГОС), субъекты России в 2010-е годы перенесли внимание на новые задачи (ЕГЭ и ОГЭ, компьютеризация и цифровизация, инклюзивное образование и другие, и издание новых региональных пособий фактически остановилось. — Почти через 20 лет, в 2018-м, вы вместе с Г. Н. Паневиной, заведующей кафедрой теории и методики обучения Хабаровского краевого института развития образования, разработали Концепцию развития региональной информационно-образовательной среды Хабаровского края. Что стало определяющим в этом масштабном проекте? — Разработка и утверждение Концепции были ответом на заказ краевого министерства образования и науки, который сначала формулировался как «создание новых региональных учебников по предметам социально-гуманитарного цикла для школьников Хабаровского края». Но прежде чем браться за эту задачу, необходимо было осмыслить вызовы обществу и образованию в XXI веке, изучить психолого-педагогические особенности и потребности цифровых поколений, проанализировать отечественный и международный опыт создания учебников в открытом информационном мире, обосновать актуальные теоретико-педагогические подходы к региональным пособиям как «ресурсам личностного развития школьников» в условиях поликультурного российского общества и федеративного государства. Поэтому главным стимулом обновления наших учебников, в частности по истории, являются социокультурные и педагогические процессы в мире, стране и ее регионах. В Концепции сформулированы общие теоретические и практические подходы к разработке учебных и методических пособий, поддерживающих единое образовательное пространство РФ и вместе с тем отражающих геокультурные особенности Дальнего Востока России и его составляющей — Хабаровского края. — Первый учебник посвящен древности и Средневековью, что дает возможность сегодняшним школьником открыть для себя удивительные и загадочные миры народов и государств Дальнего Востока, существовавших на этой территории и создававших свою уникальную культуру. Об этом можно судить по результатам новых археологических исследований. А ведь довольно долгое время существовало устойчивое мнение, что до прихода русских казаков эти земли были пустынными и безжизненными. — Такое мнение существовало благодаря традиции «советского краеведения» начинать историю сибирских поселений с прихода и «открытия» их русскими землепроходцами. Со всеми следующими из такого «старта» ненаучными, часто идеологизированными, ложными представлениями и негативными стереотипами. Наше первое пособие начинается с «доисторических времен» и рассказывает, как миллионы лет назад формировался континент Евразия, чем обусловлена специфика почв, недр, флоры и фауны Дальнего Востока, в каких природно-климатических условиях оказались его «первые люди» и почему их образ жизни, занятия и искусство были именно такими — не хуже и не лучше, а соответствующими своему «историческому времени и пространству». Пяти- и шестиклассникам, которые по ФГОС изучают историю Древнего мира и Средних веков, учебник поможет почувствовать сопричастность к далекому прошлому и обнаружить его "следы«на улицах и в музеях родных городов и сел, по-другому взглянуть на памятники истории, археологии и культуры, которые находятся совсем рядом, и вместе с тем понять, что «малая родина», подобно всемирно известным государствам древности, была вовлечена в общеисторические процессы образования и распада империй (Бохай, Цзинь и др.), монгольских и других завоеваний, сопротивления захватчикам, установления межкультурных контактов и разжигания военных конфликтов, заключения экономических соглашений и духовных исканий (бохайский поэт Хайтэй, безымянные художники, скульпторы, ювелиры, сказители)... — Какие исторические объекты или территории российского Дальнего Востока особенно привлекают школьников? — У школьников Хабаровского края появились свои фавориты. О них мы знаем по творческим работам и исследовательским проектам, которые учащиеся 5–7-х и даже 8–10-х классов третий год представляют на краевом конкурсе, который называется так же, как и наши региональные пособия — «История Дальнего Востока России в древности и Средневековье» и «История Дальнего Востока России в Новое время (XVII–XVIII вв.». В лидерах доисторические персонажи: мамонтенок Дима, носорог Саша, лебедь-динозавр Ванюша и их современники. На конкурсе 2023 года победителями стали проекты шестиклассника Александра Ядыкина (лицей «РИТМ», Хабаровск) «Дальневосточный парк юрского периода» и группы десятиклассников школы № 4 п. Ванино «Страна мамонтов». В Средневековье популярны хабаровская черепаха и Большой Уссурийский остров; в раннее Новое время — Албазинский острог. Проекты победителей и призеров мы публикуем на сайте «Наше будущее — Хабаровский край» (https://konkyrs27.wixsite.com/nashe-budushee), в методических рекомендациях анализируем и комментируем лучшие проекты школьников и педагогов для того, чтобы новые читатели учебников и участники будущих конкурсов вникали, брали лучшее, примеряли, спорили, заряжались энергетикой культуры и истории нашего региона. 1 сентября 2023 года в школах Хабаровского края появится следующий учебник — в нем Дальний Восток России, наш город и другие населенные пункты предстанут в объемной панораме XIX — начала XX века и, надеюсь, персонажами новых проектов станут Н. Н. Муравьев-Амурский и Г. И. Невельской, (а может быть, и их жены), сподвижники и продолжатели «Муравьевского века», чьи имена появились на картах Дальнего Востока, высечены на памятных плитах или исчезли в пучине Амурских сплавов, трех волн переселенчества, раскорчевки тайги, строительства уссурийского участка Транссиба и т. д. — Вы подчеркиваете, что учебники по истории российского Дальнего Востока являются инновационными. А что это означает? В чем проявляется? — Начну с внешних признаков, которые бросаются в глаза, когда вы берете в руки любой из трех учебников. В них нет параграфов с длинными монологичными авторскими текстами, которые заканчиваются «правильными» выводами и вопросами для проверки «полученных знаний и умений». Вместо них тематические развороты на одну-три полосы, которые объединены общей темой. Названия у них яркие, интригующие, например, «Остров сокровищ — Большой Уссурийский» (5–6-й классы), «Какой была Сибирь в XVII веке? Чем к себе манила?» (7–8-й классы), «Амурские сплавы: тысячи верст по неизвестной реке» (9-й класс) и др. В развороте не вся информация, которую необходимо прочитать и запомнить, а минимум, представленный разными источниками (научно-популярный текст, документы, изображения, статистика и пр.). Работать с ними можно в той логике и с той глубиной погружения, которые будут востребованы школьниками и педагогами. Говоря современным языком, сплошные и одномерные тексты уступили место множественным, нелинейным, составным, характерным для цифрового мира, привычным для цифровых поколений. Целенаправленность работе с тематическим разворотом придает ключевой вопрос. Во введении к пособию сразу договариваемся со школьниками: «Это „окошко“, сквозь которое вы можете сначала заглянуть в прошлое, а потом размышлять над ним. У ключевого вопроса НЕТ „правильного“ ответа! Он требует вашего сопереживания, воображения, интуиции и, конечно же, серьезных исследований и творческих экспериментов. Ответ на ключевой вопрос у ваших одноклассников может быть разным. Это естественно и интересно... Почему разные люди дали разные ответы на один и тот же вопрос, можно понять, обсуждая все варианты и выслушивая их аргументы». Каждый тематический разворот, а в нем каждый словесный и визуальный источник опутаны сетью вопросов и заданий для анализа, сопоставления, объяснения исходных данных, творческой реконструкции и интерпретации прошлого там, где требуется воображение, смекалка, креативность и др. На развитие познавательного интереса, исторического и критического мышления, эмпатии и исследовательских умений направлены специальные рубрики, которые вы не найдете ни в каком другом учебнике: «Учимся делать проекты по истории», «Прошлое молчит, когда его ни о чем не спрашивают», «Человек в истории», «Историческая география», «Историческая живопись» (если будем писать учебник по ХХ веку, появится рубрика «Исторический кинематограф») — для понимания сути художественной реконструкции прошлого в произведениях искусства. Любая новация в наших пособиях — это не погоня за внешними эффектами, а разработка и апробация психолого-педагогических и научно-методических подходов к современному учебнику истории как средству организации познавательной деятельности и ресурсу личностного становления школьников! Такой учебник — это не кладезь знаний ученого «по исторической части», с которым он делится добровольно-принудительно (учебный план, контрольные работы, экзамены и пр.), а педагогический конструктор, приглашающий детей в познавательное путешествие и рассчитанный на их собственные открытия. К счастью, сфера разработки регионального компонента общего образования в нашей стране не так жестко унифицирована, как федеральная, где действуют стандарты, единые программы и учебники. Основным требованием к учебно-методическим пособиям на местах остается их ценностная и содержательная интеграция в единое образовательное пространство России. Наше гуманистически педагогическое и творческое отношение к учебным книгам по истории Дальнего Востока России в русле этой стратегии, а тактически предлагает новые и эффективные пути воспитания российской гражданской идентичности. — Тогда расскажите, пожалуйста, как пишутся такие учебники? Какие источники вы используете? И особый интерес: как журнал «Словесница искусств» оказался в их числе? — Вопрос о том, как пишутся учебники истории, на первый взгляд, незамысловатый... Если за школьный учебник берутся академические ученые или университетские преподаватели истории, то они перерабатывают содержание лекционных курсов и монографий под требования соответствующих образовательных стандартов и программ, редакторы вставляют «картинки», макетируют тексты... и получается то, что хорошо нам известно по собственным годам обучения и школьным будням наших детей и внуков (я принимала участие в работе разных авторских коллективов в федеральных издательствах «Просвещение», «Дрофа», «Российский учебник» и других в качестве методиста, которому поручено составить вопросы и задания к готовым параграфам. Обычная, но не эффективная практика). С «Историей Дальнего Востока России...» все по-другому, потому что это педагогический проект, мы идем не от исторической науки и собственных знаний, а от возрастных познавательных возможностей и интересов современных школьников. Формируем содержание каждой книги, стараясь найти и отразить в ней яркие факты, поражающие воображение, пробуждающие эмоции и любопытство... Предвижу вопрос о том, насколько научны такие учебники. А почему нет? Мы пользуемся качественными, надежными источниками информации, профессионально с ними работаем, консультируемся со специалистами Хабаровского краевого музея им. Н. И. Гродекова, сотрудничаем с Государственным архивом Хабаровского края и другими музеями нашего города и края. Вторую половину работы над рукописью и макетом занимает тесная и конструктивная связь с редакторами издательства «Русского слова». Выражаю искреннюю признательность Инне Александровне Агапьевой (два первых пособия) и Светлане Игоревне Сокольниковой (третья книга) за скрупулезную проверку всех текстов, дельные предложения, креативное редактирование «особого учебника» (в то же время для других регионов издательство готовит серийные пособия). В поисках надежных источников при подготовке уже первого учебного пособия я стала натыкаться в интернете на «Словесницу искусств» и благодарна редакции за быстрый и легкий доступ ко всем материалам и архиву журнала. Заметила, что «Словесница искусств» подсказывает сюжеты, которые созвучны концепции наших учебников, и благодаря им «История Дальнего Востока России» в любом историческом времени — это история людей, а не набор дат и событий. Это история женщин (!), хотя специальных сюжетов о героинях Нового времени пока единицы (Н. Шелихова, Е. Муравьева, Е. Невельская, Е. Старцева). Это история художников (Л. Воронин и Е. Мейер) и исторических полотен В. Романова и Г. Зорина, замысловатая история памятников, обелисков и памятных мест (графу Н. Н. Муравьеву-Амурскому и Ерофею Хабарову в нашем городе, Н. И. Гродекову в Санкт-Петербурге). Всех тем и героев здесь не перечислить, но чем ближе к ХХ веку, тем их больше! Журнальные статьи и очерки, которые привлекли мое внимание, написаны профессиональными историками, искусствоведами, краеведами, музееведами, сотрудниками архивов и библиотек. Не буду здесь перечислять их фамилии, в учебниках есть ссылки на использованные источники. Остановлюсь только на том, в каком виде материалы «Словесницы искусств» и других ресурсов представлены в наших учебных пособиях: в кратком пересказе, со ссылкой на источник прямо в «Досье» или в списке литературы, озадаченные так, чтобы школьники могли заинтересоваться жизнью и судьбой исторического персонажа, поразмышлять о перипетиях прошлого и современности. Например: «1. Найдите в Интернете репродукции полотен В. М. Васнецова с изображениями ангелов и объясните метафору в названии этого досье — „Сестра с глазами Васнецовского ангела“. 2. Чем среди других сестер милосердия выделялась Евдокия Воронова? Чему удивлялись и чем восхищались в ней все, кто хоть раз встречал ее на фронте?». Или: «1. На основе досье и дополнительных источников расскажите о повседневной жизни Петровского зимовья в 1851–1854 гг. В своей творческой реконструкции обратите внимание на „Хозяйку залива Счастья“ и раскройте смысл этой метафоры. 2. В учебном пособии по истории Дальнего Востока России в Новое время (7–8-е классы) героиней XVIII в. стала Наталья Алексеевна Шелихова (с. 118–119). В чем, по вашему мнению, образы и судьбы двух женщин: Е. И. Невельской и Н. А. Шелиховой — похожи? В чем каждая из них героиня своего столетия?». Беседовала Елена ГЛЕБОВА |
|||
|