Возвращать ушедшее время

Бодайбинский район Иркутской области.  Кладбище спецпереселенцев 1930-х годов на одном из приисковВспоминаются слова В. К. Арсеньева: «Люди уходят, а дела их остаются». Так же можно сказать о талантливом фотографе, журналисте, краеведе Валерии Николаевиче Токарском.

Он родился в 1945 году в Комсомольске-на-Амуре, а вырос на Сахалине. Фотографией занялся после службы в армии, а в 1973 году пришел в газету фотокорреспондентом. Побывал во многих уголках Дальнего Востока, работал в краевом отделении ТАСС, фотографом при губернаторе Хабаровского края, в возобновленной краевой газете «Приамурские ведомости». Токарский был среди тех, кто стоял у истоков издательского дома «Приамурские ведомости», а издаваемые здесь книги нередко украшали его иллюстрации.

Увлекался исследованием творчества первых фотографов Приамурья и Сибири, писал статьи в центральные газеты, сопровождая их авторскими снимками. Трепетно относился к старым фотографиям, печатая с них прекрасные репродукции. Именно ему Хабаровский краевой музей им. Н. И. Гродекова доверил стеклянные фотопластинки А. М. Бодиско, чтобы к 150-летию Хабаровска использовать эти уникальные снимки. В 2010 году Гродековский музей издал книгу А. П. Путинцевой «Дневники красной юрты», а Токарский подготовил к печати архивные фотографии. Даже когда Валерий Николаевич вышел на пенсию, к нему по-прежнему обращались ответственные секретари газет в надежде получить из его архива редкие снимки, на которых запечатлено ушедшее время и его герои.

Токарского командировали в Иркутск для пересъемки в музее оригинала портрета Н. Н. Муравьева-Амурского кисти К. Е. Маковского. Тогда мы восстанавливали памятник приамурскому генерал-губернатору. Валерий Николаевич очень старался, ползая на коленях перед картиной, выбирая нужный ракурс, а его репродукция разошлась по разным изданиям и считается лучшей. И еще именно его фотоснимки памятника Н. Н. Муравьеву-Амурскому в Хабаровске и автомобильно-железнодорожного моста через Амур изображены на самой большой денежной купюре Российской Федерации номиналом в 5 тысяч рублей. Мы этим гордимся.

Валерий Токарский не раз становился лауреатом всероссийских, зональных, краевых и городских фотовыставок. Получил специальный приз Первого международного фотоконкурса «Океан-2006». В 2012 году во Владивостоке вышла книга «Лучшие фотографии Дальнего Востока (1862–2012)», в которую вошли и работы Валерия Николаевича.

Несколько лет назад он переехал из Хабаровска в Санкт-Петербург, продолжил заниматься любимым делом, став членом фотографического общества Северной столицы. У Токарского всегда был особенный взгляд на людей и окружающий мир. Для него важны снимки, в которых запечатлены эмоции, чувства, характеры, видны главные акценты нашей жизни. Он готовил выставку для жителей Петербурга, чтобы показать свое творчество.

Практически вся его жизнь была связана с фотографией. Благодаря аналитическому складу ума, скрупулезности, педантичности и невероятному чутью на все происходящее на снимках Валерия Токарского историческое время предстает во многих характерных чертах. Фотограф Игорь Симонов в статье «Фотография и время» («Словесница искусств», № 1 (33), 2014) для наилучшего раскрытия темы использовал девять снимков Токарского. Вот небольшой фрагмент.

«Бодайбинский район Иркутской области. Кладбище спецпереселенцев 1930-х годов на одном из приисков» Перед нами фотография, сделанная автором на Бодайбинских приисках, где простые деревянные кресты, изготовленные из неотесанных лиственничных бревен. Под этими крестами покоятся ссыльнопоселенцы времен сталинской эпохи. Этот снимок будет вечно напоминать нам о сотнях тысяч безвинно репрессированных, похороненных в вечной мерзлоте. На втором плане — четверо мужчин со скорбными, напряженными лицами: очевидно, это их родственники.

А вот другая фотография: «Святослав Теофилович Рихтер». Великолепный снимок гениального пианиста Святослава Рихтера. Мне доводилось видеть фотографии этого великого человека, выполненные известными мастерами, но такого удивительно теплого портрета не встречал«.

Или такая фотография из архива Валерия Токарского — «Вечный огонь по пути в Хабаровск у селения Найхин. Алексей Клементьевич Черный». На крутом берегу Амура была заложена площадь Славы, где планировали зажечь Вечный огонь. Доставить его решили из Комсомольска-на-Амуре, с завода «Амурсталь», где в годы войны плавили сталь для нужд обороны нашей страны. На бронетранспортере факел с Вечным огнем был доставлен на площадь, а зажигал его Алексей Клементьевич Черный — участник Великой Отечественной, первый секретарь крайкома КПСС. Сегодня эта фотография, зафиксировавшая важное историческое событие, — слепок Времени.

Я познакомилась с Валерием Токарским, скромным и очень ответственным человеком, в конце 1980-х, когда в Гродековском музее еще не было штатного фотографа. При создании выставок, а также для съемки во время историко-бытовых экспедиций по Хабаровскому краю, приглашали внештатных специалистов. Какие прекрасные портреты простых тружеников села, какие интересные сюжеты, запечатленные Токарским, попадали потом в музейные фонды! Надо было видеть, как он усаживал на лавочку стариков, поправляя им воротнички, награды, иногда даже причесывал. Старушки, отвечая на вопросы о своей нелегкой жизни, доставали платочки и смахивали слезу. Еще тогда он сказал, что «заболел» историей. И вспомнил добрым словом свою службу в армии, в Приморье, когда на политзанятиях лейтенант твердил солдатам, что необходимо знать историю того места, где служишь, где живешь. Так постепенно Валерий Николаевич становился краеведом.

Его интересные исследования публиковались в журнале «Словесница искусств». Например, «Сильницкие: в истории семьи — история страны». Писал замечательно, простым понятным языком, дополняя материал снимками. Ему удалось определить портрет А. П. Сильницкого из камчатского альбома, хранящегося в Дальневосточной государственной научной библиотеке. Статья рассказывала о малоизвестных фактах из жизни Антона Петровича в период его работы редактором газеты «Приамурские ведомости», петропавловским уездным начальником, во время многочисленных командировок по территории Приамурского военного округа. В 2009 году на статью откликнулся внук Антона Петровича — Георгий Георгиевич Сильницкий, житель Смоленска, доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации. Ему тогда было уже 80 лет, но он продолжал преподавать на кафедре английской филологии Смоленского государственного университета. А Токарский в очередной раз напомнил нам, что ДВГНБ обладает ценнейшими материалами, но открываются они тем, кто любопытен и терпелив в поиске. Некоторое время сотрудничая с научной библиотекой, Валерий Николаевич организовал около десяти выставок на различные краеведческие темы, причем на собственные средства. Он был членом клуба «Краевед», не расставался с фотоаппаратом и дарил нам радость неожиданными снимками.

Запомнился и замечательный очерк Валерия Токарского «Визит к шаману», опубликованный в «Словеснице искусств» (№ 2 (32), 2013). Он рассказывает о командировке в таежную глубинку, на вершину горы, где располагалась метеостанция. Там он узнал, что на берегу таежной реки живет большая семья, причем по тем же традициям, что и далекие предки, а ее глава когда-то был проводником Арсеньева. Рассказывая об этих людях, Валерий Токарский нашел удивительно точные слова, создал яркие образы. «Дорога к стоянке загадочного семейства была проста. С вершины горы нужно было по тропинке спуститься к стойбищу на берегу реки. Сколько времени это займет? Спускались по тропе два часа... Увиденное на берегу реки превзошло все ожидания. Было впечатление, что время вернулось вспять на несколько десятилетий. Поразили постройки, одежда жителей стойбища. Все напоминало музейные экспонаты.

...Старик лежал на теплом кане. Ему нездоровилось. Вспоминались молодость, многочисленные родственники его рода. Был год, когда довелось быть проводником в военном отряде русских, забиравшихся в такие дебри, откуда вывести мог только опытный охотник. Именно таким, вспоминал старик, он был — сильным, удачливым. Запомнился старший в отряде, приветливый офицер. Хорошо платил за работу. У старика хранилось несколько серебряных монет в память о том офицере. Офицер много расспрашивал о местности, постоянно писал в толстых тетрадях. Уже потом старик, когда сносно научился говорить по-русски, узнал, что того военного звали Арсеньевым. <...>

Старик снова устроился на теплой лежанке. Почувствовал наступившее умиротворение. Совсем скоро его душа уйдет в иной мир, туда, куда ушли его старшие сыновья и другие родственники. Здесь, в этом мире, дело отца продолжает третий сын. Растит своих детей, которые понимают язык леса, зверей и птиц. Мысли старика, словно вода неторопливого ручья, растекались по времени прошлому, настоящему и будущему...»

Мария БУРИЛОВА