Трое в лодке под луной

Сергей ЗиминВ московской галерее «ТНК Арт» состоялась персональная выставка Сергея Зимина «Зеленая рыба», представившая более 50 живописных полотен
и многогранную палитру их автора.

Тихий вечер. 2008. Холст, масло, 50 х 60Хабаровчанин по рождению, авиационный инженер по профессии, художник по состоянию души. Серьезное увлечение живописью началось с 1980-х, он учился в студиях и частных мастерских в Хабаровске и Москве. Сейчас на счету Зимина множество творческих конкурсов и выставок в Хабаровске, Москве, Электростали, он член Творческого союза художников России и Международного художественного фонда.

Лодки. 2014. Холст, акрил, 40 х 40Сергей Зимин — художник радости. Она наполняет его палитру и сюжеты, выплескивается за пределы холста, и зритель, улавливает эту волну. Так случилось и со мной много лет назад, на самой первой его персональной выставке в Хабаровске.

Пока лодку несет река... 2014. Холст, масло, 60 х 60За это время многое изменилось. Художник переехал в Москву, стал много путешествовать, в том числе и в далекие страны. Написал и опубликовал две замечательные повести — «Зеленая рыба» и «Авдотька — кулик болотный», несколько интересных рассказов и дневники своих путешествий. Он как-то очень естественно вписался в бурлящее художественное пространство столицы, стал участником многих творческих проектов. Попробовал свои силы в конкурсе на создание портрета Ивана Бунина и, неожиданно для самого себя, стал победителем. Потом родился образ еще одной, знаковой для российской культуры личности — Александра Вертинского. В картине Зимина «Желтый ангел» вдруг проступила душа большого артиста, примерившего однажды сценическую маску Пьеро.

Чашка кофе. Воспоминание. 2013. Холст, акрил, 60 х 60Зимин размышляет в своих работах о непростых поисках себя и своего предназначения, всматривается в иные дали, где едва уловимо крыло ангела, мучительно ищет свой путь в искусстве, но все равно в основе этого — радость творчества, постижения, познания. Потому что такой он человек, Сергей Зимин — открытый к восприятию нового, умеющий разглядеть в большом культурном потоке особые ручейки.

Грусть. 2015. Холст, масло, 60 х 60В его полотнах земное и небесное, реальное и сказочное. В них рыбы, птицы, стрекозы, летающие коровы и дома с распахнутыми окнами-глазами. Один цикл сменяет другой, как волны жизни. Художник пишет серию работ, посвященных русским народным праздникам, и кажется, что от них реально исходит аромат кружевных блинов, вербы, поспевших яблок. Отправляется на пленэры и привозит написанные на одном дыхании пейзажи — укрытые листвой парки, заснеженные городские улочки, притихшие в закатных лучах храмы. Иногда в его пейзажных зарисовках где-то среди ветвей мелькает человеческая фигурка, по дороге женщина ведет за руку ребенка, пролетает птица, пробегает пес. И появляется какая-то совсем новая сюжетная линия, которая выйдет за рамки этой работы и обязательно продолжится где-то в городском дворике, за светящимися окнами домов.

Зимний день. Владимир. 2009. Холст, акрил, 40 х 50Зимина манят далекие берега, и он, оставив все дела, бороздит морскую стихию на деревянном паруснике «Святитель Петр митрополит Московский», построенном, между прочим, по чертежам XVII века. Путь неблизкий — от Босфора до Гибралтара, прямиком к Атлантическому океану. И хотя на корабле ему отведена ответственная роль кока, краски и холсты всегда под рукой, и художник насыщает их всеми оттенками радости и новых впечатлений. И вот уже на белом холсте проступают контуры стокгольмского дворика, появляется колоритная итальянка, умиротворенно дремлют возвышенности Черногории, а в зеркале залива у острова Видо отражаются паруса. Все эти картины очень разные. Одни плоскостные, с максимально условным рисунком, где главное — цвет и его едва уловимые переходы. Другие напоминают объемную мозаику, в стеклышках которой вся радуга эмоций, впечатлений, фантазий.

На том берегу. 2014.  Холст на картоне, акрил, 40 х 40Время меняется, человек меняется. Палитра у Зимина теперь другая — сдержанней, строже. И его картины, прежде густонаселенные, теперь предельно лаконичны. «Старик и море», «Кораблекрушение», «Грусть», «Умиротворение» — эти холсты-метафоры наполнены светлой печалью. Она не давит на сердце, напротив, помогает понять какие-то очень сложные, глубинные вещи и, что очень важно, примиряет с ними. В приглушенных отсветах бирюзы и охры рождаются философские истории о семье, где мужчина, женщина и ребенок — неразрывное целое, и этот образ троицы рефреном проходит через творчество художника. Еще он размышляет о яблоках, дающих не только познание, но и возвращающих воспоминания. О половине батона, который человеку предстоит разделить с птицами, собаками и прочими божьими тварями, поскольку мир живой един и неделим. О берегах вечности и стремящейся к ним маленькой лодочке — в последнее время частый образ в его холстах.

Кораблекрушение. 2015. Холст, масло, 60 х 60Есть у Сергея Зимина картина «Пока лодку несет река...», и кажется, в ее символичном сюжете отражен мир художника. В слиянии воды, земли и неба на волнах качается маленькое суденышко. В нем трое — мужчина, женщина, мальчик. Их лица в отсветах луны спокойны, их путь — предопределен.

Елена ГЛЕБОВА