Приверженцы олимпийского направления известны нам давно, а военно-исторические клубы реконструкции, исповедующие классическую стрельбу, заявили о себе всего несколько лет назад. Но и к ним хабаровчане уже присмотрелись. Пышные средневековые костюмы, доспехи и реплики древнего оружия пришлись — мимо не пройти. Есть в городе любители «просто пострелять», равно уважающие олимпийский, классический и лихо изогнутый лук турецкого типа. За бортом стрелкового искусства долго оставалось только одно направление — единственное в мире философско-мистическое кюдо — японское искусство стрельбы из длинного лука. Но с недавних пор в Хабаровске существует и это древнее искусство. Лук появился давным-давно, около 15 тысяч лет назад, хотя некоторые ученые говорят и о 30 и даже о 64 тысячах лет. Древний человек, используя примитивное умение анализировать, заметил, что некоторые деревья гнутся, но не ломаются. Этот факт, да еще потребность поражать животных чем-то вместо камней, привел к постепенному созданию лука. Первые попытки наверняка были неудачными, но человек отличался упорством и в итоге изобрел прекрасное оружие, выпускающее заряд более чем на 50 метров — вполне достаточно для успешной охоты. При этом луки Африки, Океании и государств, расположенных на территории нынешней Европы, исторически были сплошь простой формы. На территориях Ближнего Востока форма с веками усложнялась, и характерное ближневосточное оружие напоминает силуэт птицы с изогнутыми крыльями и очень отличается от европейского типа. Ну а японский лук отличается от всех. Это единственное стрелковое оружие, которое делится на явно выраженные несимметричные части. Ложе для стрелы находится на нижней первой трети лука. Даже самое маленькое оружие в длину составляет более двух метров, а для высоких людей предлагаются луки до двух с половиной метров. Вторая особенность — наложение стрелы. Все мы, даже имея весьма смутные представления о лучном искусстве, понимаем, что удобнее накладывать стрелу ближе к себе. По рассказам хабаровских мастеров английского длинного лука, неподготовленный человек интуитивно старается положить стрелу слева. В японской стрельбе все наоборот. И конечно, кюдо не называлось бы искусством, если бы каждый выстрел не сопровождал ритуал. Во время стрельбы спортсмены носят специальную тренировочную одежду: кимоно белого цвета и широкие штаны — хакама, как правило, черного цвета. Для защиты на правую руку стрелки надевают защитную перчатку, а девушки — защитную пластину на грудь. Одну стрелу накладывают на тетиву, другу держат в правой руке. Тетива натягивается не руками, а силой спины, поэтому движение для выстрела выглядит нарочито. С той секунды, как человек вступил на пол перед мишенью, начинается его «поединок». Здесь стрелок на миг садится, чтобы очистить голову от лишних мыслей. Затем происходит выстрел, при котором каждое движение регламентировано. Чуть не забыли — до выстрела следует целая череда движений, встать, повернуться, посмотреть на мишень, потом на лук, снова на мишень. Это может растянуться на несколько минут. И вот выстрел. Следом второй, а после — поклон и демонстрация дальнейшей готовности стрелять. Выход на татами с ровной спиной, положение рук на бедрах — отдельная история. Руки упираются в «косточки под поясом», причем упирается не кулак, а вторая фаланга пальца. Расслабленная рука опытного человека в правильном положении может «пролежать» так час. Новичок устанет спустя несколько минут. Но это часть техники. Как и начало движения — с носка. Японцы раньше говорили о европейцах, что это «люди, которые видят мелочи, но не замечают общей картины, знают, как сделать, но не понимают зачем». Так вот кюдо — это как раз «зачем», а не «что» и уж совсем не «как». И то, что путь лука мелкими японскими шажками, но уверенно продвигается к общемировому признанию, означает, что вопрос «зачем» звучит все громче. Именно в поисках ответа хабаровские спортсмены обратились к кюдо. Возникла секция японской стрельбы не на пустом месте. Клуб «Катори синто рю», уже известный в дальневосточной столице как «один из центров консервативных японских боевых искусств», объявил о первом в Хабаровске семинаре по кюдо. До этого двое руководителей клуба побывали на семинаре в городе Череповце, где живет их наставник — Сергей Потапков, мастер «с большим весом» и немалым опытом. Хабаровчане получили ценный урок и взялись за дело. Было это шесть лет назад. Сейчас клуб живет «по-японски» — тихо, спокойно, изредка собираясь на тренировки и турниры. Куратором хабаровчан стал Сергей Лазо, один из сильнейших мастеров России. Его мастер-классы дали хабаровскому клубу базу. Он же при встречах рассказывал о секретах пути лука. В Японии кюдо, как и почти любой вид боевых искусств, делится на школы или направления. Так уж вышло, что в Россию попало одно из самых «ритуальных», поэтому такой долгий подход к выстрелу, такое сосредоточение и внимание к внешним атрибутам — это не про кюдо вообще. Скорее про храмово-религиозное направление. В Японии есть клубы прикладной стрельбы, кюдо преподают во многих школах, есть залы почти в каждом городе. Искусство это разное. И для любителей стрелять не раздумывая, и для ценителей традиций. Если в вас есть желание не просто попасть в яблочко, а выйти на поединок с мишенью, то японский путь лука как раз для вас. Ведь, как гласит восточная мудрость, «дорога начинается с первого шага». Он уже сделан. Анастасия МАГНУС |
|||
|