Из Китая в Россию

Мы публикуем три письма дальневосточного старообрядческого епископа Иосифа (Антипина), адресованные священнику о. Амвросию Феофановичу Федотову (1880–1938), проживавшему в с. Тарбагатай в Забайкалье, недалеко от Верхнеудинска.

В 1923 г. владыка рукоположил его в сан иерея в Харбине на приход старообрядческой церкви (Белокриницкой иерархии) в селах Тарбагатай и Куйтун. Амвросий Федотов с 1925 по 1927 г. служил в небольшом храме, а летом 1927 г. был определен кандидатом в епископы на дальневосточную епархию. В мае 1929 г. в Томске хиротонисан епископами Тихоном (Суховым) и Амфилохием (Журавлевым) с именем Афанасий. Ему не удалось выехать за пределы Забайкалья и сделать объезд епархии. В 1931 г. он был раскулачен. Во второй половине 1930-х о. Амвросий также выполнял обязанности приходского священника.

Судьба второго старообрядческого дальневосточного епископа Афанасия (Федотова) сложилась трагически. В октябре 1937 г. он был арестован в с. Тарбагатай, а 16 марта 1938 г. решением тройки НКВД приговорен к расстрелу по ст. 58, пп. 10 и 11 УК РСФСР. Через месяц, 18 апреля, приговор привели в исполнение.

Епископ Иосиф — о. Амвросию Федотову
17 с/с марта 1925 года.
Г. И. Х. С. Б. П. Н.

Благоговейный Иерей отец Амвросий!

Настоящим извещаю Вас, что Вами посланное письмо от 15-го Февраля 1925 года каковое получил, писанное на двух страницах, и так же копию Архиепископа Мелетия за № 337-м, ты в письмах пишешь что мои письма получил за №№ 5 и 6-м от 14 и 15-го Января 1925 года, этому я весьма рад что ты получил мои письма, в которых Я вам объяснил кое что от Божественнаго писания, многое смотри второе мое письмо от 15-го Января 1925 года, за № 6-м. Я думаю вам этого будет достаточно, только не ленись а все прочитай на какие книги указано и листы, то Я думаю что это для вас и пасомых вами для утверждения в христианской веры пока будет достаточно, а есть ли этого еще вам мало покажется, то пиши что нужно, я все с Божией помощью вам ясно напишу и пошлю. И также руководствуйся копией Владыки Мелетия из которой Я вижу написано им для вас ясно: оно написано согласно правил святых отец наших.

А насчет Владыки Тихона, то я ему писал от себя и просил его чтобы он потрудился объехал нашу епархию и где какие потребуются требы епископския что все исполнил. А ты еще от себя напиши ему просительное письмо к нему адрес так: В город Томск. Олексее-Александровская улица, дом № 6-й Епископу Тихону Сухову.

Есть ли будешь писать ему то все подробно ему напиши, какие у вас нужны требы исправлять, и когда для вас лутше приехать ему к вам.

А что касается Я, вам писал правила для того чтобы ты знал что нельзя без местного епископа нарушать правила, а я совершенно не думал вас чем либо оскорбить или наказание на вас наложить. Если ли же чем я вас оскорбил или что не правильно написал, то за все я прошу от вас прощения и благословения, и я вперед более буду осторожен на все и прошу я вас ради христа вы поучите мое смирение, как управлять епархией, потому что я уже нахожусь при старосте лет и у меня разуму мало стало, и учение мое самое простое, как пишет святый Преподобный Иероним Стридонский Часть 2-я страница 65-я. Пусть необразованный и простой брат не считает себя святым потому что нечего не знает: пусть также брат искусный и красноречивый не полагает святость в красноречии. И то и другое несовершенно, но гораздо лучше иметь святую необразованность, чем грешное красноречие. И за это за все прошу прощение быть может тоже в чем либо ошибку написал.

Итако известив Вас призываю на вы мир Божий и Благословение.

Смиренный Иосиф Епископ Иркутско-Амурский
и всего Д. В. Древлеправославный.

  • Источник: Государственный архив Республики Бурятия. Ф. 478. Оп. 1. Д. 3. Л. 5-5об. Машинопись. Подпись — автограф.

***

Епископ Иосиф — о. Амвросию Федотову
3 июля 1925 года.

Честный священноиерей о. Амвросий!

Первым шлю тебе привет и добрые пожелания. Сообщаю радостную для меня новость: мы 22-го июня сего года освятили вновь выстроенный храм и переехали со всем на новую квартиру, в Новый Город на Ляоянскую улицу № 360. Храм у нас в настоящее время просторный, светлый, с иконостасом в древнем стиле и вообще с довольно приличной обстановкой; только большой у нас недостаток в богослужебных книгах, но думаю вы мне все поможете выйти из этаго положения. Правда постройка нам пришлась очень и очень горькой, но мы надеемся на плоды, которыя с помощью Божией могут не замедлить своим произрастанием. С постройкой мы накопили очень много долгов, запасы какие были у нас истощились, впредь дабы пропитываться, придется наверное обращаться и к вам мои детушки, не оставьте меня старца и немощного, сколько силы ваши позволят, столько и уделите на содержание моего бренного телеси. Ну да впрочем: БУДИ ВОЛЯ ГОСПОДНЯ...

Пиши отче, что там у вас новаго, нет ли вестей с Освященнаго Собора и что поделывает о. А. Пучков. Он мне что то перестал писать, видимо я его оскорбил побранив его за новую орфографию...

Посылаю тебе «Положение о Епархиальном Совете» и «Указ» о назначении членов Совета, прочти все это и напиши мне свои замечания на все, скажи всю правду, ведь я тоже человек со всеми присущими человечеству слабостями и недостатками. Ты сам знаешь: человек от человека учим бывает, а Бог разум подает. И так ты отче, скажи свое слово и принеси свой камешек в здание общей нашей матери-Церкви.

И так известив тебя о всем происходящем здесь, призываю на тя мир и благословение Божие. Отец Иоанн Кудрин и о. Иоанн Старосадчев шлют тебе привет с пожеланиями всего хорошего.

Будь здоров и радуйся о Христе. Пиши чаще.

Смиренный Епископ Иосиф, Иркутско-Амурский
и всего Дальнего Востока, Восточной Сибири Древлеправославный.

  • Источник: Государственный архив Республики Бурятия. Ф. 478. Оп. 1. Д. 3. Л. 4-4об. Машинопись. Подпись — автограф.

***

Епископ Иосиф — о. Амвросию Федотову
ст. ст. 2 марта 1926 года.
Г. И. Х. С. Б. П. Н.

Благоговейный муж священноиерей отец Амвросий!

Настоящим уведомляю Вас, что из-поездки возвратился домой в Харбин, 13-го Февраля старого стиля, а Я ездил к своим же старообрядцам древлеправославным, по великой прозбе а именно были писаны прошения от 9 христиан, чтобы их посетить и конечно я на ихнию великую прозбу обратил серьезное внимание и посетил их и много пользы преобрел чрез мое посещение, а тут некоторыя батюшки — как И. Кудрин, пишут вам, якобы отец Иоанн Шадрин сманил старца-Владыку Иосифа и за это сделал раздор в Церкви христовой ну это опять прямая ложь и неправда, меня никто не сманивал я веть не маленкой ребенок а там требовался епископ, и конечно Господь благововил съездить благополучно: и много душ христианских Господь привел в Лоно христовой церкви я же и несуть от двора сего.

И также некоторыя батюшки отцы духовныя приносят на мое смирение Освященному Собору Боголюбивых Епископов, что де наша Амурская Епархия вдовствует епископ Иосиф находится за-границей и бездействует, поэтому и просят Освященный Собор Боголюбивых Епископов чтобы им рукоположили другаго епископа, об этом не посмотрят в правила святых отец и не обращают никакого серьезного внимания, нужно знать по какой причине епископ не объезжает свою епархию а вот какая была богословная причина, посмотри-ко дорогой отец Амвросий самая главная — не было возможности объезжать таковую смотри 6-го Собора правило 37-е зонора об этом объясняет, и также смотри словянскую Кормчаю правило 53-е Карф. Соб. и также смотри что некоторые батюшки желают других епископов а своих за что то завиняют смотри 2-е Вальсамон 4-го Собора Правило 18-е Двух-кратнаго Собора правило 13-е и така далея что священникам от своих епископов не велит отделяться за это святые отцы не похваляют, без уважительных причин своего отца епископа оставлять, и также по какой причине к своему епископу то есть ко мне не обращаются за советами а прямо к своим братьям священникам, почему то не считают нужным мне кажется и вам известно священники без воли епископа ни должны ничего делать смотри правило святых апостол правило 39-е, и вот дорогой мой отец духовный Амвросий дожили до какого времени — смотри апостол зачало 395-е и в златоуст смотри в 20-ю неделю слово 98-е лист 279-й весьма печально за это что никто не хотит посоветоваться хотя бы и письменно смотри также апостол зачало 213-е.

Итак дорогой мой отец духовный отец Амвросий Я был рукоположен по избранию всего Освященного Собора в 1911-го года на Иркутско Амурскую Епархию и всего Дальнего Востока и Сибири, когда я вступил в свую Епархию и управлял ей не опустительно объезжал всю свою Епархию Иркутско амурскую и все дела неопустительно выполнял когда была на это полная свобода, был я в Якутске в 1912-го года и исправил что требовалось, и также был в Куйтуне и Тарбагатае в 1913-го года и все исправил в точносте, а что касается у вас в теперешнее время не был или в Иркутске, это не по моей вине я не мог посещать оные смотри Шестого Собора правило 37-е меня за это все правила оправдывают: а некоторые батюшки завиняют, а правила святых отец наоборот, смотри славянскую кормчую Правило 53-е Карф. Соб. и что я вам выше написал все это хорошенько просмотри и все увидишь. Я также написал Архиепископу Мелетию об этом, что я за это весьма обиженным и огорченным остаюсь направленные на меня завинения когда было все возможным я все исполнил в исправносте, и также прошу я тебя Благоговейный муж отец Амвросий за все меня извинить и простить, а я на тебя не чуть не имею никакой неприязни, только за все прошу простить меня И Бога молить о моих немощах: прошу по получениию же сего письма меня уведомить и написать что нибудь чем Господь умодрит вашу святость и смирение.

Наш адрес так пишите: В город Харбин Ляоянская улица № 360. епископу Иосифу. Итако известив Вас призываю на вы мир Божий и Благословение.

Смиренный епископ Иосиф Иркутско-Амурский
и всего Дальнего Востока и Сибири древлеправославный.

  • Источник: Государственный архив Республики Бурятии. Ф. 478. Оп. 1. Д. 3. Л. 9-9об. Машинопись. Подпись — автограф.