Письма старообрядческого епископа Иосифа (Антипина)

Дальневосточное священство в Харбине: отец Иоанн Кудрин, епископ Иосиф, отец Иоанн Старосадчев, отец Иоанн Шадрин. 1920Биографика российского зарубежья составляет отдельное направление отечественного эмигрантоведения и гуманитарной науки в целом1. Включение харбинской переписки первого дальневосточного старообрядческого епископа Иосифа (Антипина) в краткий обзор его биографии помогает составить более детальное представление о жизни этого выдающегося человека.

Биографика российского зарубежья составляет отдельное направление отечественного эмигрантоведения и гуманитарной науки в целом. Включение харбинской переписки первого дальневосточного старообрядческого епископа Иосифа (Антипина) в краткий обзор его биографии помогает составить более детальное представление о жизни этого выдающегося человека.

Иаков Исакович Антипин (1853 — 14 января 1927) с 1912 по 1921 г. служил на Дальнем Востоке России, с 1921-го по 1927-й — на территории Северо-Восточного Китая. В российских архивах удалось обнаружить 25 писем епископа Иосифа: в архиве митрополии Московской и вся Руси Русской православной старообрядческой церкви2 и в Государственном архиве Республики Бурятии3. Среди них 21 письмо харбинского периода за 1923 г. (2), 1924 г. (5), 1925 г. (5), 1926 г. (9). В Москве выявлено 10 харбинских писем, в Улан-Удэ — 11. В общей сложности опубликовано 5 писем4. Эти эпистолярные материалы содержат живые свидетельства о событиях в России, на Дальнем Востоке, дают ценный материал по вопросам истории дальневосточной епархии РПСЦ в 1920–1930 гг.

В начале ХХ в. русские переселенцы из Румынии, Австро-Венгрии, Болгарии и Турции начали активно формировать в Приамурье старообрядческие общины Церкви Христовой. 25 августа 1910 г. в первый день работы Освященного собора старообрядческих епископов в Москве обратили внимание на тот факт, что в Восточной Сибири происходило увеличение количества белокриницких старообрядцев. В результате обсуждения Освященный собор постановил открыть новую епархию Восточной Сибири. Ровно через год Освященный собор рассмотрел ходатайство старообрядцев, переселившихся из-за границы на Амур, признал необходимость открытия Иркутско-Амурской епархии и поставления на нее епископа, которым тогда был избран священноинок Иосиф (Антипин). Он принял избрание и 14 декабря 1911 г. в Москве в Христорождественском храме Рогожского кладбища, где был рукоположен в сан епископа на новооткрываемую Иркутскую епархию. Рукоположение совершили архиепископ Иоанн (Картушин) и епископ Рязанский и временно Петроградский Александр (Богатенков). Территориально в состав епархии вошли приходы Иркутской губернии и Забайкальской, Якутской, Амурской, Приморской областей. Старообрядцы-дальневосточники обрели полноту церковной жизни. Всего же на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока к моменту создания Иркутско-Амурской епархии существовали восемь приходов Церкви Христовой с шестью священниками и пятью старообрядческими храмами, а также два незарегистрированных духовных лица, шесть молитвенных домов и часовня. Общая численность доходила до 4000 прихожан.

После праздника Рождества Христова епископ Иосиф отправился к месту назначения. 26 января 1912 г. он прибыл в Иркутск, где 17 февраля служил вместе с епископом Томским и Алтайским Иоасафом (Журавлевым), который ранее в течение шести лет руководил восточносибирскими приходами, включая Забайкалье и Приамурье.

В начале своего служения епископ Иосиф поддержал решение большинства голосов Первого Амурского епархиального съезда 15 июня 1912 г. и принял решение устроить епископскую кафедру в Алексеевске или в ближайшем к городу с. Бардагон Амуро-Зейской волости. Съезд постановил также платить 500 рублей на содержание духовного лица. Поскольку местные власти отказали ему в организации кафедры в Алексеевске, епископ Иосиф после 1912 г. поселился в Бардагоне. В 1912 г. он совершил поездку в Якутию, затем в 1913 г. посчитал нужным поехать в Забайкалье, в селения Куйтун и Тарбагатай и «исправил все в точности»5. В 1914–1915 гг. местная Успенская община построила в Бардагоне для епископа дом с садом и огородом, в котором он жил до осени 1919 г.

Но еще раньше, в мае 1917-го, владыка участвовал в работе Освященного собора в Москве. Сразу после октябрьского переворота он созвал в декабре 1917 г. в Бардагоне съезд дальневосточной епархии, на который прибыли представители приамурских сельских приходов и городов Благовещенска и Владивостока, а весной 1918 г. на праздник Вознесения Господня освятил храм во имя святителя Николы Чудотворца во Владивостоке.

На Дальнем Востоке шла Гражданская война. Осенью 1919 г. епископ Иосиф вместе с протоиереем о. Иоанном Шадриным переехал в Хабаровск. Здесь он устроил домовую Успенскую церковь и 30 ноября 1919 г. освятил храм. Владыка ездил в близлежащую от города местность Красная Речка, в Николо-Александровку, где служил в приходском храме. В тот момент епископ планировал вернуться в Приамурье и поэтому оставил у сельского церковного старосты часть своих личных вещей «до лучших времен». Осенью — зимой 1919 г. для удовлетворения духовных нужд дальневосточных христиан епископ Иосиф в сопровождении о. Иоанна Шадрина объехал приморскую и китайскую части своей епархии и посетил города Иман, Спасское, Никольск-Уссурийский, Харбин, Владивосток, село Красный Яр.

Храм святых верховных апостолов Петра и Павла в новом городе в Харбине. 1920-еЗимой 1921 г. он прибыл в Харбин, избрав этот город местом постоянного жительства. По найденным письмам пока нельзя ответить на вопрос о причинах, по которым он решил осесть в этом русском городе. По всей видимости, 68-летнего епископа подтолкнули к такому шагу два года скитаний по дорогам Приамурья и Приморья в период гражданского лихолетья. Он покидал Бардагон в тот момент, когда в окрестностях Алексеевска уже зверствовали японские оккупационные войска, а его паства с оружием в руках в партизанских отрядах боролась с интервентами. Вероятно, пожив во многих дальневосточных городах и селах, он выбрал Харбин как наиболее безопасное место для дальнейшего церковного служения. В Харбине тогда было намного спокойнее, чем в Приамурье и Приморье.

Может быть, харбинские старообрядцы убедили его остаться в городе или кто-то отговорил возвращаться во Владивосток из-за сложившейся там неопределенной политической ситуации. Известно только, что на момент прибытия в Харбин он не собирался долго там задерживаться. Прямым противником советской власти владыка никогда не был, бороться с большевиками не собирался. Главным для него было пастырское служение во благо Церкви Христовой. Но в итоге исторические и личные обстоятельства епископа сложились так, что с 1921 по 1927 г. резиденция правящего епископа Иркутско-Амурской епархии Иосифа располагалась в Северной Маньчжурии на территории Северо-Восточного Китая.

Приехав в Харбин, он сразу же арендовал небольшой участок земли и устроил небольшой временный храм, а позднее вложил свои средства в строительство постоянного. 4 июля 1925 г. епархиальный каменный храм во имя святых верховных апостолов Петра и Павла в Харбине освятили. Летом 1925 г. под руководством епископа было разработано «Положение о Епархиальном Совете». Тогда же ввиду невозможности созвать Епархиальный съезд епископ Иосиф своей властью назначил Епархиальный совет. Осенью он посетил местность Трехречье недалеко от китайско-советской границы, где жили эмигрировавшие из Забайкалья, Приамурья и Приморья казаки и крестьяне. В течение полугода епископ объезжал окрестные села и хутора, населенные старообрядцами6. Зимой 1925 г. он собирался выехать в Канаду, куда его пригласили местные старообрядцы, но потом отказался от поездки7.

К 1926 г. вопросы управления Иркутско-Амурской епархией обострились, так как правящий епископ Иосиф имел свою резиденцию за пределами СССР, а большинство приходов располагались в Забайкалье, Приамурье и Приморье. Чтобы найти выход из сложившейся ситуации, Освященный собор 1926 г. уполномочил епископа Климента (Логвинова) временно управлять Иркутско-Амурской епархией до следующего Освященного собора. О этом решении уведомили правящего епископа Иосифа. В октябре 1926 г. он благодарил Освященный собор за внимание к делам дальневосточной епархии. При этом допускал возможность, что если и вернется на территорию России в свою епархию, то тогда оба епископа могли бы управлять ею совместно. Он благословил и разрешил епископу Томско-Алтайскому Тихону (Сухову) временно исправлять духовные нужды в дальневосточной епархии до прибытия его помощника епископа Климента8. Осенью 1926 г. тот посетил приходы Церкви Христовой в Забайкалье, а в декабре приехал в Приамурье, известив об этом письменно епископа Иосифа.

Всю зиму 1926 г. владыка совершал постоянные службы в Петропавловском храме в Харбине. Он плохо себя чувствовал, у него не было средств на оформление заграничной визы и проезд, и потому на предложение архиепископа Мелетия (Картушина) вернуться в СССР для управления своими восточносибирскими приходами ответил отказом. Он осознавал, что вернуться в Россию ему уже не хватит сил9. 1 (14) января 1927 г. епископ Иосиф умер и впоследствии был похоронен в Харбине.

Пребывая за границей, он находился в пределах своей дальневосточной епархии, пользуясь правом, которое дал ему Освященный собор в 1911 г. и с правом правил святых отцов не объезжать свою епархию полностью. Он вел постоянную переписку с Московской архиепископией и приходскими священниками, оставаясь в курсе дел Церкви Христовой и выполняя решения Освященных соборов, архиепископа и давая указания по местным делам.

А.Ф. Марковцев, Т.И. Шадрин, С.П. Милашич у могилы епископа Иосифа на Успенском кладбище в новом городе в Харбине. Конец 1950-хВ результате его управления на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока началась полноценная епархиальная жизнь, укрепилось положение ранее существующих приходов, появились новые приходы старообрядческой церкви (Белокриницкой иерархии). Увеличилось число священников, которые стали получать прямую помощь и указания по устройству приходской жизни, что вело к увеличению числа прихожан. В особенности это касалось Приамурья, где в 1914 г. существовало 10 приходов. В 1917 г. в Забайкалье в с. Доно к Церкви Христовой присоединился огромный приход в 300 дворов. В 1920-е гг. значительно увеличился забайкальский приход с центром в с. Тарбагатай. В 1925 г. только в Амурском округе Дальневосточного края удалось насчитать 5 803 старообрядца, приемлющих священство Белокриницкой иерархии. К 1925 г. при деятельном участии епископа несколько новых приходов было создано в северной Маньчжурии. К концу 1920-х гг. церковная жизнь на Дальнем Востоке России и на северо-востоке Китая продолжалась в более чем 68 поселениях и 13 городах Прибайкалья, Забайкалья, Приамурья, Приморья, северной Маньчжурии и Якутии.

На примере переписки епископа Иосифа хорошо видно, что в 1920-х гг. его свободное волеизъявление стимулировалось и мотивировалось политическими обстоятельствами, социальными структурами. И можно только мечтать о том, что настанет этап изучения «истории каждого» старообрядческого священнослужителя. Письма епископа Иосифа обогащают достаточно ограниченную источниковую базу и позволяют еще глубже понять особенности церковной и общественной деятельности дальневосточного старообрядческого священства.

Иван ШЕВНИН
Иллюстрации к статье хранятся в Общецерковном старообрядческом архиве Сибири и Дальнего Востока (Ф. 14. Оп. 6.) и в архиве митрополии Московской и вся Руси Русской православной старообрядческой церкви (Ф. 1. Оп. 4.)


  1. Бочарова З. С. Биографика в контексте персональной истории российского зарубежья // Берега: Информационно-аналитический сборник о русском зарубежье. Вып. 18. СПБ, 2014. C. 47–51; История через личность: историческая биография сегодня // Под редакцией Л. П. Репиной. М., 2005.
  2. Архив митрополии Московской и вся Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви (АММ и ВР РПСЦ). Ф. 1. Оп. 4. Д. 553, 563, 616, 676, 722.
  3. Государственный архив Республики Бурятии (ГАРБ). Ф. 478. Оп. 1. Д. 3, 6.
  4. Петров С. П. Старая православная вера за Байкал-морем. Епископ Афанасий Тарбагатайский, Иркутско-Амурский и всего Дальнего Востока. Улан-Удэ, 2013. С. 102–103, 352–353, 327–329, 329–330; Васильева С. В., Бураева С. В. Иркутско-Амурская епархия: 100 лет в истории древлеправославия. Улан-Удэ, 2012. Илл. 5–7; Также см.: [Б. п.] Преосвященный Иосиф, епископ Амурско-Иркутский и всего Дальнего Востока. Жизнеописание и канон. Большой Камень, 2001.
  5. АММ и ВР РПСЦ. Ф. 1. Оп. 4. Д. 722. Л. 63; ГАРБ. Ф. 478. Оп. 1. Д. 3. Л. 9 об.
  6. ГАРБ. Ф. 478. Оп. 1. Д. 3. Л. 9; АММ и ВР РПСЦ. Ф. 1. Оп. 4. Д. 722. Л. 26.
  7. АММ и ВР РПСЦ. Ф. 1. Оп. 4. Д. 616.
  8. Ф. 1. Оп. 4. Д. 676.
  9. АММ и ВР РПСЦ. Ф. 1. Оп. 4. Д. 676.