История настоящего блюзмена

Матвей ЖуравлевЖизнь Матвея Журавлева вполне укладывается в каноны блюзового жанра. Первые американские блюзмены — простые парни без гроша за душой, с гитарой на плече и непростой судьбой. Одиночки, превыше всего в жизни ценившие две вещи — музыку и свободу. Один человек с гитарой против всего мира, по выражению Эрика Клэптона. Да, пожалуй, Матвей Журавлев таким и был.

Его нонконформизм, возведенный в степень, не был напускным, а, напротив, являлся одним из главных стержней его жизни. Другим, конечно, была музыка. Рано выбрав ее для себя как главную направляющую судьбы, он всегда сохранял ей верность, не пасуя перед трудностями и неудачами.

Еще в училище искусств он обезоруживал преподавателей и одногруппников тем, что знал содержание всех учебников наизусть. За что и был награжден шутливо-уважительным прозвищем Профессор. Нет, он не обладал феноменальной памятью, а скорее, чудовищной целеустремленностью и работоспособностью и не переставал жадно учиться всему, что касалось музыки, — с детства и до последних дней.

Справа – Матвей ЖуравлевИзучение музыкальной теории и композиции вылилось в создание его собственной системы обучения музыке. Обладающий математическим мышлением, трудолюбием, да еще и музыкальный фанатик, Матвей сделал попытку обобщить и до предела сжать всю теорию до размеров небольшой таблицы. «Как у Менделеева, только в музыке»: в замыслах он не мелочился. И к цели шел, несмотря ни на что. Это была его попытка противопоставить что-то традиционной системе обучения. Насколько она удалась, судить специалистам. Но в целом все это хорошо отражает натуру Матвея Журавлева. Он и любая система всегда находились на разных полюсах.

Активный, деятельный, он всегда находил себе музыкальное применение: руководил, был солистом и участником множества коллективов, объездил всю страну, создал множество песен, вариаций, мелодий. Одних только песен о Хабаровске у него около трехсот, причем он словно нарочно держался вдалеке от популярной музыки и инструментов. Что такое — играть на домбре и балалайке в семидесятые, когда все повально увлекались битлами и осваивали электрогитары? То же, что играть джаз и русские романсы в девяностые — эпоху, когда разудалая попса вырвалась из-под гнета цензуры и завладела, казалось, всеобщим вниманием.

Вне рамок

На БАМеОн любил выделиться из толпы: чего стоит одна только белая ковбойская шляпа, которая, в сочетании с бородой, очками и неизменной гитарой, создавала неповторимый образ. И все же окружающим людям он запоминался, прежде всего, не внешностью. Его «поперечный» характер, нелегкий нрав, максимализм и убийственная прямота были настоящей притчей во языцех. Если уж совсем откровенно, для всего музыкального сообщества города он был как бельмо на глазу. Такого не задвинешь в угол, не заткнешь за пояс, не заставишь плясать под свою дудку и играть то, что нужно. Прямолинейный, резкий и категоричный, Матвей никогда не стеснялся говорить человеку в лицо все, что он о нем думает. Мог оскорбить, прицельно выбить из равновесия метким словом.

«Нельзя забывать об атмосфере, которая царила в музыкальных кругах Хабаровска. Каждый тихо сидел в своем болоте, но Матвей никому не позволял спокойно жить», — вспоминает Игорь Толщин, его ученик, — «Как ты будешь относиться к человеку, который каждый день напоминает тебе, что ты ничтожество? Многие его просто ненавидели, и я в том числе. Но, с другой стороны, он ломал человека в его же интересах. Заставлял вспоминать, что у тебя есть цель, сверхзадача, и надо к ней идти, а не мириться со своим положением, не превращаться в посредственность. Он пинками заставлял человека добиваться результата. Ведь многие талантливые люди часто не могут сдвинуться с места: „я не смогу, у меня не получится, нет денег, времени, сил, я устал...“ Матвей не принимал никаких оправданий».

«Вдоль Амура белым парусом» – неформальный гимн ХабаровскаНо много требуя от других, он и с себя спрашивал по максимуму. Мог заниматься буквально днями и ночами. Днем обучать игре на инструментах, а ночью писать для учеников упражнения, импровизации, сочинять произведения, составлять программы. И так без остановки в течение многих лет. Бешеный график работы рано или поздно должен был отразиться на здоровье. Но и в борьбе с немощью всегда приходила на выручку железная воля Матвея.

«Когда у него случился инсульт и паралич, он пролежал у нас дома почти месяц, — рассказывает Игорь Толщин, — он не мог ни говорить, ни ходить. Но у него была такая сила воли, что он все-таки встал и с нуля полностью восстановил речь и движения, способность писать. И, кстати, выработал каллиграфический подчерк».

Матвей Журавлев был явлением уже сам по себе. Ни бардом, ни джазменом, ни рок-музыкантом он в строгом смысле слова не был, хотя и называли его хабаровским «дедушкой русского рока». Он постоянно экспериментировал со стилями, ритмами, звучанием, совмещал совершенно несовместимые, на первый взгляд, вещи. Рок-н-ролл на балалайках? Легко! И такое хулиганство во всем. До последних дней в «седобородом старце» проглядывало озорное, мальчишеское начало. Он охотно исполнял песни, играл, музицировал. И хотя ни идеальным голосом, ни безупречным академическим исполнением не обладал, умел заставить людей слушать себя, загораться, плакать и смеяться.

«Беби-джаз»

Группа «Пудис» из ГДР с хабаровскими музыкантами.  В первом ряду с гитарой Матвей Журавлев. 1970-еВ девяностыее годы, в последние пять лет своей жизни, Дед Матвей принимал участие в создании «Беби-джаза» — детской джазовой школы, которая работала по его методике, и за время существования успела обрести известность не только в Хабаровске, но и в других городах и странах. И здесь Матвей шел против течения, учил в первую очередь тому, чего не дают в обычных музыкальных школах: любви к музыке и радости музыкального творчества. Ведь самая могучая мотивация к изучению предмета и всех технических тонкостей — в любви к своему делу. В стенах джазовой школы ученики получали пожизненную прививку от попсы и плохой музыки. Многие попрекают «Беби-джаз» тем, что ни один из его выпускников так и не стал профессиональным музыкантом. Заметим: точно так же не стали ими и многие выпускники обычных музыкальных школ, у которых за годы обучения успели отбить любовь к инструменту.

Анна Халина, г. Хабаровск (ученица Матвея Журавлева, участница «Беби-джаза»):

«Дед Матвей меня всегда восхищал и удивлял своим активным долголетием, невероятной энергией и работоспособностью, любовью и преданностью делу, которым занимался. Наверное, самое главное, чему я у него научилась, это смелость быть самой собой. На каждом занятии он показывал, на что я способна. И заражал своим личным примером. К нам, ученикам, он относился как к равным, без снисхождения, строго, требовательно, но всегда с любовью. До сих пор вспоминаю его голос, широкую, открытую улыбку и его удивительное качество: при всей серьезности оставаться ребенком, искренним и шкодным. „Беби-джаз“ открыл мне мир без границ и до сих пор остается для меня синонимом радости и свободы».

Виктория Ткаченко, Мексика, г. Мехико (ученица Матвея Журавлева, участница «Беби-джаза»):

«Дед Матвей — один из самых первых по-настоящему экстраординарных, сильных и выдающихся людей, которых мне посчастливилось встретить в жизни. Я научилась у него силе и радости жизни, неприятию глупых людей и в то же время терпению и способности жертвовать многим во имя чего-то действительно важного».

Ксения Живаева, г. Москва:

«Мы с сестрой познакомились с Дедом Матвеем, когда были подростками. Он не просто преподавал нам музыку, он учил нас жить, передавал нам свой жизненный опыт. За время учебы в обычной музыкальной школе в нас практически полностью истребили желание заниматься музыкой и любовь к ней. И только благодаря Матвею Павловичу мы снова к музыке вернулись. Он открыл в нас талант и научил идти с ним по жизни. Благодаря ему мы освоили новые инструменты, научились владеть голосом и не бояться творческих экспериментов. Он не просто научил нас петь и играть, он научил нас быть не такими, как все. Мы не бросили музыку, в настоящее время работаем менеджерами в Московском государственном академическом симфоническом оркестре под управлением Павла Когана. И во многом это заслуга Матвея Павловича».

Блюзовая смерть

С сестрами Катей и Ксюшей Толщиными на Малом фестивале искусствПоследние годы жизни, возможно, были для Деда Матвея самыми тяжелыми в его и без того не слишком благополучной в бытовом плане жизни. Отсутствие денег и жилья, проблемы со здоровьем (он был болен диабетом, да и последствия двух инфарктов и инсульта, безусловно, давали о себе знать). А бурная музыкальная жизнь города протекала уже практически без его участия, очень многие отвернулись от него. Нашлись, правда, добрые люди, которые дали ему ключ от комнаты в общаге: «Живи, Дед!», где он и жил и работал, насколько хватало сил.

«В последние месяцы он сильно болел и почти не вставал с постели. Мы к нему пришли как-то с другом, увидев, что он болеет, хотели уйти, но он взял в руки балалайку, тут же встал с постели и как стал песни горланить! Сразу вся хворь ушла — вот что значит, человек песню любит! Да из нее он силы и черпал», — делится воспоминаниями в Сети один хабаровчанин.

«Смерть в дешевом мотеле или смерть от случайной пули — блюзовая смерть. Как варианты годятся электрический стул, передоз и одинокая смерть на сломанной раскладушке. Тебе не удастся умереть блюзово на теннисном корте или во время липосакции» (Лэйм Манго Вашингтон).

Смерть Матвея вполне вписывается в каноны блюзового жанра. Он умер в декабре 1999 года в одной из хабаровских больниц: не смог перенести операцию на поджелудочной железе.

Имя и песня

Авторы песни «Вдоль Амура белым парусом»  Аркадий Федотов и Матвей ЖуравлевПосле смерти Матвей Журавлев не получил никакого официального признания. В почетные граждане своего любимого города он так и не попал — ни при жизни, ни после. Видимо, нашлись люди значительнее, чем он.

В 2013 году интерес к Деду всколыхнула перспектива сделать его «Вдоль Амура белым парусом» гимном Хабаровска. Однако жюри отдало предпочтение другой песне, по его мнению, более торжественной, в которой упоминается присвоение Хабаровску звания города воинской славы и под которую можно маршировать.

В 2016 году активисты к годовщине Дня города собрали необходимую сумму для создания и установки надгробного памятника на могиле Деда. А летом того же года ребята из Хабаровского центра прикладной урбанистики вместе с волонтерами благоустроили и оборудовали полузаброшенный сквер у гостиницы «Интурист», который моментально на народных яндекс-картах стали обозначать как сквер Деда Матвея.

Впрочем, и эти инициативы не нашли поддержки у чиновников и местных политиков.

Но, с другой стороны, что такое официальное признание для человека с судьбой настоящего блюзмена? Гораздо важнее то, что спустя почти двадцать лет все еще вспоминают его. И не только коллеги-музыканты, но и простые хабаровчане, с музыкой никак не связанные.

«Знал я дедушку. Помню, на рок-фесте в политене он вышел на сцену. И после первых аккордов зал заплакал. А пел-то он без микрофона. Царство ему небесное», — подобные отзывы пишут на хабаровских форумах до сих пор.

И плакал зал, кстати, тогда не из жалости к старенькому дедушке с гитарой, а от того, что огонь, который горел у него в душе и который он нес в своей музыке, не мог никого оставить равнодушным.

Антонина КЛИМИНА

Фото с сайтов: https://www.facebook.com/groups/NadAmuromBelimParusom/photos/

https://www.facebook.com/pg/VdolAmuraBelymParusomGimnHabarovska/photos/?ref=page_internal


Джаз на крыше . ВладивостокКРАТКАЯ БИОГРАФИЯ

Матвей Павлович Журавлев (1927–1999)

Хабаровский музыкант, бард, джазмен, композитор.

Создал собственную методику обучения музыке, автор множества песен о Хабаровске и других городах Дальнего Востока, джазовых вариаций на тему русских народных песен и романсов.

Родился в августе 1927 года в селе Чистовка Тюменской области, младший из 11 братьев.

1932 — отца ссылают в Магадан, остальную семью переводят в Троицкий леспромхоз на лесозаготовки.

1935 — переезд в Хабаровск.

1946 — Матвей поступает в Хабаровское училище искусств.

1949 — создает при училище ансамбль народных инструментов.

В разные годы работал в домах культуры при заводах, в оркестре кинотеатра, солистом ансамбля КДВО, гастролировал по БАМу с ансамблем балалаечников, работал в Доме офицеров музыкантом по классу домры и балалайки, руководил оркестром народных инструментов в филармонии Владивостока. Четырежды лауреат Всесоюзного конкурса исполнителей на народных инструментах.

1968 — написал музыку «Вдоль Амура белым парусом» на слова А. Федотова

1994–1998 — преподавал в «Беби-джазе».

Умер в декабре 1999 года от диабета.