- Хабаровский вальс
- Знаки города
- Над Амуром белым парусом
- Объяснение в любви
- Далекий край*
- Заметки репортера
- Под небом Франции
- Романтик в золотых эполетах
- Святыни земли хабаровской
- Крестный путь священника
- «Умственные богатства»
- История настоящего блюзмена
- О чем молчит старый утес
- Дыра в Хабаровку
- Городская среда
- То, что запомнилось
- «Да, Боже, царя храни!»
- Память о добрых делах остается
- Город на трех китах
- Единое пространство культуры
- Литература
- Знаки и символы нашей истории
- ШИШКИН Алексей Васильевич
Владивосток, Хабаровск, Благовещенск — в этих именах дальневосточных городов звучит высокая поэтическая нота, которая отзывается сердцу русскому, в какой бы точке России оно ни находилось. Как хорошо, что их не переименовали, а сохранили в первозданном виде. Итак, наш город, помимо иных его замечательных качеств, — литературный. Здесь есть писательская организация, здесь издаются журналы «Дальний Восток» и «Словесница Искусств», не говоря уже о вузовских сборниках. С 1965 года в Хабаровске издается «Библиотека дальневосточного романа», а специалисты Дальневосточной государственной научной библиотеки составили биобиблиографический справочник «Писатели Дальнего Востока» (1973). В 2004 году отмечена историческая дата — 70 лет от 1934 года, в котором 5 июня была созвана Дальневосточная конференция всех писателей и начинающих литераторов и произошло творческое объединение всех в единое содружество. Так Хабаровск стал литературной столицей всего северо-востока России. Отсюда же начала отсчет Хабаровская краевая писательская организация — региональное отделение Союза писателей СССР (России). К этой дате издана замечательная книга «Литературный путеводитель. Хабаровские писатели: судьба и творчество» (библиография, проза, поэзия) под редакцией Михаила Асламова, который возглавляет региональное отделение СП. В предисловии Асламов напомнил современному читателю о том, что было до юбилейных событий, еще в XIX веке. А именно об участии русского писателя Ивана Александровича Гончарова в переходе фрегата «Паллада» от Кронштадта до Японии с миссией адмирала Е. В. Путятина. Помимо известного каждому школьнику «Обломова» Гончаров оставил нам менее известную книгу путевых очерков. «Он был изумлен миром дикой и прекрасной природы, почти безлюдной, где русские переселенцы в среде аборигенов-орочей в тяжких трудах осваивали эту землю. «Фрегат „Паллада“ — первая художественно-реалистическая книга о Дальнем Востоке. В 1855 году широкий по тем временам круг читателей узнал, какова из себя околица государства Российского». Дальше М. Ф. Асламов перечисляет других писателей, которых повел за собой как флагман «Фрегат «Паллада»: А. П. Чехова, Н. Г. Гарина-Михайловского, В. В. Вересаева и, наконец, В. К. Арсеньева, а это уже близкая история. «В начале XX века мы из писательской организации передали в краеведческий музей стол, за которым когда-то работал бывший директор музея В. К. Арсеньев», — сообщает Асламов и представляет читателю обширную картину литературной жизни, дополненную текстами и библиографией конкретных писателей. Поэтому настоятельно рекомендуют интересующимся темой обращаться к «Литературному путеводителю». В конце ХХ века состоялась попытка сконцентрировать стихотворные строки, посвященные Хабаровску (1998). Это сборник «Поэтический город» (составители В. Н. Катеринич и А. А. Лозиков). Он начинается с раздела «Венок Пушкину», что неслучайно, ибо «наше все» актуально и для Дальнего Востока. И не только потому, что последний из литературных замыслов Пушкина посвящен Камчатке: поэт конспектировал труд академика С. П. Крашенинникова «Описание земли Камчатки». Пушкин вошел в культурную жизнь Приамурского края, и тому есть подтверждающие исторические факты. К примеру, в Хабаровске проходили народные чтения. 17 октября 1884 года общественный деятель и поэт из военных Василий Лапин прочитал пушкинскую «Метель», потом «Станционного смотрителя». Публика, по словам репортера, всхлипывала: то ли отличный был чтец, то ли неотразима магия Пушкина. Тогда же возникла идея Народного Дома имени Пушкина, а в год столетнего юбилея в его честь названа улица, которая никогда не переименовывалась, об этом говорит мемориальная доска на книжном магазине. Помимо улицы Пушкина память о поэте материализовалась в виде монумента перед педагогическим университетом: молодой поэт стоит, склонив голову, в левой руке держит книгу; у подножия всегда цветы. Тринадцать лет жизни потратила на восстановление памятника почетный гражданин (точнее, почетная гражданка) А. К. Дмитриева, и это отдельная история из ХХ века. В 1937 году известный писатель и журналист Елпидифор Титов написал доклад и статью «Пушкин и Дальний Восток». Увы, этот текст канул в небытие вместе с репрессированным Титовым, но все же вернулся к читателю благодаря позднейшей реабилитации. Стихи, посвященные Пушкину, есть у многих дальневосточных поэтов, и особенно ощутима эта пушкинская волна в творчестве шестидесятников — Р. Добровенского, Л. Миланич, В. Соломатова и других. В «Венке Пушкину» есть и стихотворение нанайского поэта Георгия Бельды «Пушкимбэ Банядамби» («Слушая Пушкина») в оригинале с ппараллельным русским переводом А. А. Лозикова: Сочиняют песни о свободе, Но большинство стихотворцев не стеснялись воспевать наш город, поэзия в нем и о нем не прерывалась никогда. И до сих пор множится в геометрической прогрессии. Говоря условно, творцов можно разделить на тех, кто рифмует Хабаровск с парусом, и тех, кто предпочитает метафору Хабаровск — город удачи. В стихотворении Рюрика Ивнева, написанном в время путешествия по Дальнему Востоку в 1962 году, читаем: Мы разбирали вещи. Точно парус, В поэме Александра Твардовского «За далью — даль» (1960) есть дальневосточные впечатления поэта: Душа полна, как ветром парус, В 1998 году за создание цикла стихов о родном городе и «Песни о Хабаровске» Аркадий Федотов был награжден дипломом I степени (музыка Матвея Журавлева). Припев из песни знает, наверное, каждый хабаровчанин: Над Амуром белым парусом Песня, созданная к 130-летию Хабаровска, стала популярной. Можно, конечно, усомниться в художественной ценности этого текста, но с успехом не поспоришь. Образовался даже журналистский штамп про Хабаровск: «город, что над Амуром белым парусом». Романтический образ паруса вдохновил Роальда Добровенского на одноименное стихотворение: Отплывали мы из Хабаровска, Но потом оказывается, что алый парус, из солнца сотканный, летел у них за спиной. Потому что автор плыл на пароходе рядом с любимой. В оригинальном стихотворении Риммы Казаковой нет паруса, но есть Амур: Нахмуренный, желтый, свирепый И все состоялось, все сбылось. Но: «Прости, Хабаровск... Пора проститься, время истекло». Жаль, что Римма Казакова уже не увидит и не перечитает это свое признание в роскошном иллюстрированном томе «Город удачи. К 150-летию Хабаровска — 150 песен и стихов» (Хабаровск, Букер, 2008). Ведь Хабаровск стал городом ее удачного литературного дебюта. «Не поеду я в Сочи, где солнце, песок, а поеду я в сопки, на Дальний Восток», — написала она еще в 60-е годы прошлого века. Поэтесса словно подтвердила другую смысловую рифму, которую предложил еще в «сороковые, роковые» Петр Степанович Комаров в стихотворении «Мой город» (1945): Весна победы — наяву. Именно в годы войны раскрылся поэтический талант Петра Комарова, в городе появился поэт общероссийского звучания. Веление времени (или по-современному социальный заказ) и высокое мастерство художественного слова органически соединились в его творчестве. Сам он писал об этом так: «Большинство моих книг, как можно заметить, издано в годы Великой Отечественной войны. Работал я в эти годы много и напряженно, откуда только брались силы! Так было, наверно, у всех советских людей, писалась ли стихотворная листовка на фронт, сатирических текст к плакатам, газетная статья или веселая частушка по заказу махорочной фабрики, выпускающей махорку для солдат Советской Армии — для всего находилось время, все делалось с увлечением!» «Мой город» Комарова — это портрет Хабаровска крупным планом, его образ поэт перевел в литературный ряд, как когда-то Пушкин воспел город, созданный по плану Петра Великого. Что касается нашего дальневосточного Хабаровска — сначала военного поста, потом генерал-губернаторского, потом краевого центра, — то его облик сформировали и история с географией, и усилия первопроходцев, и социальные потрясения, и созидательные порывы. В стихотворении Комарова живое лирическое чувство соединяет основные рельефные линии истории и современности: казацкие челны на Амуре, и сам Геннадий Невельской, рыбаки и геологи, строители Комсомольска-на-Амуре и, наконец, весна Победы в мае 1945-го. Здесь присутствует и романтическая рифма «парус — Хабаровск», и смысловая метафора «хабар — удача». Этимологически обыгранная фамилия первопроходца, в честь которого город назван, придает большое литературное обаяние стихотворению. Заметим, что в словаре Владимира Даля «хабар» имеет несколько значений, в том числе негативное: барыш, нажива, взятка. Но поэт выбрал вологодский вариант: гостинец, счастье, удача. Удача! Не зря Константин Симонов назвал Хабаровск городом — «военной косточкой», его история неразрывно связана с военной историей страны. В наши дни Хабаровск официально признан городом воинской славы. А его литературная биография в 1949 году ознаменовалась важным событием: в ноябре прошла первая творческая конференция писателей Дальнего Востока, на которой присутствовали 70 литераторов Хабаровского и Приморского краев, Читинской, Амурской и Сахалинской областей. Потом Александр Твардовский писал в журнале «Дальний Восток»: «Удалось поставить разговор таким образом, чтобы осмыслить представление о литературе Дальнего Востока как о неотрывной части большой советской литературы. Это очень дорого». Метафора «хабар — удача» стала не менее популярной, чем «Хабаровск — парус» и в стихах, и в прозе. Игорь Сувид написал «Город Фарта» в былинном духе: Как на трех холмах, на трех улицах, Есть стихотворение Александра Лозикова «Хабар» на украинском языке. А в одном из романов Кирилла Партыки Хабаровск зашифрован как Удачник (у Ажаева в «Далеко от Москвы» наш город — Рубежанск). В солидном томе «Город удачи» собраны как классические, так и современные произведения, посвященные Хабаровску, накопившиеся к его 150-летию. Тут и «Амурские волны» (музыка М. Кюсса), «Хабаровск — наш город родной» (музыка Д. Покрасса), и, наконец, эпического звучания песня «Шуми, Амур» (текст С. Феоктистова, музыка В. Румянцева). В 1960-е годы композитор Юрий Яковлев создал немало симфонических и вокальных произведений на дальневосточные темы, в том числе оперетту «Амурские зори». Песня «Хабаровские огни» стала визитной карточкой города. Композитор Семен Томбак написал «Город родной» на слова Риммы Казаковой. Вообще тексты поэтов-шестидесятников до сих пор вдохновляют музыкантов. Например, Марина Цветникова сочинила музыку на стихи Людмилы Миланич «Баллада о Хабаровске». Город, как и весь дальневосточный край, вдохновляет творцов и по сей день. Но поскольку все сочиняется в жанре оды, этот материал трудно классифицировать и анализировать ввиду его однообразия. Вот пример из XXI века: песня «А я — в Хабаровск». Припев: А я — в Хабаровск, в мой город у реки. Авторы А. Мещеряков и А. Новиков оставили бодрый оптимистичный посыл, хотя оба ушли из жизни преждевременно. Он похож на возражение короткому стишку Марины Самаркиной, прозвучавшему, однако, с экрана центрального телевидения: Все говорят, Журнал «Дальний Восток» открыл и продолжает открывать новые поэтические таланты. Их так много, хороших и разных, что не помещаются в рамки одной статьи. Пусть прозвучит голос молодой Алисы Саитбаталовой: Птицей парит над Амуром Хабаровск, И заиграет Амур многострунный В этом стихотворении гармонично соединены старая добрая рифма «Хабаровск —парус» и вера в удачу. Пусть звучит новая музыка! А пока, ввиду моих возрастных, «шестидесятнических» предпочтений, я, как автор статьи, предлагаю вспомнить стихотворение Владимира Высоцкого «Дальний Восток», написанное, по-видимому, как песня к фильму (опубликовано в архиве «Литературной газеты»). Долго же шел ты в конверте, листок, Валентина КАТЕРИНИЧ |
|||
|