- Художники Дальнего Востока
- Арт-календарь
- Персона
- Вспомним имя
- Художники города юности
- Территория творчества
- Взгляд
- Визит
- Обретенный рай
- Эстетика оптимизма
- Век нынешний и век минувший
- Тот самый миг...
- Молитва в красках
- Славянские сказы, сплетенные из трав
- Лики таёжных легенд
- Этнос
- Художники Находки
- Художники Камчатки
- Дата
- Содружество культур
- Галерея лиц, имен и судеб
- Маленький город
- Марк Аврелий и другие
- Встречи с Фаустом, или Превратности странствий
- Гонец на краю вечности
- Родословная как зеркало эпохи
- Музыка
- Поклонись забытым предкам
Последнее время среди выставочных экспозиций в залах дальневосточных музеев и галерей все чаще встречаются графические листы Владимира Бабурова с портретами людей, которых можно отнести к знаковым фигурам нашего города. Графика — еще одна грань творчества художника, известного как ювелирных дел мастера, скульптора, автора шести памятников, осуществленных в Хабаровске и Хабаровском крае, в том числе памятника писателю Николаю Задорнову на набережной Амура. Как признался Владимир Филиппович, графика как творческое направление возникла неожиданно для него самого. Находясь полгода в Объединенных Арабских Эмиратах, Бабуров нарисовал автопортрет перед зеркалом. Случайно портрет увидела жена одного англичанина, довольно влиятельного в эмиратских кругах. Неплохо разбираясь в живописи, дама, чтобы сделать мужу сюрприз, заказала художнику свой портрет. Мысль, судя по всему, оказалась удачной, так как портрет «прозвучал». Один за другим посыпались заказы. Англичане, голландцы, арабы — кого только не рисовал Владимир. Вернувшись на Родину, Бабуров решил продолжить работу над портретами, ибо художник вправе испытать себя во всех сферах творчества. Первый, кого он нарисовал в Хабаровске, был Всеволод Петрович Сысоев. По завершении работы известный писатель весьма благосклонно отозвался о портрете. Однако по-настоящему отнестись к себе как к художнику-графику помогли преподаватели и художники из американской Академии художеств, которые в это время посетили мастерскую Бабурова. Портрет Сысоева произвел на них большое впечатление. «Уровень их оценки, — признался Владимир,— навел на мысль: а почему не сделать серию портретов знаковых личностей?» И появились дальневосточный бард дед Матвей и режиссер Вадим Гогольков, маэстро Виктор Тиц и художники Валентин Степанов и Алексей Федотов, скульптор Ян Мильчин, писатели Николай Наволочкин и Юлия Шестакова, артисты Татьяна Маслакова, Игорь Желтоухов. «Особенность всех этих людей», — говорит Бабуров, — в том, что их трудно представить терпеливо позирующими. Поэтому в работе над портретами в качестве подсобного материала приходится пользоваться и фотографиями, причем фотографиями разными«. Но художник не срисовывает с них. Он делает портрет-картину, стараясь через атрибутику передать характер человека, его принадлежность к той или иной деятельности, а также социальную значимость. Так, Сысоев на бабуровском портрете парит в облаках, словно Творец или часть Природы, которую писатель воспевает в своих произведениях. Или музыкант Матвей Журавлев, известный более как дед Матвей. В своей знаменитой шляпе и с неизменной гитарой — всякий узнает этого человека. Момент узнавания, считает Владимир Бабуров, очень важен, ибо это позволяет любому человеку высказать свое мнение о портрете — от «похоже-не похоже» до более профессионального: насколько образно композиционное решение, какова эстетика подачи материала и т. д. Помнится, когда в Арт-подвальчике отмечали вечер памяти Юлии Шестаковой и перед собравшимися — а среди них были люди, хорошо знавшие Юлию Алексеевну, — предстал ее портрет, все были очень тронуты, настолько тонко и точно передан Бабуровым облик писательницы: словно сквозь время проступали знакомые черты и легкая умная улыбка. «Когда я делаю портреты, — заметил Владимир,— очень важно, чтобы изображаемый человек был интересен и симпатичен в первую очередь мне самому. Ведь моя галерея — это не доска почета. Поэтому право на выбор остается за художником». На сегодняшний день в галерее около двадцати портретов. В основном это люди творческих профессий. Но однажды появился среди них портрет губернатора Хабаровского края Виктора Ишаева. «Что, это тоже выбор художника?» «А почему нет? Он вполне вписывается в мою коллекцию. Я считаю, что Ишаев — лучший губернатор в Дальневосточном регионе», — ответил художник. Один из самых любимых портретов Бабурова в этой галерее лиц — портрет режиссера Юлия Изакиновича Гриншпуна, с которым связана не одна яркая страница в истории и становлении театра музыкальной комедии. Владимир Бабуров был хорошо знаком с Гриншпуном, они много общались, и хотя портрет сделан после смерти мастера, в нем удалось передать тонкие психологические нюансы личности этого ироничного, мудрого, артистичного человека. «Мне кажется, что он со мной разговаривает, — признался художник.— Порой замечаю в портрете разные настроения, изменения. Такое впечатление, что наш диалог с ним продолжается». Хочется надеяться, что коллекция тоже будет продолжаться, пополняясь новыми интересными портретами. Тем более что на одной из экспозиций в художественном музее, где были выставлены портреты, министр культуры выразил желание, чтобы коллекция Бабурова украсила фонд музея, ибо люди, изображенные на портретах, — достояние края. Светлана ФУРСОВА P. S. Последняя работа Владимира Бабурова — скульптурный портрет в честь основателя микрохирургии глаза академика Вячеслава Федорова. На открытии мемориальной доски в Хабаровске представителями всех российских филиалов клиники микрохирургии этот проект признан лучшим. |
|||
|