- Художники Дальнего Востока
- Арт-календарь
- Персона
- Вспомним имя
- Художники города юности
- Территория творчества
- Взгляд
- Визит
- Обретенный рай
- Эстетика оптимизма
- Век нынешний и век минувший
- Тот самый миг...
- Молитва в красках
- Славянские сказы, сплетенные из трав
- Лики таёжных легенд
- Этнос
- Художники Находки
- Художники Камчатки
- Дата
- Содружество культур
- Галерея лиц, имен и судеб
- Маленький город
- Марк Аврелий и другие
- Встречи с Фаустом, или Превратности странствий
- Гонец на краю вечности
- Родословная как зеркало эпохи
- Музыка
- Поклонись забытым предкам
История города, который начал строиться в 30-е годы XX столетия, созвучна с эпохой, когда призывы гремели по всей стране, а лозунги были необходимым условием к любому начинанию. Город строился комсомольцами-энтузиастами, военными строителями, политическими заключенными, японскими военнопленными, и именно эта среда выделила когорту людей, не мысливших себя вне искусства. Период, насыщенный пафосом первых пятилеток и романтикой трудовых будней, как нельзя лучше представлен в работах художников, чьи имена были первыми в изобразительной летописи города. Георгий Александрович Цивилёв, коренной дальневосточник, родом из Благовещенска, приезжает на строительство Комсомольска в 1932 году. Ему всего 18 лет, но за плечами — Ленинградское художественное училище. Цивилёв молод, полон сил, он наравне со всеми корчует тайгу, строит Копай-город, прокладывает первую узкоколейку, а в свободное время делает наброски, зарисовки. С фотографии 1937 года, запечатлевшей коллектив клуба «Ударник», на нас смотрит совсем юное лицо с романтичной шевелюрой и небрежно зажатой трубкой в зубах. Он главный художник клуба, на нем вся наглядная агитация. Цивилёв оформляет городские праздники, рисует плакаты, пишет лозунги. Приняв эстафету у профессионалов, объединившихся в студию военных художников, с 1938 года он начинает работать в театральной студии города: создает декорации, эскизы костюмов. Во время Великой Отечественной войны Георгий Александрович тяжело болеет, но несмотря на это с группой художников и скульпторов оформляет Дворец судостроителей, где вместе с ленинградской художницей С. Л. Закликовской расписывает потолок и готовит занавес для театральной сцены. Одновременно иллюстрирует книгу Н. П. Задорнова «Амур-батюшка». После войны Цивилёв организовывает во Дворце культуры художественную студию, у него появляются ученики: Н. Драчев, Н. Иванов, А. Абросимов, Н. Деревцов и другие. В течение пяти лет Цивилёв работает над большой картиной «Первый митинг строителей», посвященной 20-летию города юности. Герои полотна — люди, знакомые художнику по производству и повседневной жизни, — приходят позировать в его мастерскую после работы. Сделано множество эскизов, набросков, этюдов, а в 1953 году картина экспонируется на республиканской выставке в Москве. В 1956 году Цивилёва не стало. В эскизах дошли до нас замыслы картин «Прелюдия славы», «Рождение города». Нужно отметить, что для социалистического реализма тех лет характерны живописные программные работы патетического склада, романтизирующие время нечеловеческих усилий. Но нам особенно дорого живописное наследие Цивилёва камерного характера. Многим жителям города стали родными и близкими его работы «Подружки из Бельго», «Мальчик на пляже», «Девушка с собакой», «Перед экзаменом». В них мы видим художника, переполненного любовью к жизни, людям и городу, ставшему для него родным. Практически все, что переживалось обществом тех лет, находило отзвук в культурной ситуации в целом. Излюбленной формой работы становятся поездки на стройки, откуда потом привозились серии портретов и пейзажей. Так, в 1935 году по заданию ЦК ВЛКСМ молодые художники из Москвы Хоскель Сандлер и Софья Витухновская приезжают на строительство Комсомольска-на-Амуре. Их задача — запечатлеть героические будни молодой страны. Сандлером создается графический цикл работ «Рождение города Комсомольска». Витухновская работает в технике масляной живописи, пишет портреты и пейзажи, делает эскизы декораций для местного театра. В 1937 году в городе открыта первая выставка живописи и графики в честь 10-й годовщины ВЛКСМ. Первая городская художественная студия своим рождением также обязана этим москвичам. Спустя годы, в 1964-м, Сандлер и Витухновская возвращаются в Комсомольск, и тогда возникает идея создания в городе картинной галереи. Художники пишут воззвания по всей стране: «Подарите работы комсомольчанам!» Это обращение публикуют в центральной газете «Советская культура» и журнале «Московский художник». В итоге 365 работ, ставших основой будущей коллекции, подарены городу. Стоимость этого «всесоюзного» подарка превышает миллион рублей. А в 1966 году, в феврале, открывается картинная галерея. Важно отметить, что творческая судьба Х. М. Сандлера и С. С. Витухновской сложилась в трудную и противоречивую эпоху отечественного искусства, но они сумели сохранить себя и свое право быть художниками. К середине 30-х годов в стране заканчиваются эксперименты в школьном обучении и налаживается выпуск учебников. Вернувшиеся из творческих командировок художники принимаются за создание учебных пособий для народов СССР. В это же время переводятся и выпускаются сказки и эпосы. Ленинградской художнице Евгении Эвенбах (1889 — 1981), закончившей в 1932 году Академию художеств по классу Петрова-Водкина, поручено оформление и иллюстрирование букварей для национальностей Крайнего Севера. В 1934 — 1938 годах она совершает путешествие по Амуру и посещает Комсомольск. Из этой поездки художница привозит серию акварелей и автолитографий «По Амуру». Сейчас даже трудно представить, насколько сложным оказалось то путешествие на Дальний Восток. Около полумесяца заняла дорога в поезде до Хабаровска, более недели понадобилось, чтобы плыть на пароходе по Амуру, а дальше — на попутных лодках. Из села Троицкого Эвенбах вместе с попутчиками добралась до стойбища Найхин, затем — в Даэргу и Даду. Совершенно необычная жизнь открылась перед художницей в этих маленьких селениях. Она увидела людей в одеждах из рыбьей кожи, детей, бегающих голыми, женщин с серьгами в носу. У местных охотников и рыбаков еще бывало по две жены и по пятнадцать—двадцать детей. Близкое знакомство с особенностями жизни, труда нанайцев, а затем нивхов, с предметами их быта требовало много сил. Эвенбах вместе с автором текста учебников О. П. Суником проводила занятия со школьниками и взрослыми, проверяла, как они воспринимают рисунки и содержание учебников. На основе живых впечатлений и тщательных наблюдений, которые зафиксированы в огромном количестве этюдов и зарисовок с натуры, художницей создаются иллюстрации для букварей и книг на языках нивхов, хантов, нанайцев, эвенков и удэгейцев. Безупречная этнографическая точность рисунков Эвенбах придает им особую художественную и жизненную убедительность. Наряду с художниками из центра страны для создания цикла произведений о строительстве города юности откомандированы и хабаровчане: В. Ф. Иванов, А. А. Васильев, А. В. Шишкин и В. Н. Высоцкий. Что касается Шишкина и Высоцкого, выбор пал именно на этих художников не случайно, потому что главной темой их творчества стала история освоения Дальнего Востока от времен Ерофея Хабарова до революционных событий XX века. А такой исторический момент, как рождение нового города, конечно же, манит возможностью создать образ поколения энтузиастов, покоривших дикую тайгу и построивших город для себя и своих детей. Шишкин и Высоцкий внесли свой вклад в создание изобразительной летописи о строительстве Комсомольска-на-Амуре и в целом о зарождении индустрии Дальнего Востока. Первая студия самодеятельных художников была организована Г. А. Цивилёвым во Дворце культуры судостроителей, в ней занимались молодые люди, избравшие для себя единственно верный, мучительный и сладостный путь творческих исканий. Имена этих художников связаны с историей города неразрывно, каждый увидел и полюбил этот город по-своему, нашел волнующую тему в сплетении исторических событий и реальных человеческих судеб и остался верен мечте до конца. Это Н. В. Иванов, прекрасный акварелист, создавший более двух сотен листов о Комсомольске 50–60-х годов. Строитель по образованию, он увлечен техникой акварели и под руководством Цивилёва совершенствует свое мастерство. С 1951 года работает в открывшихся мастерских Художественного фонда, а после первой выставки «Советская Россия», где экспонировались его работы о Комсомольске, становится членом Союза художников. Е. В. Короленко — самобытный художник, определивший свое творческое пространство четырьмя циклами: нанайским, символическим, родовым и незаконченным славянским. Он начинает свой творческий путь именно в Комсомольске. Короленко привлекает искусство аборигенов, и на основе натурного материала, собранного в поездках по амурским селам, под опекой Г. А. Цивилёва и хабаровского художника Г. С. Зорина он пишет картину «Орочские дети». Экспериментируя, он ищет новые изобразительные средства и помимо живописных и графических работ создает картины на бересте, используя традиционные приемы нанайских мастериц, выполняет декоративный триптих из плавленого стекла «В царстве серебряных соболей» по мотивам древней нанайской легенды. Художник пробует себя в монументальном искусстве: расписывает клуб в Амурске, санаторий на Сахалине, во Дворце железнодорожников Комсомольска-на-Амуре выполняет стенную роспись «Музыка», а в 90-е годы вместе с А. В. Кильдяевым и сыном Владимиром — стенную роспись «Евхаристия» в алтаре храма Покрова в городе Уссурийске (Приморский край). В 1982 году Е. В. Короленко присвоено звание заслуженного художника России. А. И. Абросимов, живописец, в чьих полотнах переплетается суровый реализм трудовых будней и лирическое мировосприятие. С 1935 года он живет и работает в Комсомольске, а в 1958 году оканчивает Иркутское художественное училище. Именно с этого времени начинается путь художника, работающего в области станковой живописи. Он остро и чутко воспринимает лирику природы, ее высокая поэзия в единении с человеком раскрывается в живописных произведениях Абросимова. Н. Н. Муравлев, никогда не мечтавший о карьере художника и приехавший строить Комсомольск из Ростовской области, нашел в юном городе свое призвание. Три года занятий в студии под руководством Цивилёва перевернули его представление о мире. Дальневосточные красоты, суровые мужественные люди, буквально на глазах творившие историю, навсегда связали его с этой землей. После окончания художественного училища в 1958 году Муравлев возвращается в Комсомольск. Художника А. В. Мащенко, преподававшего в студии вместе с Цивилёвым, обстоятельства постоянно отрывали от любимого дела и любимого города. Но он с завидным упорством возвращался к тому, что полюбилось навсегда. В 1937 году он приезжает в Комсомольск, предполагая поступить в художественное училище, которого, увы, в городе не оказалось. Служба в армии, потом Великая Отечественная отодвинули мечту о профессиональном художественном образовании, но определили одну из главных тем в творчестве художника. После увольнения в запас А. В. Мащенко вернулся в Комсомольск — в город, выбранный сердцем еще в юные годы. Он стоял у истоков создания детской художественной школы, был в числе организаторов и одним из первых руководителей Художественного фонда. В его живописных и графических работах — темы строительства и освоения дальневосточной земли, приамурские пейзажи, портреты людей, по которым можно изучать историю Комсомольска. Этому художнику присуще удивительное чувство динамики времени. История города юности тесно переплетена с историей страны. В 50-е годы повышается интерес к градостроительству, монументально-декоративному искусству. Сфера деятельности комсомольских художников расширяется, советское искусство совершает качественный скачок, подготовленный в недрах предшествующего периода, и об этом свидетельствует огромный прилив новых творческих сил. В 1951 году после художественного училища сюда приезжает Н. Н. Заславский. Он не был коренным дальневосточником, родился на Украине, но ему удалось раздвинуть географические рамки пейзажа, и дальневосточные красоты нашли в лице Заславского своего поэта. Бесчисленные поездки по Хабаровскому краю давали художнику возможность глубоко изучить природу Приамурья. Кроме того, Заславский занимается созданием первой на Дальнем Востоке художественной школы (вместе с Мащенко), и роль педагога-наставника на десять лет становится определяющей в его творческой судьбе. Сорок лет отдано Н. Г. Заславским городу Комсомольску и Дальнему Востоку. В 1953 году по приглашению дирекции приезжает для работы художником-поставщиком Г. Н. Скоморохов — яркий самобытный художник, оформивший более 150 спектаклей в городском театре драмы и поднявший искусство сценографии в Комсомольске на небывалую высоту. В 1955 году в творческий коллектив художников города вливаются новые силы: после распределения сюда приезжают выпускники Ленинградского художественного училища им. Мухиной Н. П. Долбилкин, Н. С. Ивлева, С. В. Николин, А. Н. Буробкин. Первым и самым значительным произведением монументально-декоративного искусства в Хабаровском крае была мозаика во Дворце культуры судостроителей, над которой Н. П. Долбилкин работал десять лет. В 1965 году, к 20-летию Победы, мозаика, посвященная героической истории комсомола, состоящая из шести панно на 200 квадратных метрах, была завершена. Н. С. Ивлева — скульптор, на протяжении многих лет вносящая в лицо города индивидуальные черты. Более ста скульптурных композиций и портретов на счету у художницы. Многие произведения выполнены в соавторстве с С. В. Николиным. Значимы для комсомольчан и истории города мемориальные доски, посвященные лучшим людям Комсомольска: Г. А. Цивилёву, заслуженному врачу РСФСР В. Л. Пендрие, первостроителям. И, конечно же, мемориал Памяти комсомольчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, открытый в 1972 году. В. П. Лановенко — еще одно звучное имя в истории искусства города юности. Становление художника приходится на 60-е годы, когда в искусстве возникают новые веяния и поиски. Романтик по своему складу, он наполняет свои живописные произведения мощной энергетикой. Поездки к геологам на Баджал, к строителям БАМа и газопровода Оха — Комсомольск, к рыбакам Амура и Камчатки вдохновляли к созданию ярких по звучанию работ. Более пятидесяти лет отдал городу юности П. Л. Фефилов — самодеятельный художник. Увлеченно занимающийся живописью, именно он с Н. В. Ивановым был организатором бюро эстетики на ЗЛК. По его приглашению в Комсомольск приехал художник В. Л. Шкраб, возглавивший работу по эстетическому оформлению города. В лице Шкраба город обрел не только талантливого дизайнера и проектировщика, но и великолепного живописца, создавшего большое число работ о городе и его людях. В. Л. Шкраб учился в Одесском художественном институте, затем в Москве. Работал главным художником на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, участвовал в войне, которая завершилась для него в Маньчжурии на Дальнем Востоке. Здесь сформировался художник с острым драматическим восприятием, художник-мыслитель. Комсомольчане первыми в крае взялись за выполнение монументальных произведений. Гостиницу «Восход», аэропорт, клубы «Кристалл», «Алмаз», Дома культуры судостроителей и железнодорожников украсили монументально-декоративные произведения художников Е. В. Короленко, А. В. Мащенко, Н. Н. Муравлева, А. И. Абросимова, Г. С. Ли Гирсу, Д. А. Гутова, В. Н. Лановенко, В. Л. Шкраба. Впервые на Дальнем Востоке в 1964 году здесь появились изделия художественной керамики. Все, что создано художниками за эти годы, отличается напряженной проблемностью, применением крупных экспрессивных, символических форм. В 70-е годы в Комсомольск по приглашению Хабаровского отделения Союза художников приезжает большая группа выпускников художественных вузов страны: В. П. Пащенко, Л. Г. Шилов, В. Н. Уфимцев, Н. Н. Чувахин. Новый край манит своими гигантскими масштабами, город, овеянный романтикой первых пятилеток, диктует совершенно новый ритм творчества. Внимание всей страны приковано к Дальнему Востоку. БАМ — стройка века — становится для художников главной темой. Сформировалось молодое поколение творчески одержимых людей, выросших на этой земле и не мыслящих себя вне города юности: художники Ю. И. Быков, С. Н. Золотарев, Г. Н. Захаркин, А. А. Зибаровский, скульптор А. Смирнов. Появляются произведения уже сложившихся мастеров, в которых новое прочтение жизненного пространства, его духовной сущности определяет и образный язык изображения. Тема, бывшая закрытой для художника и общества, вновь возрождается в России в конце ХХ века — религия. Осознание веры в себе и себя в вере активизирует интерес к религиозным мотивам в искусстве. Многие художники живописными средствами пытаются раскрыть свое понимание темы. В картине Г. С. Лукьянова «Памяти матери» предстает современный человек. В его мировоззрении — христианская мораль как высшая точка отсчета, от которой он удалился в силу исторических обстоятельств и к которой возвращается вновь. Поиски духовной опоры помогают художнику Д. А. Гутову, работающему в уникальной технике энкаустика, создать цикл работ духовного содержания. Его живопись декоративна, феерична, наполнена необыкновенной внутренней энергией. В последние годы жизни художник обостренно воспринимает сложившуюся картину мира, создавая сложные философские произведения. С 1983 года в Комсомольске живет и работает А. Н. Турчевский — мастер резцовой гравюры. Но именно в этом городе к художнику пришло желание заняться живописью, вложить в изображение дальневосточного пейзажа переосмысленное понимание окружающего мира, донести до зрителя прочувствованное им самим ощущение внутренней жизни деревьев, трав, облаков. Масштабность мышления художника Ли Гирсу заставляет его обратиться к оригинальной живописной системе наложения красочного слоя, в которой заключено понимание художником философской картины миропорядка. Его пейзажи светятся мерцающим светом вечности, незыблемости и грандиозности дальневосточной природы, в которой для художника весь мир. Художники, навсегда связавшие свою творческую судьбу с городом юности и Дальним Востоком, создали их неповторимый облик в произведениях живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного и монументального искусства. Все это — не только культурное достояние Комсомольска-на-Амуре, но и важный исторический документ эпохи. Евгения БЫКОВА Заведующая сектором современного искусства Комсомольского музея изобразительных искусств. |
|||
|