Безбрежная река хабаровской весны

 И Де ДонСилуэты домов и людей, бирюзовое небо с облаками-странниками, нахохлившиеся крыши, глаза окон и теплый свет, запутавшийся в портьерах. Множество штрихов, разных по тональности и цвету, составляют большое и единое полотно. Это — «Хабаровская весна» И Де Дона, художника из Республики Корея. Его персональная выставка состоялась в Арт-подвальчике Хабаровского краевого благотворительного общественного фонда культуры в 2002 году.

И Де Дон родился в Восточной Азии, в небольшом городке Республики Корея в 1956 году. Тогда только-только закончилась война. Его студенческая пора прошла в Сеуле, где И Де Дон получал образование дизайнера, и была светлой и счастливой, как, пожалуй, у многих. Удивительно, но Хабаровск, куда он впервые приехал два года назад, очень напомнил Сеул. Правда, было ощущение, что лента времени прокрутилась лет на тридцать назад. Возможно, поэтому персональная выставка в Арт-подвальчике «Хабаровская весна» стала посвящением полюбившемуся городу. Ностальгия о юности, новые ощущения, которыми автор напитался на незнакомой до сей поры земле, — из всего этого у корейского художника сложился его и только его взгляд на Хабаровск. Он одел его в сказочные одежды и наделил каждый фрагмент большого полотна своими эмоциями.

В Сеуле И Де Дон является директором дизайнерской фирмы, но в настоящее время он работает в Хабаровске, тоже как дизайнер. И одновременно стажируется в Хабаровском государственном педагогическом университете, где изучает живопись, рисунок и русский язык. Наставник И Де Дона Александр Иванович Иконников, заведующий кафедрой изобразительного искусства ХГПУ, доктор педагогических наук, профессор, считает, что его стажер — уже сложившийся художник. Он успешно осваивает основную программу, глубоко изучает традиционное европейское искусство, но помимо этого много занимается самостоятельно, экспериментирует. Выставка «Хабаровская весна» явилась своего рода итогом, где представлено 157 картин. Работы, выполненные в технике, когда сухая краска наносится на негрунтованный картон, по тональности получились слегка приглушенными. Будто художник набросил на них полупрозрачную вуаль. В иных читается печаль, в других, сквозь матовость поверхности, пробивается радость. И это не случайно. Потому что «Хабаровская весна» — откровенный рассказ художника о незнакомом и вначале чужом городе, который настораживал и даже пугал. Когда жизнь наполнилась новыми знакомствами, встречами, контактами, настороженность ушла, появились новые линии, новые краски.

По словам Александра Ивановича Иконникова, художнику удалось почувствовать Хабаровск во времени и выразить свои впечатления в красках. Причем это не конкретные визуальные образы, а чувственные, новые грани.

Совсем не просто показать тонкое состояние души словом, линией, живописным мазком. Художник И Де Дон попытался рассказать хабаровчанам о своей печали, о светлых минутах. Как говорит сам художник, он рано соприкоснулся с американской культурой, любил слушать классическую музыку, рок и джаз, занимался живописью, но однажды, всерьез увлекшись европейской культурой и глубоко проникшись культурой России, у него возникла потребность передать через свою душу весь свой опыт, накопленный за 45 лет.

— В своих произведениях я хочу показать, что стоячая вода, как символ человеческой алчности, рано или поздно становится светлой и чистой, — размышляет И Де Дон, — Хабаровск встретил пору цветения — светлую и живительную. И чистая вода, наполняющая наши души, соединяясь, становится безбрежной рекой. И белые облака все также плывут по голубому небу...

Елена ГЛЕБОВА