- Родословное древо любимого города
- Монологи о Хабаровске
- В дар хабаровцам — от краеведа Жукова
- Древнее Городище с холмами «вечного» Рима
- Аборигенная история
- Подвиг разведчика Венюкова
- Судьба человека и города
- 1858–1926 гг. Хроника событий
- В Хабаровск, с любовью, из прошлого века
- Строитель Хабаровска — генерал Александров
- Потомки польского повстанца
- Из рода Богдановых
- «...И лучшей награды поэту не надо»
- Сбывшаяся мечта художников Федотововых
- «Ну, Яшка, ты и вылепил!..»
- Роман Василия Ажаева «Далеко от Москвы» — классика социалистического реализма?
- Говорит Хабаровск!
- Мы всегда долетим...
- Когда деревья были маленькими...
- Палитра хабаровской керамики
- Хабаровск по-московскому времени
- Шемаханская царица
- «Не жалей меня, берег»
- Неиссякаемый источник творчества
- Пещера-храм Павла Оглуздина
- Безбрежная река хабаровской весны
- Где-то есть город, похожий на сон...
- «Словесница искусств» — Лауреат Всероссийского конкурса
В январе 1858 года в Иркутске организована Амурская торговая компания с целью развития торговли и промышленности в Приамурском крае. Ее акционерами стали такие известные люди, как Г. И. Невельской, М. Волконский, В. С. Завойко, А. Ф. Миддендорф, Якунчиков. На берегу Амура, в районе Хабаровки, на средства компании были построены три больших дома под торговые и складские помещения. Спустя три года компания распалась, но некоторые ее члены развили частную деятельность в Приамурье. К примеру, Д. Е. Бенардаки, который в 1871 году имел концессию на содержание срочного пароходного сообщения по Амуру.
31 мая 1858 года солдаты 28 июня 1858 года граф Н. Н. Муравьев, возвращаясь с низовьев Амура из Мариинска, где присутствовал на освещении первого русского православного храма на берегах Амура, остановился в Хабаровке и пробыл здесь несколько дней.
В 1859 году на Амуре появился первый частный пароход «Адмирал Казакевич». В 1860 году по Амуру ходило уже пять пароходов. Один из них — «Генерал Казакевич» — совершал регулярные рейсы от Читы до Николаевска-на-Амуре. В Хабаровке была сооружена первая казенная пристань. Состояла она из трех барж: одна принимала пароходы, на двух других хранились складские грузы. В 1870 году на Амуре было уже 25 пароходов. В декабре 1862 года закончено строительство первой линии телеграфа от Николаевска-на-Амуре до селения Михайловка, в 1864 году линия доведена до Де-Кастри и Хабаровки.
В 1866 году в Хабаровке впервые вырастили огородные культуры и озимую рожь. Озимой было посеяно 40 пудов, собрано 300, картофеля собрали 900 пудов, капусты — 800 вилков, свеклы — 180 пудов, моркови — 160 пудов, брюквы — 150 пудов, редиса — 200 пудов, репы — 140 пудов, гороха — 60 пудов. В 1877 году в Хабаровке в устье речки Плюснинки появился первый официальный базар («нижний базар»), который просуществовал до 1960 года. А базар в районе речки Чердымовки (также Чардымовка. — Прим. ред.), недалеко от вокзала, появился только в 1912 году.
27 октября 1893 года по приказу Приамурского генерал-губернатора Сергея Михайловича Духовского город Хабаровка стал именоваться Хабаровском. Став административным центром, Хабаровск быстро превращался в чиновничий город. Рабочих и крестьян здесь было мало. Город строился, и особенно интенсивно в центре. До настоящего времени сохранилось красивое здание из красного кирпича, построенное в 1882 году под областное управление и его службы (улица Шевченко). В 1894 году построено здание гарнизонного собрания (улица Шевченко), дошедшее до нас в реконструированном варианте. В 1906 году завершено строительство Хабаровской электростанции, и вскоре на улицах города появилось освещение. Сегодня в здании бывшей электростанции располагается Дальневосточная студия кинохроники. В 1906 году в Хабаровске вступил в строй городской водопровод. Он строился по проекту инженера Малиновского на берегу реки Уссури и давал первоначально 200 тысяч ведер в сутки, но уже к 1913 году мощность его была доведена до 34 млн. ведер.
Первая начальная школа появилась в Хабаровке в 1873 году (дата уточнена краеведом А. М. Жуковым. — Прим. ред). Из Читы пригласили образованную учительницу Наталью Елизаровну Чернявскую. Она проработала в Хабаровске 25 лет и жила здесь до 1925 года, получая пожизненную пенсию. В 1899 году для первой хабаровской Алексеевско-Николаевской школы построено каменное здание из красного кирпича на углу улицы Гоголя и нынешней площади им. Ленина. До 1977 года здесь размещалась средняя школа № 30, а в 1978 году здание было снесено. В 1895 году в Хабаровске действовало 8 учебных заведений: приготовительная школа Сибирского кадетского корпуса, созданная в 1888 году, техническое железнодорожное училище, открытое в 1895 году, городское
Несколько раз побывали в Хабаровске представители царской семьи Романовых. В 1873 году — Великий князь Алексей Александрович, в 1887 — Великий князь Александр Михайлович, 29 — 30 мая 1891 года — наследник русского престола Николай Александрович и т. д. Как правило, пребывание царских персон на Дальнем Востоке отмечалось важными событиями: открытием школ, библиотек, началом строительства Восточного участка Великой Сибирской железной дороги, пожертвованием значительных средств на развитие города. В 1911 году на территории «нижнего рынка» на реке Плюснинке по инициативе общества содействия народному просвещению открыта дешевая столовая для беднейшего населения города. При столовой работала библиотека имени Л. Н. Толстого. В апреле 1911 года в городе появился первый автомобиль системы «Ландолэ». Его владельцу, инженеру А. Г. Николаеву, пришлось просить у городской думы разрешение ездить по городу. Год спустя появился первый автомобиль общего пользования и три грузовых автомобиля на строительстве железной дороги. 31 мая 1912 года, в день рождения Хабаровска, губернатор Н. Л. Гондатти устроил прием, на котором присутствовали старожилы, прожившие в городе больше 20 лет. Фотограф запечатлел это событие, но, к сожалению, этой фотографии в фотофонде госархива нет.
В 1913 году началось строительство Амурского моста. Он возводился в течение трех лет и восьми месяцев из местных материалов, кроме металлических ферм и частей. Завершилось строительство в 1916 году. В годы Гражданской войны мост частично был разрушен, но в марте 1925 года восстановлен. События хроники Хабаровска за 1914 — 1917 годы в основном отражают военную тематику. В первых числах августа 1914 года получено известие о начале Первой мировой войны. 5 сентября 1914 года из Хабаровска на германский фронт отправлен В октябре 1914 года (дата уточнена краеведом А. М. Жуковым. — Прим. ред.) в Хабаровск стали прибывать первые партии военнопленных. Их размещали в казармах по всему В хронике за 1917 — 1919 годы зафиксированы в основном политические события, связанные с Февральской буржуазной и Октябрьской пролетарской революциями: митинги, демонстрации, забастовки, съезды Советов, провозглашение Советской власти, начало Гражданской войны и интервенции. Хроника за 1920 — 1922 годы — это события Гражданской войны. Создание Красной гвардии, образование фронтов, занятие Хабаровска белогвардейскими и иностранными войсками, борьба партизанских отрядов с белогвардейцами, создание Дальневосточной республики и Народно- револющионой армии, освобождение Хабаровска 14 февраля 1922 года и окончание Гражданской войны. 15 апреля 1923 года состоялись первые выборы в Хабаровский городской совет. Его комиссия представила материалы по переименованию площадей и улиц города. Появились улицы имени Карла Маркса, Ленина, Троцкого и др. Во втором полугодии 1924 года из Читы в Хабаровск переехали дальневосточные краевые организации. Хабаровск вновь стал центром Дальнего Востока. В январе 1926 года образован Дальневосточный край с центром в Хабаровске. Тамара КОСИЦЫНА, главный археограф Госархива Хабаровского края |
|||
|