Вниз по Амуру. Дорожные заметки этнографа С. В. Максимова

Я в самом деле странствовал долго, забирался далеко,
видел много и написал много.
С. В. Максимов

В 1859 году Морское министерство организовало большую этнографическую экспедицию для описания жизни народов в районах Белого моря, Ледовитого океана. Среди ее участников оказался писатель и этнограф Сергей Васильевич Максимов. Его путь лежал на Восток.

В этом же году в Санкт-Петербурге в свет вышла книга Максимова «Год на Севере», которой предшествовало непростое путешествие в суровые края. В книге впервые была затронута тема Севера, до той поры в русской литературе не существовавшая. Современники оценили ее как серьезный философско-исторический труд, в которой автор размышляет о значении свободы личности, о ее влиянии на духовный строй народа и о том, что происходит с ним в эпоху перемен, когда Россия сбрасывает полупатриархальную оболочку и примеряет одежды промышленной державы. Но и с точки зрения этнографии это было крупнейшее на тот момент исследование, посвященное Северу, и оно было отмечено Малой золотой медалью Русского географического общества. Вспоминая о той поездке на Север, Максимов написал, что большинство приглашенных в экспедицию литераторов выбрали «благоприятные по климатическим условиям и по густоте и разнообразию населения местности», не прельстившись «негостеприимными, суровыми и холодными странами севера».

Максимова часто ставили в один ряд с Лесковым и называли одним из самых «укорененных» в национальной культуре писателей. Возможно потому, что ему удавалось проникать не только в бытовые и фольклорно-обрядовые пласты народной жизни, а передать мироощущение русского человека. А. С. Суворин считал Максимова одним из лучших российских этнографов-путешественников.

Книга «Год на Севере» и вышедшая ранее «Лесная глушь», которую Салтыков-Щедрин назвал «настольной книгой для всех исследователей русской народности», стали отличной рекомендацией писателю для участия в «литературной экспедиции». Максимову достался Дальний Восток.

«В четвертый раз судьба снимает нас с обсиженного уже и привычного места, сделавшегося если не родным вполне, то дорогим по многим воспоминаниям; в четвертый раз случай — редкий, но всегда дорогой гость — отнимает у нас лучшее из достояний, добытых родством, привычкой и дружбой, и снова ведет на чужбину, в чужие люди, в неизвестность».

Это было самое длительное путешествие С. В. Максимова. Путь занял целый год, вместил множество впечатлений, зафиксированных с фотографической точностью. Первые публикации материалов этой поездки увидели свет в «Отечественных записках» и «Морском сборнике» в 1861 году, в 1864 году в Санкт-Петербурге вышла книга «На Востоке. Поездка на Амур», а в 1871-м она была переиздана.

Задача поставлена правительством вполне определенная: обследовать условия жизни переселенных на восточную окраину крестьян и казаков Забайкальского войска. Дорога на Восток лежала через Сибирь, потом привела в Благовещенск и дальше по Амуру до Хабаровки и в самые низовья — в Николаевск. Закончились российские владения, а путь продолжился — остров Хоккайдо, Маньчжурия. Возвращаясь обратно, С. В. Максимов, опять же по поручению правительства, погрузился в изучение сибирских тюрем, стараясь дойти до самой сути, не пропустить ни одной мелочи. В итоге написал честную книгу «Тюрьма и ссылка», она вышла скромным тиражом под грифом «секретно», и только в 1871 году писателю удалось опубликовать переработанный вариант — трехтомник «Сибирь и каторга». В этих очерках собраны обширные материалы по этнографии, истории и статистике тюремной жизни России, из них черпали фактуру для своих произведений Салтыков-Щедрин, Некрасов, Толстой, Чехов.

Книга «На Востоке. Поездка на Амур» тоже абсолютно честная. Автор ничего не придумывает, не приукрашивает. Он просто фиксирует картины, которые встречает на своем пути, описывает их до мельчайших деталей. В главе «Заселение реки Амура» Максимов дает серьезный анализ этой проблемы, показывает главные болевые точки и делает вывод, который так созвучен с сегодняшним днем: «Всякая насилованная мера ведет за собою неизбежную путаницу, никогда не достигнет успешных результатов не только в начале, но и далеко впоследствии».

Дорожные заметки и воспоминания, как обозначил их сам исследователь, представляют огромную ценность. Они позволяют вернуться на полтора столетия назад и почувствовать тот ритм жизни, прикоснуться к судьбам людей, давно уже ушедших, но благодаря писателю Максимову запечатленных в общей исторической памяти.

Елена ГЛЕБОВА