- Счастливое «где-то»
- Прорастая на Востоке
- Прорастая на Востоке
- В поисках Ачанского городка
- Начальник Амурской экспедиции
- Славянский мир Дальнего Востока
- Вниз по Амуру. Дорожные заметки этнографа С. В. Максимова
- На Амуре. Первые путевые впечатления*
- Тракт длиною в два века
- Исчезающий мир амурских сел
- Иван Аполлонович Чарушин, мастер архитектуры
- Православная культура на Дальнем Востоке России
- Сюжеты из вертепного ящика
- Единое пространство культуры
- Театральный сезон
- Литература
- Знаки и символы нашей истории
- Дом народного творчества
- ГАЛИУЛЛИН Ильгис Фатыхович (1947–2010)
Продвигаясь в XVII столетии по Амуру, русские землепроходцы ставили на своем пути зимовья, городки и остроги. Они разрушались самими казаками, когда те покидали свое временное пристанище, уничтожались воинствующими маньчжурами или просто временем. Городков в Приамурье было немало, но один из них — Ачанский — до сих пор является загадкой. Один из первых на Амуре, он защищал первопроходцев от нападений ачан, дючеров, маньчжуров и как русская крепость просуществовал всего одну зиму: как только наступила весна, отряд покинул городок и двинулся вверх по Амуру. В течение долгого времени исследователи отправляются на поиски Ачанского городка (первые попытки были сделаны еще в середине XIX века), приводят различные доводы и доказательства, спорят, но так и не дают окончательного ответа: где же находился построенный Хабаровым острог и возводили ли его хабаровцы в 1651 году. Мы публикуем материал дальневосточного историка Валерия Исаевича Павлика, возглавлявшего в Комсомольском-на-Амуре педагогическом университете центр археологии, истории и этнографии. Он тоже искал Ачанский городок, организовал множество этнографических экспедиций по Амуру, в том числе в 2003 году широкомасштабную экспедицию по амурскому маршруту Хабарова — от станции Ерофей Павлович до Комсомольска-на-Амуре. Поднимая тему загадочного Ачанского городка, В. И. Павлик анализирует полученные во время экспедиций данные, а также существующую на этот счет современную историческую литературу. Статья вошла в сборник материалов Третьей международной научной конференции «Россия и Китай на дальневосточных рубежах», которая состоялась в 2003 году в Благовещенске. Поиски места Ачанского городка, поставленного Е. П. Хабаровым осенью 1651 года, начались давно. В документах не осталось каких-либо конкретных сведений о месте его постановки, описания его устройства, «архитектуры», какой-либо «привязки» к местности, кроме рисунка на «карте» Н. Витсена, нескольких общих штрихов в отписках, челобитных да опросных листах — это все, чем располагают сегодня исследователи. Попытки найти его предпринимаются с 1855 года. Городок искали во многих местах: на правом берегу Уссури, выше устья, на левом берегу Амура, ниже устья Уссури, на мысе Джаори, в трех километрах от Троицкого и на «полпути к Хабаровску» — в районе мыса Тыр, на правом берегу против устья Амгуни в районе озера Болонь. Существуют предположения о постановке Хабаровым городка в районе села Малмыж и на правом берегу в устье Анюя. Однако вывод исследователей оставался неизменным, как и прежде: собранная информация не только не проясняла, а еще больше запутывала вопрос. В мае 1652 года, как только Амур освободился ото льда, хабаровцы погрузились на суда и ушли вверх по Амуру, предварительно разрушив свой городок. Сегодня трудно определить меру разрушения, однако тыновое ограждение, вероятно, осталось в земле, так как вырвать его из мерзлоты — работа не из простых, она могла отнять много сил и времени, а землепроходцы спешили: в отряде закончилось продовольствие. Из известного историкам материала видно, что процесс восстановления городка проходил в два этапа. Первый — предположительно осенью 1654 года казаками Степанова после похода на реку Сунгари, второй — после 1665 года, когда казаки Н. Черниговского «возродили его и обеспечили создание вокруг него русских поселений за счет прибывших переселенцев». Н. П. Крадин считает, что «завершение восстановления Ачанского городка проходило по всем правилам градостроения XVII века». По его мнению, «городок был огорожен, опоясан рвом и в 70–80-е годы стал играть известную роль в жизни русских людей». В конце 1855 года в низовьях Амура было пять русских сел: Иркутское, Богородское, Сергеевское, Михайловское, Новомихайловское, но ни об одном из русских поселений не сказано, что оно было «привязано» к Ачанскому городку: то есть вокруг него не было русских поселений, вероятно, из-за отсутствия земли, пригодной для пашенного земледелия. Не это ли причина, что про Ачанский городок так быстро забыли? На «карте» Витсена «Северная и Восточная Татария», завершенной им в 1690 году и подаренной Петру I, Ачанский городок имел четырехугольную форму с башнями по углам и пятую проходную. Внутри острога поставлены 7 «больших» и 5 «малых» строений. Стены острога имели «малые» по 5, «длинные» по 6 пролетов, в каждом из которых нарисованы по две бойницы для ведения пушечного боя. Вокруг городка еще 24 строения. И все это находилось как бы внутри второй, внешней, естественной, линии обороны — речек, закольцевавших городок в единый ансамбль. По нашим подсчетам после «восстановления» Ачанский городок занимал площадь около 2 тысяч квадратных метров. Это было уже довольно мощное по тем временам укрепление, и оно не могло быть оставленным без внимания. Но место городка было забыто, вероятно, еще и потому, что либо после жаркой весны 1652 года Ачанский городок не играл существенной роли, он был просто рядовым зимовьем (отсюда становится понятной причина отсутствия вокруг него русских поселений), либо функции церкви сводились к работе только среди аборигенного населения. Внесенная чуждая идеология обычно отторгается и быстро забывается. С образованием Албазинского уезда в него были включены земли всей восточной территории Приморья до берегов Тихого океана, однако среди острогов Ачанский городок уже не значился, вероятно, в этот период он находился в разряде «зимовок». В 1658 году после гибели отряда О. Степанова военные действия между русскими казаками и цинскими войсками возобновились в 1683 году и продолжились до августа При определении местонахождения Ачанского городка прежде всего нужно исходить из того, что Ачанский городок был поставлен Хабаровым на левом берегу Амура, в землях ачан, в центре большого улуса, который был на «камени», под утесом проходила протока, недалеко от устья речки Би и озера, которое землепроходцы нарекли Ачанским по названию этноса. Городок был поставлен в 10 днях судового хода до «гиляцкой земли», а путь от устья Сунгари до натков преодолевался по течению за 4 суток. Расчеты показывают, что хабаровцы поставили свой острог примерно где-то около Нужно заметить, что из городка Толги Хабаров с отрядом уходил не для поиска «серебряной горы Учжал», ему нужно было обеспечить безопасную зимовку. В этом плане заслуживает особого внимания рисунок Ачанского городка на «карте» Витсена. В своих «отписках» в Якутск Хабаров указывал, что от Ачанского городка и далее до устья берега Амура — «места горные» и «места лесные», что соответствует реальной действительности ниже нынешнего Комсомольска. Исследуя крупномасштабные карты, сопоставляя районы возможной постановки Ачанского городка с имеющейся «картой» Витсена, мы пришли к выводу, что Ачанский городок был поставлен Хабаровым в районе села Омми Амурского района, так как в низовьях Амура, на левой его стороне существуют только три озера, связанные протоками с основным руслом реки. Болоньское. В XVII веке носило название Бола, Болан — место, богатое рыбой. Недалеко от него находятся развалины средневековой чжурчжэньской крепости-городища. Падалинское. Известно, что еще в средневековье оно носило название «Фодали» (русифицировано «Падали») — неприступное. Ландшафт не соответствует «карте» Витсена. Омминское, которое расположено между ними и в настоящее время носит одноименное название с поселком. Согласно данным О. Степанова и Б. Долгих, такое название древнего аборигенного поселения — Амча и стоит четвертым в списке, куда после Болы заходил Степанов осенью Нужно также отметить, что при исследовании тактических подходов нападавших на Ачанский городок «ис прикрытия» 8 октября 1651 года и 24 марта 1652 года, оказалось, что в обоих случаях использовались возможности ландшафта, которые позволяют подойти незамеченными только сверху, из-за скальной возвышенности, находящейся через протоку, напротив «слепой зоны» омминского скального выступа. Лучшего подхода, с военной точки зрения, не найти. Чтобы можно было вести боевые действия во втором нападении, маньчжурам пришлось свой обоз продвинуть несколько дальше по берегу протоки, что обусловило возможность хабаровцев его отсечь при хаотическом отходе нападавших. За трое суток до нападения на Ачанский городок осенью 1651 года Хабаров отправил 100 человек для заготовки рыбы на зиму. По самым примитивным подсчетам ее нужно было заготовить около 5 тонн. За трое суток такое количество лососевых можно было добыть только на нерестилище в местах традиционной заготовки рыбы аборигенами. У исследователей противоположные взгляды на места заготовки: одни считают, что это было вверху, в низовьях Амура, но при скоростях передвижения на весельных лодках это не соответствует действительности. Самым реальным местом могла быть река Гур, куда через аборигенов до добытчиков дошла информация о нападении на городок, и им потребовалось всего полдня на сборы и возвращение на базу. Других подобных мест в этом районе нет. На «карте» Витсена слева внизу изображено земляное аборигенное фортификационное сооружение. В ходе исследований ландшафта недалеко от бывшего урочища Туссер летом 2000 года с помощью местных охотоведов было обнаружено такое сооружение, а летом Большой интерес представляет информация о постановке Ачанского городка у устья Би, впадающей в Амур каменного выступа. Наше внимание привлекло старое название речки Эльбанки-Ульбинки, впадающей в Амур рядом с Омминским скальным выступом и параллельно протоке реки с озером. Историю происхождения названия этой речки нам удалось восстановить с помощью нанайцев-старожилов. Бытовое нанайское понятие слова «удэ» (в мягком произношении «уле») означает «хорошее», «качественное», «чистое» и т. д. Понятие «би» соответствует «наличествованию». Вот и получается «уле» + «би» + «суффикс «нк» + окончание «а», указывающее на принадлежность понятия «речка» к женскому роду. То есть небольшая, несущая хорошее качество воды речка Би, которая впадает у камени, и есть та самая, из которой еще сегодня, как и в древности, жители поселка Омми (Амча) берут воду для приготовления пищи. На «карте» Витсена правее Ачанского городка изображена еще одна речка. Проверка летом 1999 года показала, что сегодня ее нет, однако существующая цепь озерков натолкнула на мысль о возможном существовании ее в прошлом. Анализ грунта как на дне озерков, так и в «проемах» между ними показал, что некогда по этому месту проходила проточная вода, а выходило русло за скальным мысом с правой стороны. Таким образом, было доказано полное совпадение рельефа местности Омминского скального выступа с рисунком на «карте» Витсена и с расположением Ачанского городка. В 1998 году при сборе этнографического материала в селе Омми была записана легенда о том, что Хабар с другими бородатыми лоча воевал против маньчжуров в их поселении и одержал победу. Этим он спас местное население от разграбления. При дальнейших исследованиях удалось встретить человека, который еще в детстве лазил по старому разрушающему деревянному зданию, состоящему из двух этажей. Ответы на проверочные вопросы выявили интересную картину соответствия его рассказа башенным строениям острогов Сибири и Дальнего Востока. Недалеко от показанного места «башни» были обнаружены остатки земляного вала и рва, имеющим очертания буквы П, а старожилы рассказывали, что там было двухэтажное деревянное строение, которое затем совсем развалилось. Имеется еще целый ряд подобных доказательств о месте постановки Ачанского городка на Омминском скальном выступе. Например, во время весенних полевых работ на дачных участках в 1997 году был поднят, а затем сдан в Амурский городской краеведческий музей чугунный шар, похожий на пушечное ядро XVII века. На основании шестилетнего исследования о месте постановки Ачанского городка Хабаровым можно выдвинуть две версии. Первая: Ачанский городок находился на Омминском скальном выступе с его пологой стороны. Вторая: в процессе восстановления из-за нецелесообразности перестройки старого, полуразрушенного Ачанского городка Н. Черниговским был поставлен неподалеку новый, более совершенный городок, который и попал на «карту» Витсена. Проверить правоту версий, в пользу которых говорят также могилы погибших в бою с маньчжурами первых русских землепроходцев, возможно только археологическими методами. Валерий ПАВЛИК |
|||
|