В мастерской художника на окне висит светлая штора, смягчая яркий солнечный свет. Она кажется совершенно прозрачной, но в сумерках ткань начинает «оживать» и на ее поверхности постепенно проявляется старинная рельефная карта с изображением исторического центра Венеции, с причудливой паутиной каналов и узких, почти в размах рук, переулков, уютных площадей, окруженных невысокими палаццо, украшенных открытыми галереями остроконечных готических арок и фигурами львов. Неожиданный, почти фотографический эффект «проявления» города — жемчужины Адриатики, в чем-то близок раскрытию зрителем графических произведений самого владельца мастерской Андрея Тена.
На протяжении многих лет Андреем Михайловичем создается и населяется необычный, не всегда поддающийся расшифровке художественный мир, отмеченный высокой профессиональной культурой. Маленькая, придуманная вселенная постепенно разрастается, здесь даже время течет по своим законам, и художник при желании может его остановить на несколько мгновений. Ее обитатели — обаятельные гномы, мудрые коты, чем-то напоминающие ожившие игрушки, и странствующие музыканты, иногда наделенные чертами знакомых и близких людей. Фигуры персонажей высвечиваются легкими тональными акцентами, словно выходят из какого-то отрешенного от современности пространства. Обычно они заняты своими творческими делами, иногда погружены в глубокую задумчивость. В графических листах Тена часто звучит музыка. Крылатые музыканты, с прикрытыми веками, с упоением и без устали наигрывают дивные мелодии, порой пикируя прямо на зрителя, или, наполнившись звуками, с наслаждением парят в воздухе, а пухлые коты-трубачи уморительно надувают усатые морды («Trumpeter» 2008; «Полет» 2008; «Трубадуры» 2008). Художник на протяжении многих лет возвращается к своим героям, импровизируя и находя каждый раз новые оттенки и приметы реальности своего фантазийного мира.
Постепенно, в течение ряда лет, рождалась и развивалась театральная тема мастера. Ее истоки связаны с работой автора в театре, а любимыми героями художника стали классические образы Арлекина и Пьеро. Иногда они глубоко задумчивы, словно отдыхают за кулисами невидимого театра от только что произнесенных сценических слов и исполненных реприз. И тогда Арлекин и Пьеро предстают перед нами не забавными комедийными героями, а просто уставшими людьми.
Графические листы «Венецианского цикла» возникли под сильным впечатлением от творческой поездки в 2007 году в Венецию (Серия «Венеция» 2008: «Пульчинелла»). В серии нашлось место узнаваемой декорации — характерному силуэту исторического центра города, окутанного легким туманом, и прекрасной даме, грезящей о далеком прошлом и веселых карнавалах, шумящих на щербатых плитах Пьяцетты («Венецианка»).
Ангелы Тена легки, напоминая силуэты готических фигур и одновременно птиц, удлиненными пропорциями своих остроконечных крыльев, стремительно улетают в дали небесные (Серия «Ангеломания» 2008: «Два ангела», «Внутреннее пространство 1»; «Внутреннее пространство 2»). Иногда желая встречи, они стремительно летят навстречу друг другу с закрытыми глазами, безошибочно ориентируясь в пространстве, доверяя взору внутреннему. В многофигурных композициях их невесомые тела образуют микрогруппы или синхронно проделывают в воздухе немыслимые пируэты. В графике мастера переданы разные оттенки настроений. Вот катится тележка с маленьким, трогательно задумчивым гномиком, из которой вырастает и ветвится безлистное деревце его недетской печали («Одиночество», 2009). Графические листы художника располагают к созерцательности и размышлению. Все в них словно патинировано временем и дышит склонностью к неожиданным превращениям. Границы созданного рукодельного мира зыбки и расплывчаты, смыкаясь в душе зрителя с миром реальным, они видимое превращают в невидимое, затрагивая что-то глубоко личное в душе.
Станковая графика А. Тена разворачивается в великолепных, технично исполненных листах, тактично напоминая нам о источниках классического искусства, давно минувших «концертах» и «галантных праздниках» XVI–XVIII веков. Поэтические повторы в развернутых сериях, как ведущая музыкальная тема, приглашающая к путешествию в притягательный мир мифа или карнавала. Достоинство листов Андрея Тена — концентрированность авторского художественного решения, где все к месту, нет лишних слов и ненужных пересказов, а полускрытые метафоры дают ощущение реальности происходящего. Главный художественный прием — фон, только подчеркивающий положение героя в пространстве открытой связи с миром и фантазии. Художник не стремится к выстраиванию строгих исторических декораций, всегда экономно отбирая детали и избегая банальности. Намеками обозначенная плоскость выдвигает фигуру героя на первый план, пластичные штрихи усиливают объем, создавая в то же время эффект некоторой отстраненности. Образы укрупнены, иногда предельно приближены к нам, словно рядом с нами и одновременно где-то далеко, увлекая нас в иное временное измерение. Их глаза, полуприкрытые тонкими веками, созерцают нечто невидимое и недоступное нам. В небольших камерных композициях размером в ладонь художник наоборот придумывает много занимательных деталей, стремясь также к достижению интересных фактурных эффектов. Здесь он работает как миниатюрист, подробно и искусно прорабатывая каждую мелочь, заставляя зрителя с пристальным интересом и наслаждением вглядываться в композицию. Рожденные Андреем Теном герои настолько узнаваемы на выставках и в печатной продукции, что с первого взгляда на них сразу же вспоминается фамилия создателя.
Художник разработал собственную трудоемкую авторскую технику, применяя для создания своих композиций бумагу, предназначенную для дизайнерских работ, экспериментируя также над ее самостоятельным изготовлением. Исполнению листа в материале предшествует специальная фактурная подготовка бумаги, задается ее колорит, часто чуть теплый, обычно не заполненный деталями, так как главное в листе — изображенные герои. Красочность палитры мало интересует Тена. Он сосредоточивается на тонированной бумаге, тональных нюансах, пластичности линий, форме изображаемого, обретения равновесия и выразительности в композиции. Поэтому когда смотришь композиции Андрея Тена, невольно возникает ощущение, словно перед тобой хрупкие листы in folio, большого старинного непереплетенного фолианта с теплым цветом давно состарившейся бумаги.
Творчество Андрея Тена разносторонне. Он автор театральных афиш, оформления каталогов и книг. Всегда корректно применяя шрифты, художник создает гармоничные композиции, в основе которых строгий, чаще всего классический в своей основе замысел. В прикладной графике (календари, пригласительные билеты и т. д.) Тен остроумен и изобретателен в поиске конструкции, часто использует элементы комбинаторики, и это делает интересной каждую встречу с его новой работой. В названных областях он мастер изобретательный, остроумный и также всегда узнаваемый, хотя здесь его творчество неотделимо от технологии издательского производства.
В графике Андрея Тена реальность прочно переплетена с неистощимой творческой фантазией, иронией и выраженным интеллектуальным началом. Главное — это не схематизированный материал «под старину». Трогательные маленькие герои, некоторые с многовековыми родословными на мировом древе искусства, неторопливо и уверенно уводят зрителя, да просто улетают с ним в нескончаемый лабиринт смыслов и аллюзий. Мир художника устойчив и мудр, живет по законам музыкальной гармонии, показывая ценность и необходимость уединения и созерцательности для каждого человека. Мастер подводит нас к осознанию возможности различных способов творческого выражения вечных мыслей и тем в искусстве. Композиции Андрея Тена нельзя изъять из пространства современной культуры, так как они не по ту сторону нашего, по-своему странного и не менее парадоксального времени. Они по другую сторону визуально грубой одномерности массовой культуры.
Виктория ШИШКИНА
Тен Андрей Михайлович в 1986 году окончил художественно-графический факультет Хабаровского государственного педагогического института. В 1989 году работал в издательстве детской и юношеской литературы «Амур». С 1990 года сотрудничает с Белым театром, где оформил спектакли «Урок» (Э. Ионеско), «Сто иен за услугу» (Б. Минору), «Пейзаж» (Г. Пинтер), «Контрабас» (П. Зюскинд), «Счастливые дни» (С. Беккет) и др. С 1997 по 2000 год работал в ООО «Детская полиграфия».
Андрей Тен постоянный участник художественных выставок различного уровня в России и за рубежом. В 1998 году на Восьмом Московском международном фестивале рекламы занял первое место в номинации «И стиль, и имидж, и печать» за цикл работ «Мультиграфика». С 2000 года член Союза художников России. В 2008 году был удостоен диплома лауреата краевого конкурса в области литературы и искусства.
В настоящее время Андрей Тен — доцент кафедры дизайна Дальневосточного государственного гуманитарного университета.