Любимый край, отцовский кров…

Фото Валерия ТокарскогоНиколай Дмитриевич Наволочкин — известный дальневосточный писатель, автор ряда произведений, которые вошли в число лучших не только в дальневосточной литературе, но и российской. Среди них исторический роман «Амурские версты», посвященный русским переселенцам и истории освоения Приамурья в конце XIX века, повести о Великой Отечественной войне «Забытая история», «Шли радисты», историческое повествование «Главное дело капитана Дьяченко», сборники стихов. В военной прозе Наволочкина правда и только правда, потому что он прошел фронтовыми дорогами от Ельца до Польши, участвовал в битве на Курской дуге и за свой первый бой был награжден орденом Красной Звезды.

Николай Дмитриевич Наволочкин подарил дальневосточной литературе и замечательные произведения для детей: стихи «Как исправить единицу», повести, которыми зачитывалось не одно поколение и которые сегодня так же интересны современной детворе: «После дождичка в среду», «Бор-Бос поднимает паруса», «Знакомые кота Егора», «Полудница Акуля».

Вся жизнь Николая Дмитриевича связана с Дальним Востоком, с Хабаровском, где, к слову, в 1953 году вышла его первая книга стихов «Дорогие мои земляки». Впрочем, все, что создал писатель за свою долгую жизнь, все, над чем работает сегодня — это посвящение родной земле. Еще в 1944 году Наволочкин написал стихотворение «Мы с Амура».

В нем есть строки:

Любимый край, отцовский кров!
Я не забуду эти годы —
Веселый говор у костров,
Мальчишек дальние походы.

В журнале «Дальний Восток» (№ 5, 2007) опубликован «Дневник памяти» писателя. Детство, юность, Великая Отечественная, послевоенный Хабаровск, встречи с самыми разными людьми, размышления о днях сегодняшних. В «Дневнике памяти» отразилась не только судьба нашего талантливого земляка, в нем запечатлена судьба Приамурья — противоречивая, но прекрасная. «За время своей редакторской работы, а это около сорока лет, — пишет Николай Дмитриевич, — я не раз убеждался, что многие, очень многие могут написать интересную книгу о своей жизни, а значит — о своем времени...»

— Трудно подобрать какой-либо один эпитет, характеризующий российский Дальний Восток. Скажешь «обширный» и не ошибешься: велика дальневосточная земля. Сто верст, говорят у нас, не расстояние. Не случайно один геолог как-то сказал: «Дальний Восток состоит из расстояний... — подумал и добавил: — расстояний, да еще каких!» Пять часовых поясов занимает Дальневосточный округ. На западе Амурской области еще полночь, а на мысе Дежнева уже пять часов утра.

Но если Хабаровский край умещается в одном часовом поясе, то расположен в различных климатических — от арктического с лесотундрой, до почти субтропиков с диким виноградом, женьшенем и буквально пришедшим к нам из сказки, из мелового периода, лотосом. Назовешь нашу землю богатой — и сразу вспомнишь обитателей и морей, и рек, и то, как по неприметной вроде бы речушке, где-нибудь в Нанайском районе идет на нерест, распугав другую рыбу, будто строем пехота на параде, кета. У нас золото, олово, каменный уголь. Совсем недавно в добавление к тому, что имеем, геологи наши открыли албазинское месторождение золота. А чего только нет в горах и тайге!

Существует такое выражение: «Край России, русский Дальний Восток». Да, русский! Открывали его русские землепроходцы, согревали своим теплом, обживали российские люди. Начнем с того, откуда мы, кто наши деды и пращуры. Начавшийся в середине XVII века процесс становления России как тихоокеанской державы завершился в 50-е годы XIX столетия. Великие русские географические открытия на крайнем востоке Азии вызвали стремительное освоение новых земель крестьянами, промышленниками и казаками. А начинали это землепроходцы Дежнев, Поярков, Хабаров, мореходы Витус Беринг, «Колумб российский» Шелехов — автор интереснейшей книги «Российского купца Григория Шелехова странствия с 1783 по 1787 год из Охотска по Восточному океану к Американским берегам». Неменьший интерес вызвали «Записки флота капитана Головнина о приключениях его в плену у японцев в 1811, 1812 и 1813 годах...», переведенные на многие языки. До этого же солдатский сын Степан Петрович Крашенинников еще в 1786 году издал «Описание земли Камчатки».

Я называю имена мореплавателей и ученых того далекого времени, чтобы показать, что они были и носителями культуры. Позже, в XIX веке, ими стали соратники Н. Н. Муравьева-Амурского, славные моряки Амурской экспедиции под начальством Геннадия Невельского. Сам он автор книги «Подвиги русских морских офицеров на крайнем востоке России. 1849 —1855». Лейтенант Бошняк, тот самый, который открыл на Сахалине залежи каменного угля и Императорскую (ныне Советскую) Гавань, печатался в «Морском сборнике». Географ М. И. Венюков оставил нам несколько книг и статей, в том числе «Воспоминания о заселении Амура в 1857–1858 гг.», «Обозрение р. Уссури и земель к востоку от нее до моря».

Печатался в «Морском сборнике» в 1858 году Воин Андреевич Римский-Корсаков. По его письмам родным уже в наше время была издана увлекательная книга «Балтика — Амур». Оставил книгу «Путешествие по долине реки Уссури» натуралист Маак, впервые определивший многие амурские растения.

— Николай Дмитриевич, а если шагнуть дальше, в век двадцатый: дальневосточная литература открыла миру имена таких писателей, как Владимир Арсеньев, Джанси Кимонко, Андрей Пассар, Григорий Ходжер, Василий Ажаев... Но сегодня такое ощущение, что славное прошлое кануло в Лету, а настоящее и будущее неопределенны.

— Когда-то в популярности «дальнего пограничья», «близкого и дальнего Дальнего Востока» немалую роль сыграли такие песни, как «Катюша», «Три танкиста», «Песня хетагуровок», «Песня дальневосточных летчиков», «Шуми, Амур!». Даже песня про Сахалин, где всегда «нормальная погода». А кино?.. Вспомним 1930-е годы, когда люди, причастные к созданию художественных фильмов, были удивительно чуткими ко всему, что происходило в нашем регионе. Началось строительство в тайге города юности — появился фильм «Комсомольск». Всколыхнуло молодежь движение хетагуровок — на экраны вышел фильм «Девушка с характером». Неспокойно стало на дальневосточных рубежах — создается фильм «На границе». Развернулось активное исследование природных богатств края, освоение тайги — выходит фильм «На Дальнем Востоке». Можно вспомнить и такие ленты, как «По ту сторону», «Искатели счастья», «Волочаевские дни»... Они были разные — и хорошие, и просто злободневные — потому и смотрелись с интересом. Но вот уже много лет кинематографисты словно забыли, что есть такой удивительный край нашей земли, как Дальний Восток.

Да разве одни кинематографисты... Взять «Литературную газету» или «Литературную Россию», которые совсем недавно следили за тем, как живут, что пишут, издают писатели Приамурья и Приморья. Теперь перелистаешь свежие номера этих изданий, почитаешь, и хотя ты и дальневосточник, невольно решишь, что российская литература существует только до Урала, а Восточная Сибирь и Дальний Восток — terra incognita, неведомая зона.

Чтобы напомнить, что это не так, можно начать с Владимира Клавдиевича Арсеньева — следопыта, писателя, ученого. Но еще нагляднее, наверное, назвать тех, кто, написав и опубликовав свои лучшие книги в Хабаровске, Владивостоке или на далекой даже для нас Чукотке, уехали затем укреплять слабую столичную писательскую организацию. Вспомним, каким успехом пользовался роман Василия Ажаева «Далеко от Москвы». Не было в стране издательства, в котором не выходила бы эта книга. Ажаева нынче вспоминают редко. К счастью, не забыт Николай Павлович Задорнов. Все мы, кто писал повести и романы о прошлом нашей земли, начинали с дороги, проложенной этим писателем.

Вспоминается Дмитрий Нагишкин. Когда он читал на литературных встречах свои «Амурские сказки», мне казалось, что он относится к ним как к забаве, а главным своим произведением считает «Сердце Бонивура». Роман этот только на русском языке переиздавался около тридцати раз. И все-таки настоящую славу Дмитрию Дмитриевичу принесли не «Сердце Бонивура», не написанный им уже в Москве роман о Хабаровске и его людях «Созвездие Стрельца», а именно «Амурские сказки», переизданные в оформлении народного художника России Геннадия Павлишина на многих языках мира.

Именно в Хабаровске первую книгу стихов выпустила Римма Казакова, а свой первый роман — Петр Проскурин. Уехали от нас Н. Шундик, А. Пришвин, сахалинский нивх В. Санги, чукча Ю. Рытхэу, поэт В. Туркин и многие, подчеркну, многие другие. Так что же, может быть, с отъездом этих писателей кончилась литература на Дальнем Востоке? Безусловно, нет. Если представить, что наш регион, простершийся от заполярной тундры до уссурийской тайги, заселен только литературными героями, то и тогда он не окажется пустым. У него будет своя история и свое настоящее. В XIX веке там совершат свои открытия и начнут обживать «впусте лежавшие землицы» герои исторических романов Н. Задорнова, романа А. Максимова «Русские тропы», солдаты-линейцы моего романа «Амурские версты» и, конечно, «Черные люди» Всеволода Иванова, и исконные жители приамурской тайги, пришедшие к читателю со страниц первого нанайского романа Григория Ходжера «Конец большого дома».

В Гражданскую войну будет сражаться отряд из «Разгрома» Александра Фадеева и герои «На восходе солнца» Николая Рогаля и «Каленова Яра» Владимира Русскова. Позже молодые строители, описанные Александром Грачевым и Геннадием Хлебниковым, возведут Комсомольск-на-Амуре. Воины того же Грачева из повести «Падение Тисима-Ретто» будут освобождать Курилы. А на фронтах Великой Отечественной мы встретим солдат из книг Владимира Клипеля, стихов Петра Комарова и Сергея Тельканова.

И сейчас на приамурской земле и в Приморье работают талантливые прозаики и поэты. Достаточно вспомнить Владимира Клипеля, Вячеслава Сукачева, Анатолия Максимова, писателей-краеведов Всеволода Сысоева и Сергея Кучеренко. Талантливо и успешно работают поэты Людмила Миланич, Михаил Асламов, Андрей Пассар, Наталья Костюк, Валерий Тряпша, Виктор Суходольский, поэт и прозаик Кирилл Партыка. Не могу остановиться, потому что появилось несколько интересных прозаиков. Я всегда жду новых произведений Александры Николашиной и Валентина Никитина.

— Время — самый беспристрастный цензор. Из тысяч имен в литературе оно выбирает и доносит до будущих поколений лишь отдельных авторов.

— У меня дома на стеллаже пять полок в два ряда заполнены книгами только дальневосточных авторов — моих друзей и знакомых. Многих из них, к сожалению, уже нет. Поэтому и возникает иногда мысль, когда я стою у этих полок: какие из этих произведений будут переиздаваться через десять, двадцать лет? Или: какие из них будут востребованы читателями в середине XXI столетия? Если останется хотя бы половина, то это хорошо. Среди дальневосточных писателей есть имена, не вызывающие сомнения: Петр Комаров, Всеволод Иванов, Николай Задорнов.

Я думаю, из книг о прошлом читателям понадобятся те, в которых автор выступал и как историк-исследователь, и как прозаик. Что же касается произведений о Гражданской войне, когда погибло так много достойнейших людей и в красном, и в белом стане, хотелось бы, чтобы остались те книги, создавая которые писатель помнил, что и у белых, и у красных была своя правда.

Есть книги, которые отжили свой век, как отжили проблемы и задачи, решавшиеся тогда страной. В свое время они сыграли определенную роль, но теперь устарели. А вообще-то в 90-е годы уже прошлого века, когда упала подписка на газеты и журналы, основные в то время издатели не сумели перестроиться, книжный рынок сначала опустел, а потом его заполнил поток детективов, дамских романов, а то и просто низкопробной писанины. Писатели растерялись. Кто-то замолчал, кто-то писал для себя, надеясь на будущее. Быстрее других ожили поэты, а теперь и прозаики. А главное, появились новые издатели.

— Не так давно переизданы ваш роман «Амурские версты» и замечательная детская повесть «Каникулы кота Егора», увидела свет «Полудница Акуля», и теперь готовится к печати ее продолжение.

— Да, издательский дом «Приамурские ведомости» готовит мою повесть-сказку «Полудница Акуля», вторую часть которой я написал, а художник Виктор Антонов сделал к ней оформление. И признаюсь, очень хочется, чтобы она поскорее вышла.

Я регулярно получаю письма от Саши Анкутдинова. Первое письмо от своего юного читателя я получил, когда ему было всего семь лет. Он писал: «Дорогой Николай Наволочкин! Мне нравятся ваши сказки, и я думаю, что у меня на даче есть такие же герои...» Сейчас Саше уже одиннадцать лет. Он прислал мне свою фотографию, а также портреты кота Егора и своей кошки Мурки. И кота, и Мурку Саша нарисовал с букетами цветов в лапах.

Много лет у меня хранится большая фотография, а на ней ровно двадцать шесть ребят, живущих в поселке Ванино. Вместе с фотографией дети прислали письмо. В нем они сообщают, что закончили третий класс и перешли в другую школу. У любимой их учительницы Эльзы Захаровны теперь новый класс, но она говорит, что лучше их у нее не было учеников. С ребятами бывшего 3 «А» класса ванинской школы я до этого долго переписывался, вот они и прислали мне фотографию, а письмо закончили словами: «С нетерпением ждем вашу новую повесть про полудницу Акулю».

Годы идут. Вот бы узнать, как поживают, кем стали ребята из поселка Ванино?

Безусловно, для всех, кто пишет для детей, очень нужны их письма, пусть короткие, но всегда искренние, иначе бы ребята не стали писать. Сейчас, именно сейчас, главная задача детской литературы, как я считаю, вернуть доброту. Она, к сожалению, сегодня уходит. Очень уж много у нас фильмов и телевизионных передач, в которых герои то размахивают ножами, то стреляют друг в друга. И радостно, что среди хабаровских писателей было много таких, кто создавал талантливые добрые книги для детей. Это, конечно, Петр Комаров, у которого есть детские стихи и проза, Дмитрий Нагишкин, Борис Копалыгин. А сегодня — прозаик Анатолий Максимов, Елена Добровенская, Василий Ушаков, Евгений Кохан, переживший годы войны, тяжелейшее военное детство.

Мне очень жаль, что сегодня не увидишь на улицах ребят в красных галстуках, ведь слово «пионер» подразумевает человека, который первым что-то открыл, положил чему-то начало. И пусть пионеры ходят в галстуках хотя бы в школу и домой с занятий. А мы — взрослые, давным-давно бывшие не бойскаутами, а пионерами, вспомним, как помогали когда-то старикам перейти улицу или донести сумку до подъезда.

Но и наша детская литература — это особая территория, и, путешествуя по ней, писатели должны помнить о порядочности и доброте даже тогда, когда они пишут о братьях наших меньших, помнить, что пишем мы для детей — для будущего России.

— В 2008 году мы отмечаем две даты: 150-летие Хабаровска и 70-летие Хабаровского края. И хотя цифры эти не столь значительны на фоне других российский городов и регионов с их многовековой летописью, мы понимаем, что история Приамурья развивалась стремительно, за короткий срок на нашей земле произошло столько событий, что хватило бы на несколько столетий.

— Хабаровский поэт Степан Смоляков назвал в одном из своих стихотворений город Комсомольск-на-Амуре «рабочей окраиной Москвы». Что ж, и про Хабаровский край можно сказать — рабочая окраина страны, и слово «окраина» пусть будет употреблено не в территориальном, не в географическом плане, а в том смысле, что на окраинах городов обычно возводят самые значительные предприятия.

Называя сейчас тот же Комсомольска-на-Амуре, мысленно вижу большой современный город, а в тот год, когда из Дальневосточного края был выделен Хабаровский — Комсомольску было всего несколько лет. Но там, на окраине села Пермского, уже заработали лесопильный завод, механические и столярные мастерские, из палаток и землянок первостроители перебрались в первые дома. По изрытым котлованам будущей улицы ходил, все запоминая, восхищаясь и мечтая, учитель школы первой ступени Александр Грачев. Позже он напишет роман «Первая просека».

Вспоминая то время, слова «первые», «впервые» придется произносить много раз. Первые годы в летописи нашего Хабаровского края. А образован он 20 октября 1938 года. Угольные шахты на Ургале. Строительство второго моста через Амур у Комсомольска. Амурск, Солнечный, Тында, БАМ.

Край отмечает свой большой юбилей. Хабаровску — столице края — есть чем гордиться. У нас прекрасный симфонический оркестр, музыкальный театр, драматический, ТЮЗ. Вспомним журнал «Дальний Восток». Словно за руки детей он ведет «Родное Приамурье» и «Наш семейный очаг». В городе несколько музеев. Но, с другой стороны, хабаровские зрители тепло встречают артистов Амурского театра драмы из Благовещенска, а полиграфисты Приморья на ступеньку выше наших, хабаровских.

Но не будем забывать, что отличные краеведческие музеи есть в Николаевске-на-Амуре, в городе — колыбели русского Тихоокеанского флота Охотске, Комсомольске-на-Амуре, да и в Вяземском, Бикине и центре Нанайского районе селе Троицком. А поговорите о культуре с жителями Чегдомына, они воскликнут: «А у нас!..» — и начнут перечислять все, чем гордятся наши шахтеры. Конечно же, совсем неплохо, когда и в крае, и в Дальневосточном округе есть несколько культурных центров, и у каждого из них свое наполнение. Это значит, что культура, духовность развиваются. И сам регион развивается. Особенно приятно, когда слышишь добрые новости из цехов «Амуркабеля», с площадок, где строятся дома для молодых семей, с просек, бегущих через тайгу, сопки и мари. Одни из них готовятся под будущие дороги, другие под траншеи для газопроводов.

С юбилеем тебя, наш Край!

Беседовала Елена ГЛЕБОВА