Заслуженному художнику Хабаровского края, заслуженному ювелиру Мемориального фонда Карла Фаберже, лауреату премии губернатора Хабаровского края в области литературы и искусства Николаю Новикову в этом году исполнилось 60 лет. Он родился не на Дальнем Востоке, но за два года службы в армии влюбился в этот край всей душой. Здесь впервые ощутил притягательность и красоту самоцветов. В поискахВ Хабаровске в галерее им. А. М. Федотова состоялась краевая выставка членов Хабаровского регионального отделения Союза художников России. Николай Новиков состоит в нем с 1997 года и каждый год удивляет ценителей ювелирного искусства своим умением раскрыть полную силу и красоту камня — обрамить, создать ему образ, да так, чтобы самоцвет не погас. По его словам, очень важно показать камень с выгодной стороны. Некоторые сами подсказывают свой образ, другие годами «молчат» и ждут воплощения. Имея за плечами большой творческий опыт, Новиков между тем уверен: у него все еще впереди. Так же как и главное произведение всей жизни. — Столько еще удивительного вокруг! Столько нераскрытых камней, и каждый — произведение сам по себе! — восклицает мастер. — Камней, как отпечатков пальцев человека, одинаковых не бывает, и повторить одно и то же изделие невозможно. Из новых работ на выставке Новиков представил необычное колье для невесты, в котором нежные цветы из белого металла с вкрапленными жемчужинами обрамляют голубой халцедон. — Мы привыкли, что украшения невесты должны быть воздушными, нежными, подчеркивающими чистоту и женственность, а тут вдруг большой голубой камень. Но он нисколько не отяжелит образ невесты, к нему только следует повнимательней присмотреться. Халцедон здесь полностью прозрачный, да еще и с переливом. На коже его цвет будет почти незаметен, — утверждает Новиков. Непривычно смотрятся и асимметричные серьги. В одной лазурит размещен сверху, в другой снизу. Что это — намеренное решение или случайность? — Я изначально задумал такую асимметрию. Ведь уши у нас разные, почему бы и серьгам не отличаться друг от друга? — улыбается ювелир. — В целом же, если надеть их, серьги смотрятся вполне гармонично и дополняют друг друга. Малахит остается в центре, а лазуриты его обрамляют сверху и снизу. Экспериментирует и удивляет своими находками хабаровский мастер металла и камня постоянно. Считает, что настоящий художник не должен стоять на месте. Поэтому Николай Александрович в постоянном поиске силы природной формы, фактуры, цвета. Вот и сейчас он осваивает новую для себя технику — настенные панно с применением бронзового литья в сочетании с камнями. Признается, что иногда образы изделий ему приходят во сне. Будучи уже опытным ювелиром, Новиков занялся храмовым искусством. Любую работу для храма — нимбы, панагии, оклады — выполняет с особым трепетом и настроем, соблюдая каноны. Здесь каждое движение имеет смысл и не терпит суеты. Главное — творчествоВпервые свои работы Николай Новиков представил на суд зрителя в 1981 году. С тех пор почти ежегодно участвует в городских, краевых, региональных, всероссийских и международных выставках. Однако было время, когда он забросил это. Когда не творил, а вырабатывал план. — Восемь лет я занимался коммерцией, когда мы с другом организовали частную фирму. Но это дело мне не пришлось по душе, и я от него отказался, ведь подобная работа совсем не творческая. Творчество для меня, когда я свободен в выборе, когда есть время воплощать многочисленные идеи независимо от заказчиков, от плана. А тогда мне приходилось делать изделия партиями для массового потребления, — говорит Новиков. Именно от такой рутины Николай, можно сказать, сбежал когда-то в Хабаровск. Судьбой ему была уготована работа на ювелирном заводе. — Родился я в 30 километрах от Костромы. В небольшом поселке Красное-на-Волге. Село это уникальное — с XVI века его жители занимаются ювелирным делом. Началось все с заказов для императорского двора, в том числе культовых вещей, продолжилось в СССР (Красное можно считать центром ювелирного искусства всего Советского Союза, здесь в ту пору находились четыре очень крупных ювелирных завода) и остается значимым для страны до сих пор, — рассказывает Новиков. — После ювелирного училища, где готовили мастеров для заводов всей страны, служил срочную в Хабаровске при штабе ДВО, и у меня было право по вечерам посещать камнерезную мастерскую народных художественных промыслов, которая в то время размещалась по улице Запарина. Здесь я наблюдал, как Геннадий Павлишин делает мозаичное панно «Поэма о Приамурье» из драгоценных и полудрагоценных камней, которое позже стали называть нетленным памятником Хабаровского края. Из-за камней я остался на Дальнем Востоке навсегда... В мастерской Павлишина Николай впервые увидел, как следует обрабатывать природный материал и превращать его в произведение искусства. Ведь до армии, постигая профессию ювелира в родном поселке, с камнями почти не работал. Зато опыт обработки металла подсказал ему идею обрамления дальневосточных самоцветов, и спустя годы мастер остался верен своему убеждению: подобное сочетание идеальное и безупречное. — Семья у меня была все-таки творческая, и мне ничего не оставалось, как стать не ремесленником, а художником-ювелиром. А любовь к этому делу началась с художественной школы и швенз — элементов для сережек в форме петли, которые приносила с завода для подработки мама, и мы с братом их доводили до ума. Погружение в творчество началось позже. После того как я понял, что примитивная рутина не для меня. Связь с родиной Николай не утратил. До сих пор каждый год возвращается на месяц в родные пенаты подпитаться энергией предков-ювелиров. — Первое время я приезжал в Красное, когда что-то щемило в груди и не давало успокоиться. Спустя лет пять окончательно почувствовал себя дальневосточником и успокоился. Какие великолепные на Дальнем Востоке агаты и сердолики! А месторождение чароита — единственное в мире в огромном масштабе. Я раньше сам ходил с геологами в экспедиции и собирал их для работы. После тайги приходит вдохновение и жажда творить. Жаль, что сейчас такие моменты выпадают нечасто. Украшение как образЮвелирная работа с камнями очень сложная. Порой десятилетия уходят, чтобы придумать тому или иному образ. Любимых камней может быть много, а задача художника — преобразить каждый и вместе с камнем сделать красивее человека. Не секрет, что женщины (а страсть к украшениям, как известно, присуща именно слабому полу) зачастую сами не догадываются, какое ювелирное изделие гармонично вписывается в их образ — характер, темперамент, стиль одежды. Не все способны раскрепоститься и позволить себе надеть, к примеру, крупные серьги с яркими камнями. Профессиональный ювелир Николай Новиков в таком случае советует не придерживаться сложившихся стереотипов. Он мастерски распознает сущность и характер дамы, создавая украшение, точно подходящее именно ей. — Прежде чем выполнять заказ для конкретного человека, я предпочитаю с ним познакомиться лично: узнать вкусы, предпочтения. Тогда у меня складывается образ будущего украшения, и бывает, что он расходится с желанием заказчика. В таких случаях я пытаюсь убедить, что именно такой камень и стиль его обрамления будет к лицу и к характеру, — делится Николай Новиков. — К примеру, большие по размеру ожерелья или кулоны, беря на себя внимание, могут визуально отвлечь от недостатков фигуры. Да и одежду, я считаю, нужно приобретать именно к украшениям, а не наоборот. Ведь творчески выполненное изделие настраивает человека на определенную волну. А еще художник-ювелир Николай Новиков признается, что не любит бриллианты и всевозможные синтетические камни. Они, безусловно, блестят и переливаются как настоящие, но жизни в них нет. Ольга АПОЛЛОНОВА |
|||
|