На ступенях Вечности

Буддийское искусство в Индонезии

Индонезия — четвертая в мире страна по количеству населения, на конец 2019 года более 273 миллиона человек. Первая в мире по количеству мусульман в стране. Восемь процентов христиан — католиков, протестантов и небольшие православные общины. Буддистов и индуистов по одному проценту. То есть по статистике буддистов в стране около 2 750 000 человек. Но если учесть, что многие китайцы, живущие здесь и исповедующие конфуцианство, тоже причисляются к буддистам, получается внушительная цифра — более 8 миллионов человек. Появление и дальнейшая ассимиляция и адаптация китайцев в Индонезии — тема обширная и очень интересная, но я не буду подробно ее затрагивать, поскольку в интернете можно найти немало информации. Меня больше увлекла тема буддийского искусства в Индонезии с ранних веков и до наших дней. Расскажу о тех местах, где довелось побывать, поделюсь воспоминаниями и впечатлениями.

Ступы на трех  верхних круглых ярусах БоробудураОколо 11 часов дня, солнце практически в зените, жара. Идем по длинной широкой аллее, хотя велорикши предлагали свои услуги: «Мадам, мистер, вам далеко придется идти...» И правильно, что не согласились. Недалеко впереди два слона шествуют спокойно и величественно, на их спинах восседают погонщики. Увидев, что я навела камеру, почему-то стали подгонять царственных животных, пустив их чуть ли не бегом. Слоны здесь не напоказ, они работают, возят тяжелый груз, потому что кое-где до сих пор ведутся строительные работы. Издали слышен звук электропил, такой неуместный здесь, нарушающий гармонию чудесной долины.

Одна из четырех лестниц, ведущих к главной ступе храма БоробудурФантастическая каменная громада Боробудура приближается постепенно, вырастая над горизонтом на фоне безоблачного синего неба. Это явление тем более замечательное, что я ведь даже фотографий Боробудура не видела, знала только, что есть на Яве знаменитый на весь мир буддийский храм VIII–IX веков, который еще называют восьмым чудом света. И это совершенно справедливо: а как же еще можно назвать парящий над окрестностями ажурный каменный холм строгих величавых пропорций?

Царица Майя едет в парк Лумбини, где на свет появится будущий Будда ШакьямуниБоробудур — это буддийский храм типа архитектурного культового сооружения — ступы. Он выполнен из вулканического камня андезита темно-серого цвета. Сейчас высота Боробудура составляет 33 метра, а изначально была 42. В Боробудуре, занимающем площадь 14 165 квадратных метров, находятся 505 статуй Будды. В основании храма квадрат со стороной 123 метра. При его строительстве использовано не меньше 2 миллиона каменных блоков, общий вес которых 3,5 миллиона тонн. Вот почему Боробудур может выдержать одновременно вес 5 тысяч посетителей. Основание Боробудура покрывают 11 600 кубических метров камня, поэтому мы не можем видеть около 160 рельефов, и только лишь один фрагмент основания с юго-восточной стороны открыт после реставрационных работ в 1973–1983 годах. Четыре лестницы, ориентированные на четыре стороны света, ведут наверх, к главной ступе, венчающей Боробудур. Но так поднимаются чаще всего лишь «посвященные», ламы и верующие буддисты. Посетителям — туристам и всем, кто впервые приехал сюда, предлагают обойти Боробудур по часовой стрелке, начиная с нижних галерей-коридоров, где по стенам расположены тысячи рельефов с изображением сцен земной жизни Будды Шакьямуни. Затем мы попадаем на три верхних круглых яруса, где расположены ступы — каменные сооружения в виде колоколов с решетчатыми стенами, под каждой из них каменные будды, и лишь одна статуя полностью открыта.

Водослив в виде головы Макара в буддийском храме БоробудурБоробудур — это даже не столько храм, сколько монумент, в нем нет внутренних помещений для проживания и совершения молитв и обрядов, как это принято в других храмовых сооружениях. Существует несколько версий расшифровки этого названия: Боробудур или Барабудур — господин Будда, великий Будда, множество будд, гора собрания добродетелей десяти ступеней Бодхисаттвы. В переводе с санскрита выражение «Вихара Будда Ур» означает «буддийский храм на горе». Архитектурная структура этого древнеяванского памятника являет собой буддийскую графическую формулу Вселенной — мандалу.

Открытая статуя Будды на круглом верхнем ярусе храма БоробудурРельефы нижних галерей рассказывают о земной жизни Будды, в то время еще принца Сиддхартхи Гаутамы, далее в изображениях появляются небожители, бодхисаттвы, а верхние три яруса круглых ступеней со статуями Будды под ступами представляют Высшее Просветление. Во время нашего первого посещения Боробудура в 2004 году поразила не только красота сооружения, но и чрезвычайная сложность его конструкции, особенно нижних открытых галерей — коридоров с рельефами по обеим сторонам. Они не просто образуют в плане квадрат, а имеют множество поворотов и углов. Но зная, что главная ступа наверху храма всегда должна быть по правую руку, все-таки не сбиваемся с пути, упорно продвигаемся по верному маршруту. Все расстояние, пройденное по часовой стрелке снизу вверх, равняется 5 километрам. Рельефы в камне вырезаны так искусно, что легко читается даже выражение лиц персонажей.

На первом ярусе особо запомнился сюжет с царицей Майей, отправившейся в священный парк Лумбини, где вскоре должен появиться на свет ее сын принц Сиддхартха Гаутама, будущий Будда Шакьямуни. Майя царственно восседает в богато украшенной колеснице, торжественно-спокоен ее облик, вокруг множество слуг. Уже по возвращении из Индонезии прочитала, что царь Суддходана, муж Майи, приказывает своим подданным беречь царицу. Для этой поездки было приготовлено 84 000 повозок со слонами и столько же с лошадьми. Майю сопровождали 60 000 женщин из рода Шакьев, 100 000 девушек и слуг из дворца, а кроме того, 84 000 дочерей богов и 84 000 дочерей водяных богов нагов — змееподобных мифических существ.

Поднимаемся выше, осматривая рельефы следующих ярусов. Земная жизнь Будды рассказана в сотнях сцен, ведь принц отправился путешествовать, покинув дворец, расставшись с достатком и благополучием, чтобы найти причину людских страданий и возможность от них избавиться. Все это подробно описано в буддийских текстах, а на стенах Боробудура эти сюжеты воплощены в камне. Постепенно рельефы становятся более плоскими, а темы земных сюжетов сменяются изображением бодхисаттв и будд в разных позах, называемых мудрами. Возле одной из ступ со статуей Будды внутри особо многолюдно. Пытаюсь выяснить, в чем дело. Оказывается, надо загадать желание и через отверстие в ступе дотянуться рукой до колен Будды. Один из туристов, видимо, японец, небольшого роста мужчина, после нескольких неудачных попыток сдается. Он расстроен. Предлагает мне попробовать: «Мадам, может, у вас получится...» Мне повезло больше: я сумела коснуться колен Будды, желание сбылось: я вернулась в Индонезию, и не один раз.

Во второй раз приехала в Боробудур с младшим сыном в 2009 году. По дороге рассказала ему одну из легенд о появлении Боробудура, не самую печальную. Правитель княжества Боро попросил для своего сына руки дочери правителя княжества Мендут. Тот согласился при условии, что жених построит невиданной красоты храм. Когда постройка была закончена, и князь Мендута с дочерью пришли осмотреть ее, девушка сказала своему жениху, что изображения прекрасны, но они мертвы, они не могут любить. Поэтому и она тоже не сможет полюбить молодого человека. Девушка покинула своего жениха и храм, который позже был назван Боробудуром. В одной из легенд даже называется имя зодчего, построившего храм, — Гунадхарма, чей дух якобы живет в близлежащей горе Менорох со скалистыми обрывами, напоминающими человеческий профиль.

Индонезия, о. Бинтан. Ворота храма АвалокитешвараРаскопки Боробудура были начаты голландцами в 1814 году, когда они обнаружили огромный холм, покрытый растительностью, лишь кое-где проступали изображения и статуи, как в пещерных храмах. Первое планомерное и серьезное исследование памятника начал английский ученый Т. С. Рэффлс, а руководил работами Корнелис, который до этого восстанавливал комплекс индуистских храмов IX–X веков в долине Прамбанан, тоже на Центральной Яве.

Резные колонны храма АвалокитешвараРаскрытие и восстановление Боробудура велось до конца XIX века, потом продолжились в XX столетии, ученые сменяли друг друга. В 1900 году создали комиссию по реставрации Боробудура, и в 1911 году эти работы были закончены. Зрителям предстал целостный ансамбль памятника во всем очаровании, а ученые приступили к более детальным исследованиям. Начались раскопки — раскрытие нижнего яруса основания. Но, к сожалению, в результате этих работ разрушение памятника не прекратилось, а даже усугубилось: раскрытые трещины в стенах и ничем не скрепленные швы стали размываться тропическими дождями, поврежденные дренажи и водосливы перестали спускать воду с каменных площадок. Покровы мха и лишайника продолжали съедать фактуру рельефов, одна из стен нижней галереи наклонилась настолько, что грозила полностью обвалиться. Индонезийские археологи обратились за помощью к международной организации ЮНЕСКО, и в 1970 году была создана специальная комиссия по реставрации Боробудура. К работе по реконструкции Боробудура, рассчитанной на несколько десятилетий, приступили в 1971 году.

Статуя Будды в женской ипостаси Гуань Инь в храме Авалокитешвара. Высота 16,8 мЕсли учесть, что изначально Боробудур был сложен из отдельных блоков насухо, без соединительного материала, то можно представить, что предстояло сделать. Реставрации подверглась вся конструкция, но основной задачей стало укрепление фундамента путем подведения железобетонной основы под всю постройку. В итоге это привело к почти полному разбору памятника и возведению его заново. Рельефы и скульптуры тоже были расчищены и укреплены. Боробудур предстал перед посетителями в новом обличье в 1984 году, но работы по сохранению «восьмого чуда света» продолжаются до сих пор.

Резное сквозное круглое  панно на наружной стене храма АвалокитешвараБуддийский храм Авалокитешвара Граха находится в Индонезии на острове Бинтан, в городе Танджунгпинанг. Мы прилетели туда в мае 2011 года по приглашению индонезийского друга. Он в то время был командующим авиабазой на двух небольших островах Бинтан и Батам. Перед посадкой объявили, что температура за бортом +38 градусов. Поначалу даже не поверилось. Эта территория — провинция Aрхипелаг Риау на западе Индонезии недалеко от острова Суматра. Авалокитешвара считается одним из самых больших буддийских храмов в Юго-Восточной Азии. Официально его открыли в июне 2009 года, строительство длилось десять лет. Храм построен на пожертвования буддистов Китая и Сингапура. Основная часть материала для строительства привезена из Китая. Территория храма занимает площадь в 10 гектаров. Он находится на горе, куда ведет длинная дорога. По обеим сторонам расположены плантации растения питахайя, или, как его называют в Индонезии, Dragon fruit. Статуи будд в полный рост сопровождают вас до входа в храм, колонны и стены украшены искуснейшей резьбой в китайских традициях: герои мифов, небесные драконы и морские чудовища наги.

Храм Авалокитешвара. 32 скульптуры богов, богинь, демонов, мифологических героевАвалокитешвара в пантеоне будд и бодхисаттв занимает одно из главнейших мест: это олицетворение сострадания, он дарит милость всему сущему. Три части в слове Авалокитешвара означают следующее: ава — вниз, локита — смотрящий, свара — шум. Значение имени переводится как «покровитель, взирающий сверху, внимающий мирским звукам». Под мирским звуком или шумом понимаются мольбы верующих, на которые бодхисаттва непременно отвечает, приходит на помощь, помогает справляться с плохой энергией и мыслями, направляет на истинный путь, ведущий к освобождению от страданий и круговорота сансары.

Медный колокол возле входа в храм АвалокитешвараВ разных странах имя Авалокитешвара звучит по-разному. Одно из них китайское — Гуань Инь, этим именем и назван храм Авалокитешвара Граха в Индонезии. Гуань Инь практически единственное женское воплощение Будды, второе имя ее — Мать Милосердия. Статуя внутри храма представляет собой сидящую Гуань Инь высотой 16,8 метра. Выполнена она из меди с покрытием 22-каратным золотом. Зайдя в храм и обратив взор на улыбающуюся богиню Гуань Инь, все верующие обретают хорошее настроение, освобождаются от мирских забот и страданий. Внутреннее убранство храма поистине поражает воображение. Кроме главной статуи Будды, она же Гуань Инь, по стенам храма установлены 32 статуи богов, богинь и демонов, мифических существ. Среди надписей на китайском и латинском языках знакомых имен я не увидела. Конечно же, мы зашли в храм всего лишь как туристы, к тому же православные христиане, а в это время здесь собрались буддисты для молитвы (храм действующий, не музей), среди них немало молодых людей.

Буддийский китайский храм в городе Мадьюн. Восточная Ява При входе все снимают обувь, и мы тоже последовали этому примеру. Где бы нам ни довелось побывать, всегда старались придерживаться установленных правил, не нарушать устои. У одной стены я остановилась, пытаясь разобраться в предназначение этого места. Оказывается, здесь, в маленьких нишах, можно оставить записку со своими желаниями и проблемами, обращенными к богине Гуань Инь. Такое большое количество атрибутов, статуй Будды меньшего размера вызывало множество вопросов. Друзья, которые привезли нас в этот храм, были мусульманами, но с удовольствием рассказывали о том, что знали. Здесь мы еще раз убедились в действенности одного из принципов Конституции Индонезии — панчасила — единство в противоположности и в свободе выбора религии. Все религии в Индонезии мирно сосуществуют, государственными праздниками являются не только мусульманские, а и буддийский Вайсак, индуистский Ньепи, китайский Новый Год.

Пагода в буддийском китайском храме, г. МадьюнНа Восточной Яве мы жили в небольшом городке Мадьюн в течение года, и друзья-индонезийцы посоветовали зайти в действующий китайский храм Hwi Ing Kiong. На небольшой территории необыкновенной красоты пагода, скульптурное панно позади пруда с золотыми рыбками. Внутреннее помещение предназначено для молитвы, посетители большей частью китайцы, довольно много молодежи. Посреди зала круглое огороженное пространство, заполненное песком, куда прихожане ставят зажженные свечи. Очень дружелюбно, с улыбкой, встретила нас при входе женщина-служительница, никто не мешал нам вести съемку.

Скульптурное панно заслуживает особого внимания. Это сцена на тему одного из четырех классических китайских романов «Путешествие на Запад», написанных У Чэнъэнем в 1590 году. Фантастическо-сатирический роман в 100 главах повествует о путешествии монаха Сюаньцзаня по Великому Шелковому пути в Индию за священными буддийскими книгами — сутрами. Один из четырех сопровождающих монаха — Царь обезьян Сунь Укун, очень популярный в культуре Восточной Азии. Среди ученых-востоковедов бытует мнение, что образ Сунь Укуна тесно связан с индийским царем обезьян Хануманом, героем эпоса «Рамаяна». В Индонезии эти персонажи считаются одним и тем же существом. Сунь Укун — один из любимых литературных персонажей-трикстеров в культуре Восточной Азии. Трикстер — это плут, обманщик, но не злодей. Множество фильмов, сериалов, мультфильмов с его участием поставлено не только в Китае, но и в Японии, Южной Корее, Гонконге, США, Европе.

На территории всех китайских храмов очень чисто, все содержится в полном порядке. Недавно молодой художник Джоан Миро из города Джокьякарта на Центральной Яве рассказал мне, что с группой друзей-художников работает над росписью золотом восьми драконов в буддийском китайском храме в городе Джокьякарта. Свобода в выборе вероисповедания позволяет индонезийцам уважительно относиться к наследию любой религии. Среди художников, работающих с этим молодым человеком, есть и мусульмане, и христиане, и буддисты.

Список буддийских храмов в Индонезии с VIII–IX веков и до наших дней поистине впечатляет. Видимо, нет ни одного острова, где бы не находился буддийский храм: Ява, Суматра, Калимантан, Бали, Ломбок, Бинтан. Национальный парк Лумбини на Северной Суматре построен в 2010 году, его великолепная пагода повторяет известную пагоду Янгон в Мьянме. Всего в списке несколько десятков буддийских храмов. Вспоминая, что 89 процентов индонезийцев исповедуют ислам, возникает вопрос: сколько же тогда мечетей в стране?

Пейзаж с храмом Боробудур. Шелк, 56х52Несколько слов о религии на Бали. Когда с XII по XV век мусульманство стало прочно занимать позиции на Яве, представители правящей в то время индуистской верхушки перебрались на Бали, забрав с собой прислугу, придворных художников, музыкантов, танцоров. До сих пор здесь существуют две ветви индуистов — исконных балийцев и пришедших с Явы. На Бали в то время были очень сильны проявления язычества, утверждавшие, что духи населяют все области жизни человека — горы, моря, реки, водные источники, дороги, поля, здания и прочее. Для ублажения богов и духов с раннего утра по всему острову разносят специально изготовленные подношения.

На ступенях вечности. ШелкБуддизм, который также был распространен на Бали с давних времен, ассимилировался с индуизмом и язычеством, образовав особый вид религии — агама хинду дхарма. Да и на Яве порой граница между индуизмом и буддизмом весьма шаткая. Вспоминается один случай. В студии батика Суси Келик (она мусульманка) на Центральной Яве я спросила хозяйку, где найти картину с изображением Будды. Она отправила меня жестом руки в смежный зал. Я посетовала, что там только Ганеша на голубом фоне. Она, улыбаясь, ответила: «sama-sama», что в переводе с индонезийского языка означает «то же самое». В то время меня это очень удивило, но позже узнала о балийской религии агама хинду дхарма, а на острове Ломбок попала в старинный индуистский храм Лингсар (построен в 1714 году) с красивым парком и прудами, где молятся под открытым небом вместе представители трех религий — мусульмане, индуисты и буддисты. Они просят своих богов о дожде, хорошем урожае, воздавая благодарность за защиту, помощь, мир и благополучие. И действительно, остров совсем небольшой, местные жители возделывают землю, растят детей — что им делить?

На острове Бали есть уникальная по своей сути площадь Пяти Храмов, где построены в полную величину храмовые сооружения пяти основных религий Индонезии — мусульманская мечеть, буддийский и индуистский храмы, католическая и протестантская церкви. Где еще в мире можно встретить такое явное свидетельство мирного сосуществования? Это пример воплощения в жизнь одного из главных принципов Конституции Индонезии — вера в одного бога и свобода вероисповедания.

Думаю, что индонезийцы простят меня за такой неполный рассказ об их верованиях, традициях и обычаях, ведь о каждом острове можно рассказывать часами. Пусть и другой принцип их Конституции — «Единство в противоположности» — помогает управлять этой чудесной страной 13 тысяч островов.

Будда Шакьямуни. ШелкВ завершение хочу сказать несколько слов о своей необычной коллекции индонезийского батика в галерее современного искусства «Метаморфоза» (Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край). Коллекция появилась в галерее в 2005 году после нашего возвращения из командировки в Индонезию, и с той поры здесь уже проведено 15 выставок индонезийского декоративно-прикладного творчества. Среди экспонатов картины на хлопке и шелке, шарфы и отрезы тканей ручной работы в технике батик, деревянная скульптура, сувениры, маски. Были организованы и тематические показы с полными аннотациями по теме. Так, в 2012 году состоялась выставка «Хождение к двум океанам. Боги и люди Индонезии», в 2015-м — «Традиции и современность» . Обе они так или иначе связаны с религией Индонезии. В 2012 году в галерее побывали индонезийцы, находившиеся в тот время в Комсомольске-на-Амуре. Удивительно, но буквально возле каждого экспоната и картины они опускались на колени, рассматривали, удивлялись: «Мадам, это же из того места, где я живу! А это город моих родителей! А почему, откуда это все у вас?» Было очень приятно, потому что Индонезия оставила в моей душе неизгладимый след.

Татьяна ТРИШКИНА