Одна из публикаций о Щетининой озаглавлена «Очарованная морем». Да, она не раз признавалась в любви к морю. Уникальность же ее личности состоит в том, что она стала высокопрофессиональной труженицей моря, посвятившей свою жизнь покорению морских просторов и воспитанию и обучению будущих мореходов. Более сорока лет назад состоялась памятная для меня встреча с Анной Ивановной. Работая в Приморском архиве, в газете «Красное знамя» за 1937 год я обратила внимание на необычную заметку «Анна — моя гордость», подписанную «И. Щетинин». Чтобы найти подтверждения своей догадке, я решила обратиться к «первоисточнику» — к А. И. Щетининой. Мы встретились в Морском клубе. Симпатичная, выше среднего роста, в ладно сидящей черной морской тужурке без каких-либо знаков, Анна Ивановна сразу же взяла «бразды правления» в свои руки. «Вы журналистка?» — спросила строго. Мой отрицательный ответ ее удовлетворил. Посетовала, что нередко журналисты такое о ней пишут, что стыдно читать. «А книжицу мою читали?» Я, конечно, прочитала ее книгу «На морях и за морями», которая недавно вышла вторым изданием. Первое было в 1968 году. И продолжая, она сказала: «Так в ней все написано, что вас интересует». На первый мой вопрос: известна ли ей газетная заметка и не отец ли ее автор, она ответила, что о заметке не знала, а в авторе признала своего отца Ивана Ивановича Щетинина и стала вспоминать свое детство, которое пришлось на годы мировой и Гражданской войн.
Ответом на мои слова благодарности за ту встречу стало крепкое рукопожатие Анны Ивановны. Уже тогда я поняла, что наша беседа коснулась лишь верхушки айсберга ее необыкновенной личности.
Анну Щетинину приняли в техникум, но, наверное, никогда ей не было так тяжело, как в годы учебы. Несмотря на хорошую успеваемость, она сразу же была включена в «список бесперспективных» учащихся и стипендию не получала. Чтобы прожить, по ночам вместе с ребятами в порту разгружала баржи, работала санитаркой и уборщицей. Во время практики на судах старалась не реагировать на издевательские шуточки моряков в свой адрес. Лишь ей одной боцман давал самую грязную и тяжелую работу, от которой она никогда не отказывалась. Для себя сделала вывод: чтобы завоевать право быть моряком, обязана всякую работу выполнять на «отлично». Весной 1929 года Анна Щетинина окончила морской техникум и по распределению была направлена на Камчатку, в Акционерное Камчатское общество (АКО). Целью его создания являлось развитие экономической жизни и рациональное использование естественных богатств Дальневосточного края (ДВК), что в тех условиях означало добычу рыбы, крабов, китов, пушнины, ценных минералов, составлявших советский экспорт в соседние страны. Камчатский флот создавался путем покупки за рубежом подержанных судов. Уже в 1930-е АКО располагало значительным рыбопромысловым и транспортным флотом. Время работы А. И. Щетининой в АКО — около десяти лет (1929–1938), можно назвать камчатским периодом ее жизни, временем профессионального роста, социально-духовного подъема, признания ее в стране и за рубежом. А начинать пришлось с матросских обязанностей. Она приметила, что матросы стали лучше к ней относиться, когда она вышла замуж за моряка-радиста Н. Ф. Качимова. Однако когда она получила диплом штурмана, почти все капитаны — морские волки по разным причинам отказались взять Щетинину в свою команду. Но известно, не было бы счастья, да несчастье помогло. Она стала плавать третьим помощником на рыболовном траулере «Топорок», а затем старпомом на «Эскимосе» с капитаном Г. И. Александровым. Он еще в 1904 году командовал миноносцем. Блестяще образованный морской офицер восхищал Анну своей эрудицией, выдержкой и спокойствием. Под его началом она прошла капитанскую школу.
Германия неприятно поразила Щетинину мертвенной пустотой улиц и обилием флагов со свастикой. Она вспоминала: «На торжественный подъем флага я пригласила немецкого капитана и представителя компании „Ганза“, которая продала Советской России пароход, получивший название „Чавыча“. Но власти им запретили присутствовать на этой церемонии. И вот взвился по мачте красный флаг. Мы с воодушевлением грянули „Интернационал“. (В то время он был государственным гимном СССР. — Н. Д.) И здесь, на палубе судна, ставшего кусочком нашей Родины в самом центре чужой страны, я осознала свою такую непростую миссию, ощутила гордость за родину социализма. Вот это и было самое прекрасное мгновение моей жизни». А. И. Щетинина впервые взошла на капитанский мостик и повела «Чавычу» к родным берегам. Пока «Чавыча» под красным флагом преодолевала морские мили, среди европейских моряков распространилась сенсация о русской женщине — капитане дальнего плавания, которая ведет пароход на Дальний Восток. В Сингапуре газета " Сендэй Таймс" сообщала: «Порт Сингапур за все свое существование впервые принял пароход под командой женщины». «Все находящиеся на пароходе обращаются к ней „Анна Ивановна“ или проще: „товарищ капитан“. И это несмотря на то, что она является командиром большого коммерческого корабля, на котором имеется 36 матросов». Ее пригласили в элитный морской клуб, где она впервые оказалась в эпицентре внимания заслуженных моряков. И это испытание она выдержала. Потом подобные встречи у капитана станут обычным делом, на которых к ней будут обращаться «Леди капитан Анна». Благо она хорошо владела английским языком.
Одна из девушек, приехавших для работы в рыбной промышленности Камчатки, рассказала о радостной и сердечной встрече с капитаном Щетининой. Молодая, загорелая, коротко стриженная Анна Ивановна пленила приехавших девчат. Моряки принесли им ящики с ее подарками: швейная машинка, гитара, мандолина, патефон с набором пластинок и две корзины фруктов. На «Чавыче» организовали праздничный вечер. «Нас поразило сочетание красоты и строгости в обстановке кают-компании, идеальная чистота на палубе. Был чай с разными вкусными вещами и танцы». Не по вине Анны Ивановны вдруг в жизни все резко изменилось. Вместо ожидаемого ответа на посланное письмо с просьбой о направлении на учебу из Москвы пришел приказ о назначении А. И. Щетининой начальником Владивостокского рыбного порта, которого пока не существовало. В ее трудовой книжке появилась строка: «Апрель 1938 — октябрь 1938 г. — начальник Владивостокского рыбного порта». По существу, Щетинина стала организатором нового порта. В это же время ее муж Качимов вместе с группой работников рыбной промышленности находился под арестом. Через год он был освобожден и уехал в Москву. Наконец, получив командировку на учебу, А. И. Щетинина тоже уехала — в Ленинград.
Находясь в командировке на Ладоге, Анна Ивановна встретила своего мужа Н. Ф. Качимова. Он добровольцем поступил в военно-морской флот и всю войну был в составе Ладожской военной флотилии, возглавлял группу связи на канонерской лодке. Вскоре операции торгового флота на Балтике прекратились. Моряков переправляли в Мурманск и Владивосток. Капитан Щетинина на основании распоряжения Наркомморфлота СССР была направлена в распоряжение начальника Дальневосточного морского пароходства «для выполнения спец. правительственного задания». Владивосток как будто ощетинился, насторожился, среди моряков муссировался вопрос о возможном вступлении в войну союзника Германии — Японии. Капитана Щетинину 30 декабря 1941 года назначают на пароход «Карл Либкнехт», построенный при царе Горохе и первоначально предназначенный на слом. Судно должно было последовать в один из портов западного побережья Канады для ремонта, но при этом сменили весь штурманский состав. Кто-то решил устроить Анне Ивановне экзамен. Ее реакция была достойна сильного и мужественного человека: «Ах так? Хорошо же!». «И берется за дело засучив рукава, и старается сделать все возможное и выходит победителем из самого трудного положения...» В период жестких зимних штормов «Карлуша» 45 суток шлепал до Ванкувера — порта назначения. Приказ был выполнен!
В следующем рейсе в Аляскинском заливе во время жесткого шторма на «Жан Жоресе» тоже лопнула палуба. (Американцы говорили Щетининой, что у этого типа судов такое явление не было редкостью.) В отличие от «Валерия Чкалова» судно шло с полным грузом. Благодаря самообладанию и грамотным действиям капитана, умелому маневрированию судна и слаженной работе команды через трое суток «Жан Жорес» подошел к проливу. Из характеристики капитана парохода «Жан Жорес» А. И. Щетининой (ноябрь 1944 года): «Тов. Щетинина А. И. хороший специалист, волевой капитан. Плавает безаварийно в продолжении всего времени командования судами. <...> Судно содержит в хорошем техническом состоянии. Нарушений трудовой дисциплины нет. Она — заботливый и чуткий командир и в то же время требовательная к себе и подчиненным, пользуется большим авторитетом среди моряков и большой популярностью как в нашей стране, так и за рубежом». До конца войны «Жан Жорес» под командованием Щетининой участвовал в перевозках стратегических грузов из портов Канады и США во Владивосток, обеспечивал десантные операции во время войны с Японией, высаживал десант у берегов Сахалина, в июле 1945 года десант на остров Парамушир на Курилах. Признанием самоотверженного труда А. И. Щетининой стали награды — орден Ленина (август 1945-го) и орден Отечественной войны II степени.
После окончания в 1950 году Ленинградского высшего инженерного морского училища Анна Ивановна начала овладевать еще одной профессией, связанной с обучением и воспитанием будущих мореходов в этом же главном морском учебном заведении страны. Она быстро освоилась и уже через год стала деканом судоводительского факультета. После кончины отца, И. И. Щетинина, в 1946 году пережила еще две большие утраты. В 1950 году скончался получивший в предпоследний год войны тяжелое ранение Н. Ф. Качимов — друг ее счастливых юношеских лет, а спустя два года ушел из жизни И. И. Афанасьев (ему было всего 52 года) — ее самый близкий человек на свете. Прожив в Ленинграде 15 лет, отточив свое капитанское мастерство и овладев новой профессией, Анна Ивановна вернулась к родному владивостокскому причалу. В Высшем инженерном морском училище (потом институте) ее назначают доцентом кафедры «Управление судном и его техническая эксплуатация», позже она возглавит кафедру «Управление судном». Свой капитанский опыт и опыт своих товарищей Шетинина обобщала в лекциях, учебниках, пособиях и наставлениях.
После зимней напряженной работы в училище Анна Ивановна поднималась на капитанский мостик океанских судов и отправлялась в плавание. В 1965 году она плавала полгода капитаном на современном крупнотоннажном пароходе «Орша» в Австралию и Канаду. В следующем году три месяца на теплоходе «Орехов» совершила рейсы в Канаду и Японию, а на «Охотске» — кругосветное плавание. П. Якимов, участник киногруппы, снимавшей в 1967 году фильм «Анна Ивановна», рассказал как на пароходе «Охотск» под управлением А. И. Щетининой группа возвращалась в Одессу. Как и полагалось, в Суэцком канале вел судно местный лоцман, а капитан присутствовала при этом. Вдруг многопалубный паром, забитый людьми и машинами, отвалил от берега и на полной скорости направился в сторону «Охотска». До столкновения оставалось несколько десятков метров. Лоцман в ступоре. А. И. Щетинина через судовой телефон командует: «Полный назад! Самый полный назад!» Так леди капитан Анна предотвратила казавшееся неизбежным столкновение судов и спасла суэцкого лоцмана от позора. «Я благодарна морю, — писала Щетинина, — оно научило великой ответственности. Это великая школа умения принять единственное порой решение». Высокое чувство ответственности являлось профессиональным качеством Щетининой. В замечательной песне «Анна-капитан» есть такие слова: «Когда сходила царственно на берег, с улыбкой моряки смотрели вслед, и каждый сердцем понимал и верил — надежнее в команде человека нет».
Высокий авторитет Щетининой вызвал у нового начальника училища, присланного из центра, неприятие, начались придирки и подножки. Она решила перейти на работу в пароходство капитаном-наставником. Однако в Министерстве морского флота ей отказали и заявили, что если она не хочет работать в училище, то может идти на пенсию. За свою жизнь Щетинина немало просила за людей, обращаясь в разные инстанции, но никогда за себя. На этот раз решилась. В письме министру морского флота СССР Т. Б. Гуженко изложила суть конфликта и добавила: «На пенсию уходить мне нет причин, так как я работаю наравне с коллегами и по заключению медицинской комиссии мне разрешено плавание без ограничения района. А уход из системы министерства морского флота для меня немыслим». Резолюция министра гласила: «Подтвердить перевод в ДВП с теплыми проводами из училища». Ее осыпали почестями и званиями: почетный работник флота, почетный гражданин города Владивостока, почетный член Географического общества СССР, член Дальневосточной ассоциации морских капитанов... Немало времени у Анны Ивановны занимали представительские обязанности члена Комитета советских женщин, она часто выступала перед молодежью. С огромной радостью морская общественность Владивостока, да и других портовых городов — Ленинграда, Одессы, Петропавловска, встретила в 1978 году весть о присвоении А. И. Щетининой высокого звания Героя Социалистического Труда. Подобно тому, как в капле морской воды отражается весь спектр солнечного света, так и в жизненном пути А. И. Щетининой обозначены важнейшие вехи истории Дальневосточного пароходства 1930–1980 годов. Четыре книги ее воспоминаний (четвертая вышла в 1994-м), в которых приводятся десятки названий пароходов, фамилий их капитанов и штурманов, описаны героические и трагические события, пережитые командами, являются, по существу, летописью Дальневосточного морского пароходства этих десятилетий. Анна Ивановна Щетинина, великая женщина и Морской Капитан с мировым авторитетом, ушла из жизни в 1999 году — в самом конце ХХ века. Ее века. В судьбе дальневосточницы нашли отражение проблемы времени, его свирепые штормы и убаюкивающие штили. Она стала символом эпохи, как Гагарин. Они замешены из одного народно-патриотического теста. Не случайно в портовом городе появился слоган: «Щетинина для Владивостока, как Гагарин для России». Ее имя навсегда останется в истории российского морского флота, в истории Дальневосточного морского пароходства, к 125-летию которого издан хорошо иллюстрированный альбом воспоминаний «Капитан Анна. Lady-captain Anna».
В год 110-й годовщины со дня рождения Анны Ивановны Щетининой в малой Курильской гряде появился остров ее имени. Он омывается со всех сторон морской стихией, покорению которой и взаимодействию с которой она подвижнически посвятила свою жизнь, навсегда достойную обожания и подражания. Нина ДУБИНИНА Источники и литература
|
|||
|