Сюжеты Николая Холодка

Николай ХолодокХабаровский художник Николай Иннокентьевич Холодок любит свой город, и тот отвечает ему взаимностью. В коллекциях Дальневосточного художественного музея, Краевого музея им. Н. И. Гродекова, Музея истории Хабаровска собрано большое количество его работ. В библиотеках, в разделе книг дальневосточных писателей, более 100 изданий, оформленных иллюстрациями художника. Как автор серии гравюр «Писатели-дальневосточники» и «Хабаровск — мой город» в 2006 году Николай Холодок стал лауреатом премии губернатора Хабаровского края в области литературы и искусства, а в 2017-м получил звание заслуженного художника Хабаровского края.

Кадровый военный, профессиональный художник

Джунгли.  Холст, маслоО том, что Николай Холодок имеет звание полковника запаса и почти три десятка лет службы в армии, знают немногие. О карьере военного и афганской войне, в которой пришлось принимать участие, говорит неохотно. Больше о творчестве, искусстве.

Рисовать Николай любил с детства. Рисовал в школе и после школы, когда работал горняком в Райчихинске и каменщиком в Амурске. Рисовал, когда поступил в Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище в Благовещенске. Рисовал после присвоения звания лейтенанта, когда получил направление в село Поздеевка Амурской области. Потом была служба в Волочаевском городке Хабаровска, в разведуправлении штаба Краснознаменного Дальневосточного военного округа. В то время он начал посылать свои рисунки в газету «Тихоокеанская звезда», их охотно публиковали с подписью «Самодеятельный художник Николай Холодок». От прилагательного «самодеятельный» веяло чем-то несерьезным. Тем более что Холодок уже сотрудничал с Хабаровским книжным издательством, иллюстрировал книги.

Осенний букет.  Холст, маслоПродолжать службу и получать второе высшее образование не получалось, потому что профессиональных художников готовили только на очном отделении. Однажды в «Литературной газете» ему попались на глаза очень неплохие графические работы, под ними стояла подпись: «Рисунки студентов-заочников отделения художественно-графического оформления изданий Московского полиграфического института». Он понял, что это его шанс. Для поступления в полиграфический институт, кроме всего прочего, необходимо было два условия: наличие художественного образования и разрешение на поступление от командующего Дальневосточного округа.

23 февраля 1973 года лейтенант Холодок подал рапорт на имя командующего с просьбой разрешить поступление в МПИ. В качестве подтверждения своей квалификации художника-оформителя отправил в приемную комиссию уже вышедшие большими тиражами оформленные им книжки. Их приняли, пришел вызов на вступительные экзамены, которые начинались 1 августа, а ответа от командующего все не было. Его Николай Иннокентьевич получил уже в сентябре. Ему было разрешено поступать учиться. Но... поезд давно ушел.

На следующий год история повторилась. 23 февраля был направлен рапорт командующему, в приемную комиссию ушли готовые работы. Вызов получен, отпуск оформлен, а ответа на рапорт все не было. И тогда Николай исправил дату в прошлогоднем разрешении и отправился покорять Москву.

Озеро.  Холст, маслоПрошел творческие испытания, сдал общеобразовательные предметы, и, преодолев конкурс в 11,5 человек на место, стал студентом заветного института, основанного на базе знаменитого ВХУТЕМАСа. Очень гордится Николай Иннокентьевич своими наставниками. Живопись и графику ему преподавали знаменитые и талантливые художники: Жилинский, Басов, Захаров, Бисти, Гончаров. Учиться было интересно. Для поездки на сессию использовал свои очередные ежегодные отпуска, благо у офицеров они составляют 45 дней.

В год московской Олимпиады и в год смерти Высоцкого Николай Холодок получил диплом художника-графика.

Билет на войну

Первый снег. Гравюра, пластикЖизнь, служба, работа в издательстве шли своим чередом. У подполковника Холодка в семье подрастали двое детей, в издательстве выходили новые книги. Очередной отпуск в 1986 году был запланирован на лето. В январе его вызвали в штаб и сказали: «Принято решение отправить тебя служить в Демократическую Республику Афганистан. Передавай дела, иди в отпуск — и в Афганистан». Дела он передал, незапланированный отпуск отгулял. Закончилась зима, затем весна, наступило лето. Наконец, 7 июля 1986 года Холодку было приказано вылетать в Ташкент. Получил воинское требование на приобретение авиабилета, но в разгар отпусков билетов в кассах не оказалось. Жена через своих знакомых с трудом смогла найти место в самолете. Вот так, купив билет на войну «по большому блату», Николай улетел в Ташкент. После акклиматизации и обязательных прививок отправился дальше, в Кабул.

О том, что происходило в Афганистане, Николай Иннокентьевич говорит очень скупо. Служил в ГРУ два года и два месяца. Повидал, поучаствовал, награжден орденом Красной Звезды. Получил звание полковника, чудом избежал ранений. От типичных афганских заболеваний спасался по известному русскому рецепту. Казалось бы, какие рисунки могут быть в Афганистане, но очень востребованными оказались памятные адреса, оформленные Николаем Холодком для тех, кто уезжал домой.

Тишина.  Холст, масло— Но были и серьезные работы. Как-то из Хабаровска прислали мне по почте задание на оформление книжки. Такой привет на войну из мирной жизни. Нашел я все-таки время, выполнил работу. Книжка была напечатана, — Холодок улыбается, вспоминая военную молодость. И опять говорит не о боях и разведывательных операциях, а о творчестве.

По роду службы Николаю Холодку приходилось много летать по стране. Был в Кандагаре, Баграме, Асадабаде и везде фотографировал. Как художник-оформитель сделал набор открыток с видами Афганистана, подписал шрифтом, стилизованным под фарси, и дарил их своим товарищам. Вспоминать об Афганистане полковник Холодок не любит. Однако признался, что эти воспоминания до сих пор приходят к нему во сне. Благо есть с кем поговорить на эту тему. Он член организации ветеранов ГРУ, ветеранов Афганистана. В ней состоят многие его сослуживцы, с кем Николаю Холодку довелось вместе воевать.

В творческом процессе

Безмолвие.  Холст, маслоПолковник Холодок уволился в запас в 1995 году, прослужив 31 год. В это же время его приняли в Союз художников России, а в 2002 году избрали председателем правления этой творческой общественной организации. Усердно отработал один срок, но на второй избираться категорически отказался. Занимался преподавательской деятельностью, работал на художественно-графическом факультете Хабаровского педагогического университета, более двадцати лет обучал будущих дизайнеров. После реорганизации из педуниверситета пришлось уйти, хотя расставаться со студентами оказалось непросто.

Но главное, что осталось с ним — его творчество: гравюра, книжный экслибрис. Художник принимал участие во многих российских и зарубежных выставках. Сам стал основателем и организатором фестиваля в Комсомольске-на-Амуре «Серебряная волна», который проводится уже более 10 лет в формате биеннале в галерее современного искусства «Метаморфоза». Сегодня в числе его участников не только дальневосточники.

В картинах и гравюрах художника почти нет войны. Он пишет для себя и своих близких. Поэтому его творчество так греет и волнует зрителя. Картины Николая Холодка наполнены теплом, цветом и светом. В них присутствует легкость и даже прозрачность. Крупные смелые мазки, схематичность изображения, сюжеты часто передаются несколькими яркими пятнами. Картины как бы находятся на стыке реализма и абстракции.

И все-таки в большей мере Николай Холодок считает себя художником-графиком.

— Мне всегда нравилась гра-
фика, — говорит он. — Есть в ней что-то монументальное, даже в самых небольших по размерам работах. Были случаи, когда графические портреты, написанные при жизни человека, затем использовались при изготовлении мемориальных досок после его смерти.

Николай Холодок стал автором мемориальных досок дирижеру Виктору Тицу, краеведу Всеволоду Сысоеву, композитору Александру Новикову, пианисту Вячеславу Соболевскому, писателям Михаилу Белову и Юлии Шестаковой, поэту Виктору Еращенко, адмиралу Николаю Сергееву. Все эти имена хорошо известны хабаровчанам и давно стали неотъемлемой частью истории и культуры Хабаровска. Сами доски, выполненные на высоком художественном уровне, — произведениями монументального искусства.

Но есть среди них две, к которым у художника особое отношение. Его первая мемориальная доска установлена в 2003 году на доме номер 7 по улице Ленинградской. На доске высечено имя Владимира Синцева, мальчика с нелегкой судьбой, погибшего в Чеченской Республике в 1995 году. В восемь лет Владимир лишился родителей, которые трагически погибли, а дальше детский дом, армия. В составе гранатометного взвода он попал на Северный Кавказ. Там и погиб, когда с группой разведчиков нарвался на засаду. Владимир Синцев посмертно награжден орденом Мужества.

На десятой по счету доске художник увековечил имя Ярослава Мищенко, который погиб в 2015 году на Донбассе. Ярослав был стрелком-разведчиком батальона «Спарта» 1-й Славянской бригады. 19 июля 2015 года разведгруппа в составе шести человек под руководством капитана Ярослава Мищенко вышла в поля с целью установить места нахождения противника. К сожалению, разведчикам не удалось остаться незамеченными. Как командир, он принял мужественное и единственно правильное решение: дал команду пяти членам разведгруппы отойти на безопасное расстояние, сам прикрывал их отход. Жизнь Ярослава оборвало смертельное ранение в голову...

Ранняя весна.  Холст, масло— Я ничего не знал раньше об этих ребятах, познакомился с ними в процессе работы, но их судьбы тронули меня до глубины души, — говорит Николай Иннокентьевич. — Отношения к событиям, в которых они принимали участие, может быть неоднозначным, но общее между ними — чувство патриотизма. Как человек военный, я понимаю, что по большому счету оба парня действовали во имя любви к Родине. Ведь и Ярославом, и Владимиром двигало желание защитить свое Отечество, свой город, свою семью. Хочется, чтобы люди как можно больше узнали и помнили об этих своих земляках, до конца выполнивших солдатский долг.

У художников есть такое понятие, даже официальная формулировка для трудовой книжки: «находится в творческом процессе». Вот в таком процессе пребывает Николай Холодок. Когда нет каких-то срочных работ, можно писать для себя. И это самое большое удовольствие.

Ася КОНОНЕНКО
Фото автора