Встречи с Валерием Халиловым

Очередной фестиваль военных духовых оркестров «Амурские волны» в 2017 году прошел без Валерия Халилова. Авиакатастрофа, случившаяся 25 декабря 2016-го, унесла жизни 92 человек, среди которых были артисты ансамбля песни и пляски Российской армии имени А. Александрова и их руководитель, народный артист России, главный дирижер Вооруженных сил России генерал-лейтенант Валерий Михайлович Халилов. Они летели в Сирию, чтобы дать новогодний концерт для российских военнослужащих.

Трагедия потрясла всю страну, болью отозвалась в сердцах многих хабаровчан: у дальневосточной столицы с этим именем связано очень многое. С него началась история «Амурских волн», приобретавших с каждым годом все больший размах. Ежегодные поездки Халилова в Хабаровск вместе с руководимым им оркестром Минобороны стали не только привычными, но и горячо ожидаемыми.

Впервые я услышала это имя в 2012 году, в преддверии фестиваля «Амурские волны». По центральному телевидению шла передача об авторской песне, и одним из ее участников был Валерий Халилов. Какое впечатление произвела тогда эта беседа! Халилов играл на гитаре, пел песни собственного сочинения, рассказывал о работе дирижера. А вскоре в Хабаровске появились афиши, извещающие о Первом Международном фестивале военных духовых оркестров.

И вот настал этот долгожданный май. В нашем городе он всегда богат на события: помимо 1 и 9 Мая, отмечаются Дни славянской письменности и культуры, фестивали хоровой и духовой музыки... Халилов прилетел в Хабаровск сразу после проведения парада в День Победы на Красной площади в Москве. Открывалась новая страница в культурной жизни Дальнего Востока.

В те майские дни, среди всего пиршества весенних красок, на улицах Хабаровска собиралось множество людей, и напоминало это театрализованное шествие. Например, артисты Центрального оркестра Минобороны облачились в форму времен Отечественной войны 1812 года (в 2012 году отмечалось 200 лет со дня Бородинского сражения). Встречались музыканты в экзотических национальных костюмах — гости из Сингапура, Южной Кореи, Казахстана, Монголии. Концерты фестиваля проходили в «Платинум Арене», Городском Дворце культуры, музыкальном театре и на многих других площадках города. Великолепная музыка звучала на открытых летних эстрадах, в парках, на площадях. Много интересного можно было увидеть во время этих концертов — дефиле, перестроения, танцевальные номера. Кульминацией фестиваля стал марш-парад всех участников по главной улице города. Благодаря фестивалю «Амурские волны» и, конечно же, его идейному лидеру Валерию Халилову многие люди, даже далекие от музыки, приобщились к ее лучшим образцам.

Валерий Михайлович был художественным руководителем всех пяти прошедших в Хабаровске фестивалей духовой музыки. Даже если он не дирижировал, обязательно присутствовал практически на всех концертах и мероприятиях. Во время первого фестиваля в «ракушке» на набережной Амура выступал Центральный военный оркестр Минобороны. Халилов в концерте не участвовал, сидел среди зрителей. Тем не менее его узнавали, приветствовали, делились впечатлениями, благодарили. После концерта, набравшись смелости, я тоже подошла к нему. Но от волнения заготовленные вопросы вылетели из головы, и я не нашла ничего лучшего, чем сказать: «Валерий Михайлович, как там Москва поживает?» Он откликнулся, стал интересоваться культурной жизнью Хабаровска. Ему было интересно все: от того, как меня зовут, до сложных философских и искусствоведческих проблем.

Второй раз судьба свела меня с Халиловым во время его творческой встречи в Хабаровске, когда он открывал очередной фестиваль. Артист рассказывал со сцены о себе, о том, как с четырех лет учился игре на фортепиано, а затем поступил в Московскую военно-музыкальную школу-семилетку. Он подчеркнул, что это было уникальное учебное заведение, а его воспитанники становились не только крепкими физически, но и получали большие возможности для самореализации. Кстати, Валерий Михайлович Халилов — представитель династии военных дирижеров. Им был его отец, тот же путь избрали младший брат и племянник. Во время той встречи Халилов рассказывал о своей работе дирижером после окончания Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского в городе Пушкине — Царском Селе. Времени хронически не хватало, и для осуществления своих грандиозных планов приходилось работать без выходных. «Жена терпела — не выгнала. Если я в парке дирижировал оркестром, то и она с колясочкой была рядом», — говорил с улыбкой Валерий Михайлович.

Когда дирижер завершил свой рассказ, он предложил публике задавать ему вопросы. Воспользовавшись такой возможностью, я спросила у него о роли интуиции в исполнительском процессе — нужна ли она или можно добиться всего только за счет профессионализма? Валерий Михайлович подробно объяснил, что интуиция — важнейшая составляющая понятия «профессионализм» и вообще любого творческого процесса, она нужна не только в профессии, но и в жизни. Интуиция может выручить, а может и спасти...

Все, кто знал Валерия Халилова, отмечают его неравнодушие ко всему, что касается музыки, и особенно духовой, говорят о благородстве и открытости его души, о простоте в общении, несмотря на все звания и регалии. Мой знакомый преподаватель детской музыкальной школы села Богородского Александр Блинов рассказывал, как он неоднократно привозил свой детский духовой оркестр в Хабаровск на «Амурские волны». На первом фестивале параллельно проходил и конкурс гражданских духовых оркестров всего Дальнего Востока. Халилов в это время был очень занят, и все же нашел время, чтобы приехать на конкурс гражданских оркестров и пожать руку руководителю Блинову. Он искренне восхищался игрой юных артистов из Богородского, сказал им слова напутствия и пожелал дальнейших успехов.

Большое видится на расстоянии. Только спустя какое-то время начинаешь понимать, какого масштаба личность мы потеряли. Следя за творчеством Валерия Михайловича Халилова, я не переставала удивляться его энергии. Он писал огромное количество музыкальных произведений, был профессором кафедры дирижирования Российской академии музыки им. Гнесиных, курировал оркестры и устраивал фестивали в самых разных российских городах, гастролировал в стране и за рубежом. Халилов стремился поднять уровень оркестровой игры в России, восстановить былую мощь духовой музыки. Ведь не секрет, что во время перестройки уровень массового оркестрового музицирования во многом был снижен. Потребовались годы для восстановления утраченных традиций. Именно этим и занимался Валерий Халилов, не жалея себя.

Последний раз мы общалась с ним в мае 2016 года, во время его визита в Хабаровск. Разговаривали о репертуаре, делились впечатлениями. Он подарил мне диск со своей музыкой.

Когда 25 декабря произошла трагедия, хабаровские газеты запестрели фотографиями, статьями, даже просто скупыми ремарками: город скорбит, город плачет, город не верит... 26 декабря на площади Славы, где традиционно проходили основные мероприятия фестиваля «Амурские волны», у Спасо-Преображенского собора военные музыканты установили портрет Валерия Михайловича Халилова, окружив его еловыми ветвями и зажженными свечами. Жители города несли и несли к нему живые цветы...

Жизнь дается один раз. Это очень правильные слова, и смысл жизни, на мой взгляд, заключается в том, чтобы увидеть ее красоту, пусть даже она мимолетна. Именно это я и поняла после нескольких встреч с Валерием Халиловым. Он ушел из жизни в 64 года. До обидного мало, потому что музыкант не успел осуществить всех своих планов. График гастрольных поездок его с коллективом был расписан на месяцы вперед. Но это и много, ведь проделана огромная работа, причем на совесть. Халилов — ярчайший пример преданного и честного служения своему делу, музыке, людям. Он ушел подобно птице — на полном ходу, на взлете...

Марина ДУБИНИНА
Фото из архива КНОТОК