Точки отсчета

Натюрморт с рушником. Холст, масло. 93 х 67. 2006Стеллажи в мастерской Павла Петровича Трача плотно заставлены холстами и папками. На мольберте мастера ждет пока не завершенный, прикрытый тканью холст. За окнами яркий февральский снег, прихваченный сияющей корочкой, а через них смотрят на заснеженные крыши и кусты, как на диво, три изнеженных лимонных деревца. Их колючие ветви напряглись от тяжести крупных и мелких плодов, а рядом — усыпанные цветами лиловые и темно-розовые хризантемы. Так вот, оказывается, откуда осенние цветы и плодоносящие южные экзоты в его натюрмортах, так радующие душу и глаз, когда за окном еще стоит зима.

Южный вечер. Картон, масло. 40 х 50. 1980В уютной мастерской художника смешались не только времена года, здесь хорошо вспоминать прошедшие годы жизни и лица тех, кто был рядом, и кто уже ушел навсегда. Многое открывается в неспешной беседе. Есть что вспомнить, когда за плечами многое прожито, прочувствовано и осмыслено. Родился Павел Петрович в Лазовском районе, в таежном поселке «68-й км». Вот такое скучное название у этого места, словно координата с геодезической карты. Здесь скромные постройки людей были окружены сопками, поросшими вековыми кедровыми лесами. Тайга — первозданное творение, живой организм дышащей природы, наполненный жизнью ее обитателей. Она всегда разная по настроению, цвету, запахам и звукам. Казалось бы, родившись в таком заповедном месте, можно сразу стать живописцем, но жизнь художника порой сама вьется, словно гибкая таежная лиана.

Корабли на приколе. Бумага, акварель. 64 х 90 см. 1992Павел всегда с удовольствием рисовал. В поселке негде было купить художественные материалы, поэтому он сам научился отжигать уголь для рисования. Тайга давала все. Летом рыбалка, ягоды и грибы — дары щедрой природы. С юности Павел охотился в тайге, во всем помогая своему отцу Петру Ивановичу, леснику. У отца были золотые руки, любая работа ему удавалась на славу, и он многому научил сына. Родители Павла, переселенцы, приехали в глухую тайгу еще в 1912 году. Петр Иванович родом из Винницкой области, мама Анастасия Павловна из Белоруссии. Трудно себе представить, как выживали они в таежной глухомани с бесконечно длинной зимой. Анастасия Павловна замечательно вышивала объемной гладью на самотканых холстах рушники, подзоры и салфетки. Она не только создавала уют, но и брала на себя бесконечные домашние хлопоты многодетной семьи.

Лагерь художников в горах Сихотэ-Алиня. Бумага, акварель.  55 х 73. 1995Подростком Павел выглядел не очень крепким, но был сильным и выносливым. Мог легко пройти зимой по тайге 10–15 километров. С 8-го класса участвовал в соревнованиях по бегу и многоборью, занимая призовые места не только в Лазовском районе, но и по краю. Вот, казалось бы, и определился путь — профессиональный спорт, тем более что сил, ловкости, упорства на нескольких человек хватит. С детства отец приучил его работать честно и в полную силу, во всем идти до конца. Словно чувствовал, что в дальнейшем его сыну ничего не будет даваться просто так.

Холодное отражение. Бумага, акварель.  55 х 77. 2008Чтобы закончить среднюю школу, Павлу пришлось рано оторваться от родительского дома и жить у родственников, во всем помогая им по хозяйству. Поселковая школа дала ему специальность лесовода шестого разряда, но душа парня рвалась к морю. Твердо решил вместе со школьным другом поступать в мореходное училище во Владивостоке, но заехал в Хабаровск к знакомому, и случайный поворот в разговоре круто изменил его планы. Неожиданно для самого себя решил попробовать поступить на худграф и с первого раза прошел по конкурсу. У родителей не было возможности помогать, поэтому Павел, учась на очном отделении, с первого же семестра начал работать лаборантом в реквизите, затем в институтской фотолаборатории. А параллельно шли учебные занятия и изнурительные спортивные тренировки. В институте он стал заниматься легкой атлетикой, хотя к этому времени был уже кандидатом в мастера спорта по лыжам. Большие физические нагрузки, учеба на творческом факультете, требовавшая большой отдачи, работа и полуголодная жизнь привели первокурсника к тяжелому срыву. У молодого крепкого парня просто не выдержало сердце, но ему хватило воли восстановиться, встать с больничной койки и продолжить учебу. Глубокая отметина на сердце заставила расстаться со спортом и осталась на всю жизнь, время от времени напоминая о себе. Вспоминая студенческие годы, Павел Петрович тепло говорит о Леониде Альбинском, преподававшем тогда в его группе рисунок.

Натюрморт с палаткой. Холст, масло. 70 х 95 см.  1991Все материальное, такое памятное и близкое, что связано с домом и родными: старинные фотографии и письма, мамины искусные вышивки, ее портрет, написанный темперой второкурсником Павлом, — все будет уничтожено катастрофическим бедствием, обрушившимся на Хабаровский край осенью 1976 года. Многометровая стена огня, подгоняемая раскаленным ураганным ветром, с ревом двигалась по тайге, стремительно взлетая на сопки и пожирая все живое. Не пощадила она и поселок Дурмин, где в то время жили родители Павла Петровича. К счастью, никто тогда из его семьи не погиб. Через много лет Павел приедет на это место и увидит все еще черные сопки бесконечного мертвого горельника. Такие тяжелые раны природа всегда залечивает очень долго, да и люди не забывают.

Запомнилась поездка зимой на Сукпайский лесокомплекс в 1978 году. Правда, удалось сделать только беглые натурные зарисовки, потому что краски не выдерживали холода. Уже в мастерской художник переосмыслил собранный материал в графических листах, и оказалось, что индустриальный пейзаж ему близок. Конструкции строящихся цехов, резкая графика строительных лесов, вертикали портальных кранов и обтекаемые корпуса судов, а рядом небольшие фигуры людей, занятых нелегким трудом, — все это воплотилось на многих композициях Павла Трача.

БАМ. Новый мост. Бумага, акварель. 64 х 92 см. 1995Целая эпоха в советской жизни — строительство Байкало-Амурской магистрали. У Павла Петровича тоже был период, связанный с БАМом. Вместе с другими художниками он бывал там не единожды, и от творческих поездок с М. Татьяниной, Р. Юрьяновым, В. Дроздовым, В. Торгашиным остались многочисленные подготовительные эскизы. Позже они воплотились в строгие, большого формата панорамные композиции с убегающими вдаль просеками, наполненными металлическими конструкциями. Аскетизм цвета передает суровость еще не обжитого края, а удаленная перспектива дороги дает почувствовать масштаб начатого всей страной дела. Эти графические листы теперь уже сами стали историей, в которой отразилась жизнь людей нашего края. Перспектива строек века как-то незаметно уносит в советское прошлое, время больших начинаний, романтических надежд и профессий, растаявшее в одночасье 1980-х годов, как весенний снег. В это время Павел Трач начал успешно участвовать в республиканских выставках, а в 1985 году вступил в Союз художников России.

Его любимая техника — акварель, помогающая быстро зафиксировать изменчивые состояния природы. Акварелями папки в его мастерской просто переполнены. На них не только индустриальные пейзажи, но и укромные уголки дальневосточной тайги, вздыбившиеся горбатые сопки, небольшие уютные села в низинах, пологие берега рек. На многолетнем опыте Павел Трач убедился, что беспокойные текучие краски при разной температуре всегда ведут себя иначе. На холоде акварель теряет свойство моментально растекаться по поверхности бумаги, ложится насыщенным пятном с чуть размытыми краями, и этот эффект художник часто использует в пленэрных работах. Любимый цвет — серый, который он воспринимает не как что-то унылое, а в игре оттенков. Хотя Трач считает себя графиком, но это не мешает ему достаточно много, с 1990-х, писать маслом, легко переходя с одного материала на другой.

Храм святого Георгия в Старой Ладоге. Картон, масло. 45 х 70 см. 1978Пленэр — как же притягательно это слово! Как оно играет и поет в душе каждого художника, особенно там, где зима длится так долго, что писать натуру приходится только из окна мастерской или работать с летними этюдами. Сколько пленэрных зарисовок и холстов сделал Павел Трач — не пересчитать. На его персональной выставке в декабре 2016 года в галерее им. А. М. Федотова можно было видеть завершенные композиции и этюды Приамурья и Приморья, Сихотэ-Алиня и Байкала и совсем иные по цвету и состоянию освещения испанские мотивы. Творческие поездки для него очень важны. Захватывая душу новыми впечатлениями, они побуждают к обостренному поиску выразительных средств и даже потом помогают увидеть в привычной среде что-то новое.

Создание  росписи «Сошествие во ад» в алтаре храма Благовещения Пресвятой Богородицы в п. Нелькан.  2010У каждого человека своя дорога к храму, и всякая история имеет свое начало. Часто первый шаг не осознается как значимое событие и открывается как начало пути лишь со временем. У художника точкой отсчета может стать картина. В 1978 году он был на творческой даче и на одном дыхании написал этюд «Храм святого Георгия на Старой Ладоге». Высокий храм со шлемовидным куполом и шероховатыми выбеленными стенами, стоящий на заснеженном холме, приближен к зрителю и устремлен к небу. Суровая простота древних форм сразу привлекла внимание молодого художника. Здесь же он узнал о предании: храм этот помнит самого Александра Невского, отслужившего в нем последний молебен перед памятной битвой со шведами в 1240 году. Позднее Павел Петрович сделал с этого этюда несколько реплик, но сам оригинал, написанный с натуры на картоне зимним днем на Старой Ладоге, до сих пор для него необычайно дорог. У художника всегда был интерес к истории Древней Руси, ее памятникам и святыням, но с перспективы прожитых лет какие-то краткие эпизоды вдруг оказались звеньями одной жизненной цепи. Особой датой стал 1992 год, когда художникам передали на реставрацию интерьер первого каменного храма в Хабаровске — святителя Иннокентия Иркутского. В бригаде, которой тогда руководил Борис Федоровский, писал фрески и Павел Петрович, и для него это была первая работа в храме. Рождение убранства храма (мозаики, фрески, иконостасы) всегда коллективная работа. В прошлые времена говорили «со товарищи», а теперь — с бригадой.

«Предстоящие с Богородицей» – роспись в алтаре храма святого Даниила Московского. Хабаровск. 2003Храмовое искусство — особое пространство. Оно в принципе не для творчества, оно для открытия жизни духовной. Туда нельзя войти просто так, даже хорошо освоив какие-либо старинные секреты и приемы мастерства или изучив каноны древнерусского монументального искусства и иконописания. «Умозрение в красках» (князь Е. Трубецкой) открывается только в откровении души и чистоте помыслов. Художник, творящий в храме, человек особенный, настроенный на полную самоотдачу и горение души. Для мастера Павла Трача это не просто отвлеченные красивые слова.

Храм женского монастыря в честь апостолов Петра и Павла в селе Петропавловка, построенный по проекту Ю. Н. Кривопуска, несет черты строгой нижегородской храмовой архитектуры. По эскизам, картонам и чертежам Павла Петровича здесь поставлен иконостас (2003–2006), а позднее и киоты, искусно вырезанные из ореха (мастера Н. Веснов, В. Прудников, П. Трач, А. Шумков и другие). Художнику этот храм особенно дорог. Орнамент ажурной профилированной резьбы для киотов и иконостасов Павел Трач никогда не повторяет, каждый раз создавая новые мотивы. Сам он режет дерево чисто, и в этом сказывается передавшееся ему мастерство отца.

Дорога художнику и работа по созданию росписей в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в поселке Нелькан, построенном в 1914–1915 годы по типовому проекту знаменитого русского архитектора К. А. Тона (1794–1881) [1]. Этот храм, гармоничный своими пропорциями из посеребренного суровым климатом массивного бруса, Павел Петрович не однажды написал акварелью. Алтарные преграды — иконостасы, уже украсившие церковные интерьеры, исполненные по проектам П. Трача, можно видеть в хабаровских храмах в честь св. Даниила Московского, Покрова Пресвятой Богородицы, духовной семинарии, в храме Боголюбской иконы Божией Матери в поселке имени Полины Осипенко. Готовы в проектном решении иконостасы для церквей поселка Эльбан, города Вяземского и другие.

За письмом иконы «Святой Николай Чудотворец»Кроме воплощения задуманной орнаментальной резьбы иконостасов, Павел Трач порой пишет для них иконы. Он во всем следует каноническим правилам, но главное, готовится к этой работе духовно. И только потом приступает к ее исполнению, «поволакивая» доски тонким холстом и покрывая специальным меловым грунтом — левкасом. Затем шлифует поверхность до идеального состояния, тщательно растирает пигменты, смешивая с яичным желтком для приготовления темперных красок. Следуя средневековым приемам, сначала пишет все «доличное», а вот лики святых тщательно прописывает уже в последнюю очередь. Темперой тоже надо уметь работать. Ведь она не всегда ложится ровно, а письмо иконы в основе своей многослойное. На завершенной живописной поверхности не должно быть подтеков или пятен, линии, очерчивающие контуры и детали, должны иметь одинаковую толщину, а надписи — выполняться красивой старинной вязью. Иконописец всегда пишет долго, глубоко сосредоточившись и отрешившись от мирского, труд его по тонкости исполнения сродни ювелирному искусству.

Разворачивая многометровые свитки подготовительных эскизов уже созданных иконостасов, оставленных на память о большой завершенной работе, рассматривая рисунки, этюды, холсты, от художника только и слышишь: «К этой теме или мотиву надо обязательно вернуться», «А это непременно переделать». Как-то так сложилось в жизни Павла Петровича, что начинал он как график, но постепенно «ушел» и открыл для себя другие творческие пространства. Бесконечны его планы: писать, рисовать, поехать на пленэр, попробовать себя в новой технике или завершить начатые работы... Когда говоришь с настоящим художником, кажется, что после 70-летнего юбилея в его жизни все только начинается.

Виктория ШИШКИНА


Библиография

  1. Святой России край: Хабаровская епархия Русской Православной Церкви сегодня. — Владивосток: Издательский дом «Русский успех», 2006. — С. 241–242.

 

Павел Петрович ТрачТРАЧ Павел Петрович родился в 1946 году. В 1970 году окончил художественно-графический факультет Хабаровского государственного педагогического института, преподавал в Благовещенском педагогическом училище № 2, был директором детской художественной школы города Хабаровска, художником-оформителем Хабаровских художественно-производственных мастерских Художественного фонда РСФСР. С 1975 года П. Трач постоянный участник художественных выставок. В профессиональном развитии художнику во многом помогли творческие дачи «Старая Ладога» (1978), «Академическая» (1982) и другие центральные дома творчества.

Работы художника находятся в собраниях Дальневосточного художественного музея (Хабаровск), Картинной галереи им. А. М. Федотова (Хабаровск), Музея современного искусства ЕАО (Биробиджан), РОСИЗО (Москва). В 2006 году П. Трач стал лауреатом премии губернатора Хабаровского края в области изобразительного искусства, награжден почетной грамотой министра культуры Российской Федерации (2011), почетной грамотой губернатора Хабаровского края (2015), серебряной медалью Союза художников России «Духовность. Традиции. Мастерство» (2016), отмечен званием лауреата премии Хабаровского краевого фестиваля «Святой России край» в области изобразительного искусства (2016).