Вглядываясь в древние зеркала

Эрнст Владимирович ШавкуновКоллеги и ученики Эрнста Владимировича Шавкунова (1930–2001) называли своего руководителя между собой Шефом. Больше из-за того, что инициалы созвучны этому слову (Ш. Э. В.). Несмотря на высокое положение в науке — автор блестящих открытий, интересных находок и неординарных гипотез! — у Шавкунова совершенно отсутствовала заносчивость и амбициозность, он со всеми обращался как с равными. Легкий и общительный, мог часами увлеченно говорить о бохайском и чжурчжэньском государствах, а слушатели внимали затаив дыхание.

Перелистывая сегодня воспоминания об Эрнсте Владимировиче самых разных людей, неизменно обнаруживаешь общие черты. В нем соединялись личное обаяние, невероятная увлеченность делом, работоспособность и требовательность. По прошествии лет все, кому довелось работать с Шавкуновым, осознают, что это была настоящая удача. «Нам очень повезло, что во главе и у начала всего стоял Эрнст Владимирович Шавкунов, — пишет в статье „Школа Э. В. Шавкунова есть...“ Надежда Артемьева, завсектором средневековой археологии Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, кандидат исторических наук. — За то время, что его с нами нет, мы не только не забыли своего учителя, но и по-новому переосмыслили его вклад в дальневосточную археологию и в нас самих».

Абрикосовский храм. 1997«Я благодарна судьбе за то, что мне довелось много лет проработать с человеком, обладавшим большим трудолюбием, аналитическим умом, обширными знаниями в разных областях, широтой интересов, — читаем в воспоминаниях Ларисы Гусевой, ученицы Э. В. Шавкунова, главного сотрудника сектора редкой книги и рукописей ПГПБ им. А. М. Горького. — Он щедро делился этими богатствами со всеми, кто был открыт для них. Я была открыта. Все, чему я научилась у него, впоследствии мне очень пригодилось. Вспоминаю о нем с благодарностью, гордостью и теплотой».

В этих же воспоминаниях есть два эпизода, замечательно иллюстрирующих характер Шавкунова.

«Изучая буддизм, собирает коллекцию изображений будд и т. д. «Нас, коллекционеров, называют „чокнутые“, — смеется он, подчеркивая страстность увлечения коллекционеров. В экспедициях во время дождей из его палатки доносится: „вжик-вжик“. Это Шеф напильником из галечек вытачивает зверьков, пытаясь понять чжурчжэньских мастеров, изготавливавших свои каменные скульптурки. Потом он, при случае, раздаривал их сотрудникам».

«В библиотеке им. А. М. Горького в 1998 году проводился вечер «Приморская книга — путь через столетие». На нем шла речь о самых главных книгах, написанных о Приморье. Гостей вечера знакомили с авторами, принявшими участие в подготовке этих книг. Одной из таких ожидаемых в свое время читателями книг был сборник «Приморский край» (1958), в работе над которым принимал участие 25-летний Э. В. Шавкунов. Когда его пригласили написать статью «Древний период и средневековье» в этот сборник, он после окончания университета в 1955 году приехал во Владивосток и работал в отделе истории Дальневосточного филиала СО АН СССР. Через год он уже младший научный сотрудник и вот вскоре участвует в таком солидном издании. «Что вы чувствовали, когда работали над статьей?» — спросили его на вечере. «Точно не помню. Я тогда был так молод». Затем лукаво улыбнулся и добавил: «Я старался».

Шайгинское городище. 1970-еЭрнст Владимирович Шавкунов родился 23 марта 1930 года в Смоленске. Его отец, профессиональный военный, погиб в первые дни Великой Отечественной войны. В то время семья находилась в эвакуации в Астраханской области. После войны семья жила в Кировской области, где Эрнст закончил восьмилетку, а затем вечернюю школу рабочей молодежи. Археологией увлекался с детства, за что в итоге и поплатился. «На левой руке во время изучения очередной находки потерял пальцы. Как объяснял Эрнст Владимирович — это было крещение с археологией». (Н. Г. Артемьева. «Школа Шавкунова есть...». — Россия и АТР., № 2. 2011) В 1950 году он подал документы на истфак Ленинградского государственного университета, но их перевели на восточный факультет китайского отделения. И все же археология не отступила на задний план. В пятидесятых годах третьекурсник Эрнст Шавкунов работал в археологической экспедиции на Ангаре с Н. Н. Диковым, потом на Дальнем Востоке с А. П. Окладниковым. «Первые полевые сезоны принесли открытия: в с. Кумары Амурской области впервые собрана коллекция каменных орудий, датируемых нижним палеолитом, затем в долине р. Кроуновки Приморского края обнаружен памятник железного века, давший название новой археологической культуре — кроуновская». (Артемьева Н. Г.)

Закончив университет, Эрнст Шавкунов распределился во Владивосток. Сначала работал в качестве младшего научного сотрудника отдела истории Дальневосточного филиала Сибирского отделения АН СССР, с 1965 года руководил лабораторией археологии, с 1970 года — сектором археологии средневековых государств Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВНЦ АН СССР. Одним из первых он начал археологические исследования на Дальнем Востоке, открыв и изучив десятки древнейших памятников от эпохи палеолита до средневековья. Особый интерес для ученого представляла история государства Бохай, он проводил раскопки Копытинского и Абрикосовского буддийских храмов бохайского времени. В 1962 году Э. В. Шавкунов защитил кандидатскую диссертацию, в основу которой легли эти исследования, а через несколько лет в свет вышла его первая монография «Государство Бохай и памятники его культуры в Приморье».

А.П. Окладников и Э.В. Шавкунов в МНР. 1971Тогда же, в 1962-м, Шавкунов сделал большое открытие — обнаружил уникальное, получившее затем всемирную известность Шайгинское городище, относящееся к чжурчжэньскому времени (1115–1234). «Тридцать полевых сезонов, проведенных на этом памятнике, позволили ученому по-новому интерпретировать многие проблемы средневековой истории Дальнего Востока», — отмечает Н. Г. Артемьева. Больше двадцати лет Шавкунов работал над докторской диссертацией, в которой обобщил результаты средневековых памятников чжурчжэньской эпохи, и защитил ее в 1984 году. Затем опубликовал две монографии «Культура чжурчжэней-удигэ XII–XIII вв. и проблема происхождения тунгусских племен» и «Тайна древних зеркал», подробно анализируя материальную и духовную культуру в Дальневосточном регионе и происходившие здесь сложнейшие этнические процессы.

Говоря о научных трудах Э. В. Шавкунова, Лариса Гусева подчеркивает, что при всей их фундаментальности и глубине он писал «не столько как археолог, сколько историк-востоковед, оправдывая свое базовое образование», используя кроме археологических данные письменных источников, лингвистики и этнографии. Особо выделяя из наследия Шавкунова книгу «Культура чжурчжэней-удигэ XII–XIII вв. и проблема происхождения тунгусских племен», Лариса Гусева отмечает важное качество: «Она написана хорошим языком и лишена „наукообразности“, какой грешат современные ученые».

Или о книге «Тайны древних зеркал»: «Мне кажется, что Эрнст Владимирович эту книгу писал от души и для души. Он взял для своего исследования самые информативные из археологического материала предметы — бронзовые зеркала. Отнесся к ним как к одному из исторических источников и использовал их для подтверждения своих гипотез, в частности, о существовании кроме „шелкового пути“ еще более северного пути, который он назвал „собольей дорогой“. Насколько я помню, Эрнст Владимирович всегда изучал мировоззрение восточных народов, в том числе чжурчжэней, их искусство. А зеркала в этом плане давали широкий простор для наблюдений, размышлений и выводов...»

Будни археологической разведкиПолвека Э. В. Шавкунов занимался историей и культурой народов юга Дальнего Востока России в эпоху раннего средневековья по материалам письменных и археологических источников и благодаря глубоким научным исследованиям стал известен в научном мире не только в России, но и за рубежом. В 1994 году возглавил кафедру археологии, этнологии и мировой культуры Дальневосточного государственного университета, и в этом же году избран академиком Российской академии социальных наук. Ученый опубликовал более 200 научных работ и шесть монографий, создал свою научную школу. Но самое главное — оставил хорошую память. Ее свет мы находим в замечательном очерке Игоря Можейко, известном большинству под именем писателя Кира Булычева. В 1960–1970-е годы он сотрудничал с журналами «Вокруг света» и «Африка и Азия сегодня» и специально для них писал увлекательные научно-популярные статьи и очерки, во многом ставшие пробой литературного пера. В одной из своих командировок на Дальний Восток Можейко познакомился с молодым археологом Эрнстом Шавкуновым. Благодаря этой встрече можно отмотать время назад и всмотреться в него, как в древние чжурчжэньские зеркала.

Елена ГЛЕБОВА
Фото из архива Сибирского отделения РАН