- Звезда археолога
- Экспедиция в древность
- В неведомый мир
- Арсеньев и археология
- Материалы по изучению древнейшей истории Уссурийского края
- Жизнь великана
- Колымская экспедиция Окладникова
- В поисках древних костров
- Эпоха Николая Дикова
- Исследователь древних коряков
- Вглядываясь в древние зеркала
- Фантастическая Шайга
- Очерк истории древнего мира Нижнего Амура
- Наскальное искусство Амура
- Модель космоса в древних масках
- «В прекрасном – правда, в правде – красота…»
- Отражение времени
- Связь времен
- Научное наследие Маргариты Диковой
- Единое пространство культуры
- Литература
- Знаки и символы нашей истории
Перелистывая сегодня воспоминания об Эрнсте Владимировиче самых разных людей, неизменно обнаруживаешь общие черты. В нем соединялись личное обаяние, невероятная увлеченность делом, работоспособность и требовательность. По прошествии лет все, кому довелось работать с Шавкуновым, осознают, что это была настоящая удача. «Нам очень повезло, что во главе и у начала всего стоял Эрнст Владимирович Шавкунов, — пишет в статье „Школа Э. В. Шавкунова есть...“ Надежда Артемьева, завсектором средневековой археологии Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, кандидат исторических наук. — За то время, что его с нами нет, мы не только не забыли своего учителя, но и по-новому переосмыслили его вклад в дальневосточную археологию и в нас самих».
В этих же воспоминаниях есть два эпизода, замечательно иллюстрирующих характер Шавкунова. «Изучая буддизм, собирает коллекцию изображений будд и т. д. «Нас, коллекционеров, называют „чокнутые“, — смеется он, подчеркивая страстность увлечения коллекционеров. В экспедициях во время дождей из его палатки доносится: „вжик-вжик“. Это Шеф напильником из галечек вытачивает зверьков, пытаясь понять чжурчжэньских мастеров, изготавливавших свои каменные скульптурки. Потом он, при случае, раздаривал их сотрудникам». «В библиотеке им. А. М. Горького в 1998 году проводился вечер «Приморская книга — путь через столетие». На нем шла речь о самых главных книгах, написанных о Приморье. Гостей вечера знакомили с авторами, принявшими участие в подготовке этих книг. Одной из таких ожидаемых в свое время читателями книг был сборник «Приморский край» (1958), в работе над которым принимал участие 25-летний Э. В. Шавкунов. Когда его пригласили написать статью «Древний период и средневековье» в этот сборник, он после окончания университета в 1955 году приехал во Владивосток и работал в отделе истории Дальневосточного филиала СО АН СССР. Через год он уже младший научный сотрудник и вот вскоре участвует в таком солидном издании. «Что вы чувствовали, когда работали над статьей?» — спросили его на вечере. «Точно не помню. Я тогда был так молод». Затем лукаво улыбнулся и добавил: «Я старался».
Закончив университет, Эрнст Шавкунов распределился во Владивосток. Сначала работал в качестве младшего научного сотрудника отдела истории Дальневосточного филиала Сибирского отделения АН СССР, с 1965 года руководил лабораторией археологии, с 1970 года — сектором археологии средневековых государств Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВНЦ АН СССР. Одним из первых он начал археологические исследования на Дальнем Востоке, открыв и изучив десятки древнейших памятников от эпохи палеолита до средневековья. Особый интерес для ученого представляла история государства Бохай, он проводил раскопки Копытинского и Абрикосовского буддийских храмов бохайского времени. В 1962 году Э. В. Шавкунов защитил кандидатскую диссертацию, в основу которой легли эти исследования, а через несколько лет в свет вышла его первая монография «Государство Бохай и памятники его культуры в Приморье».
Говоря о научных трудах Э. В. Шавкунова, Лариса Гусева подчеркивает, что при всей их фундаментальности и глубине он писал «не столько как археолог, сколько историк-востоковед, оправдывая свое базовое образование», используя кроме археологических данные письменных источников, лингвистики и этнографии. Особо выделяя из наследия Шавкунова книгу «Культура чжурчжэней-удигэ XII–XIII вв. и проблема происхождения тунгусских племен», Лариса Гусева отмечает важное качество: «Она написана хорошим языком и лишена „наукообразности“, какой грешат современные ученые». Или о книге «Тайны древних зеркал»: «Мне кажется, что Эрнст Владимирович эту книгу писал от души и для души. Он взял для своего исследования самые информативные из археологического материала предметы — бронзовые зеркала. Отнесся к ним как к одному из исторических источников и использовал их для подтверждения своих гипотез, в частности, о существовании кроме „шелкового пути“ еще более северного пути, который он назвал „собольей дорогой“. Насколько я помню, Эрнст Владимирович всегда изучал мировоззрение восточных народов, в том числе чжурчжэней, их искусство. А зеркала в этом плане давали широкий простор для наблюдений, размышлений и выводов...»
Елена ГЛЕБОВА |
|||
|