Как рождается замысел? Из хаоса мыслей и ощущений вдруг возникает что-то неясное, расплывчатое, настойчивое, во что бы то ни стало требующее воплощения. И пока художник не придаст этому «нечто» конкретные черты и форму, оно не отступит, будет и мучить, и тревожить, и сниться. Подобно образу крылатой женщины, который уже несколько лет не дает покоя художнику декоративно-прикладного творчества Юлии Власенко. «Может быть, это Вдохновение? — размышляет Юлия.— Вижу ее отчетливо, вплоть до малейших деталей». Однако сидеть сложа руки и дожидаться вдохновения художнику некогда. Любая мелочь, будь то ветка дерева или узорчатая ограда парка, мимо которой каждый день проходишь, может стать первым шагом на пути к будущему замыслу. Именно так возникла Голландочка. Можно сказать: «выглянула» из цветочной корзины, увитой мелкими розами, и шаловливо замерла в виде садовой скульптуры посреди зелени и отблесков темного пруда. «Мое пространство трехмерное, — говорит Юлия Власенко. — И хотя я люблю рисовать, чувствую свет и цвет, мне легче выражать себя в объеме». Закончив отделение художественно-графического факультета Хабаровского пединститута, Юлия преподавала в школе. Потом трудилась над созданием большой коллекции кукол для детского сада. Тогда в стране ничего не было, вспоминает Юлия, даже с пуговицами была проблема, но та первая работа запомнилась. В 1991 году, благодаря встрече с председателем Хабаровского общественного благотворительного фонда культуры Светланой Юрьевной Черепановой, у которой чутье на талантливых людей, состоялась персональная выставка Власенко под названием «Юлина сказка». С тех пор в активе художницы можно назвать не одну персональную выставку, также принимала она участие в совместных проектах с творческой группой «Играющие» и Центром прикладного творчества «Ангелика». Вот уже два года Юлия работает самостоятельно. «В этой свободе, — говорит Власенко, — есть свои трудности, потому что все, начиная с эскиза, приходится делать самой. Но зато я чувствую себя гораздо увереннее. Наверное, это неизбежно, когда тебе никто не мешает и куклой приходится заниматься практически круглые сутки». Впрочем, Юлия всегда предпочитала сама воплощать свои эскизы в жизнь, не очень доверяя рукам даже самых искусных мастериц, ибо процесс творчества сродни мистике. Порой художник сам не понимает, что движет его музой и откуда берется энергия. Но все, что случается во время создания куклы, уверяет Юлия, идет во благо. Надо только слушать внутренний голос и идти на его зов, ни в коем случае не бросать начатое дело. Как родилась укутанная в дымку кружева с блестками дождевых капель хрупкая Феечка, Юля не может объяснить. Эти огромные глаза, в которых готовность к радости и удивлению, слегка капризный рот... Друзья Юлии уверяют, что это она сама, хотя прямого сходства на первый взгляд нет. Может, потому, что эта сказочная Фея — Юлина душа, с ней невозможно расстаться. В творчестве Юлии Власенко последнего периода можно выделить два основных направления: первое — куклы с портретным сходством, и второе направление — эксклюзивные работы, в которых проявляется фантазия, полет души художника. Сюда входят многочисленные персонажи из серии домовых, сказочных принцесс, медвежат. Рассматривая коллекцию авторских кукол Юлии Власенко, очень трудно говорить о технологиях, настолько каждый персонаж одушевлен и индивидуален. И все-таки из чего они сотворены, эти лихие сорванцы в тигриной шкуре, возникающие от переизбытка внутренних сил, прелестные, словно сотканные из воздуха и блеска ночных звезд, ангелы Дождя, Земли, Света, русские красавицы, феечки. «Искусство кукол синтетическое, в нем можно использовать батик, бисероплетение, гобелен, аппликацию, — делится художник. — Самый распространенный материал — текстиль. Но сейчас появилось много новых, например, паппер-клей. Изготовленный на основе бумаги, он очень пластичный, хорошо режется. Куклы, сделанные из этого материала, получаются легкие, не бьются. К тому же много интересной литературы, из которой можно почерпнуть немало полезного. Так что возможности расширяются». Однажды на выставке-ярмарке, где были выставлены куклы Юлии Власенко, появилась группа японцев. При виде Домовенка гости из Страны восходящего солнца пришли в неописуемый восторг. Как видно, этот яркий сказочный персонаж разбудил что-то детское в душе утонченных, скупых на внешнее проявление эмоций японцев, и оказалось, что нам всем, независимо от национальности, просто необходимы подобные выплески, помогающие шагнуть за рамки привычного, чтобы раскрепоститься, разыграться, почувствовать себя счастливыми. Сейчас Юлия разрабатывает для наших японских соседей серию комических персонажей, среди которых балетная пара: дородная дама с пышными формами, поддерживаемая весьма худосочным партнером. Ближайшие планы Юлии — перейти к серьезному оформлению интерьеров, где можно использовать объемные объекты не только в виде вазы или скульптуры. Она давно носит в голове идею создания эротического театра, тем более что первые разработки уже имеются. Авторские эксклюзивные работы, уверяет художник Юлия Власенко, гораздо больше, чем игрушка или забава, ибо в каждой кукле своя философия, история, своя жизнь и загадка. Хочется, чтобы жители нашего города оценили уникальное искусство мастеров кукол. Светлана ФУРСОВА |
|||
|