Оберегающие знаки живых ремесел

Елена ГлебоваВ моей семье хранится домотканая дорожка, сделанная руками прабабушки Евдокии. Когда я смотрю на бежевое полотно с черно-красными полосами по краям, то не перестаю удивляться: каким чудом оно сохранилось, пережив почти сто лет? Ведь ткала эту дорожку Евдокия еще на Украине, а потом, когда в 1930-е годы пришлось покинуть родные места, взяла ее с собой на Дальний Восток.

И много разного было потом в жизни, радостного и горького, и бабушки моей давно уже нет на этом свете, а на ветхом льняном полотне все также ярки краски. Да, в силу объективных причин эта ремесленная ниточка для меня оборвалась, но осталась память.

Ремесло — своего рода шифр к пониманию мира наших предков. Рукотворные вещи из семейных коллекций или музейных экспозиций это то, что связывает нас с ушедшими поколениями и через особые символы хотя бы немного позволяет понять их жизнь, простую и сложную одновременно.

Как рассказывают славянские легенды, ремеслам людей научил Бог, чтобы облегчить им земное существование. Развивая их, человек, с одной стороны, делал жизнь более комфортной, а с другой — создавал некое защитное поле вокруг своего дома, своей семьи. Оно складывалось из символов, зашифрованных в вышивках и росписях, в особых приемах при строительстве жилища. Эти знаки встречали человека в момент его рождения, сопровождали всю жизнь и провожали в последний путь. На той же Украине гроб с покойным опускали на вышитых рушниках и на крест тоже повязывали рушник. А на Пасху на могилки приносили писанки — пасхальные яйца, раскрашенные особыми узорами и красками.

Дальний Восток уникален тем, что здесь встретились ремесла славян и северных этносов. Это два самостоятельных и значительных пласта нашей культуры, которые не пересекаются, но существуют в гармонии. Как и в славянских, в ремеслах коренных малочисленных народов Севера есть защитное поле. К примеру, нанайские девушки, заранее готовя для себя свадебный халат, вышивали и, по сути, собственную судьбу: спинку покрывали «чешуйками», которые охраняли от злых духов, а на ветки родового Древа «усаживали» души своих будущих детей. Когда истекал земной срок и женщина уходила к предкам, ей обязательно давали с собой вышивальные принадлежности — важный атрибут ремесла в обоих мирах.

У ремесел много тайн. Далеко не все из них дано нам раскрыть, что-то оказалось утраченным навсегда. И тем не менее живой интерес к народному искусству и реальные шаги к его возрождению в северных национальных школах, в творческих центрах и студиях дает надежду на то, что ремесло так и останется для нас важным оберегающим знаком. Потому что его мир — живой и реальный.

Елена ГЛЕБОВА