Сысой из рода Бугач

Работы «Праздник тун-пайрам Чарыс (конные скачки)» и «Нежность». 2004Сысой из рода Бугач (мифологическая версия) живет в пещере-государстве со своим народонаселением и двумя сверчками, которые, появляясь иногда, заводят свои веселые трели. Уютное государство Бугача занимает небольшой пятачок земли, пропитанный дурманящим запахом стружек и медом желтоголовика. Оберегом его территории является старинное полотенце с вышитыми по белому полю двумя гирляндами красных цветов, отпугивающих врагов, которое завершается внизу ромбообразными формами, символизирующими достаток дома, плодородие и творчество его обитателей. Да и само народонаселение несет в себе любовь создателя, а значит, способно противостоять силам зла. Оно во главе с Сысоем свято хранит предания о рождении Вселенной и своего Рода. Это позволяет им сберечь целостность существующего мира, мира внутри рода, внутри природы, которая является их надежной реальностью.

1996Давно это было, ох как давно. Не было еще тогда Земли. А был на ее месте многоглавый Дракон. Злой Дракон, очень злой. Не давал он покоя Солнцу, ненавидел его. А Солнце было доброе, как сейчас, и ласковое. Не знало оно корысти и ненависти. Одинокое было Солнце и хотело кого-то сильно любить. А рядом беснующийся, изрыгающий проклятия Дракон. Долго терпело Солнце, наконец не выдержало и взмолилось, обращаясь к Богу: «Долго ли терпеть мне соседство?! Помоги, сделай так, чтобы был у меня рядом сосед такой, какого я могла бы любить и радовать, отдавая свое тепло». Согласился Бог. Решил он заковать Дракона в панцирь крепкий, чтобы не вырвался он и не делал больше зла. Тяжелая была битва, ох какая тяжелая. Ни дня, ни ночи не было. Все смешалось. Бог собрал много металла среди звезд, чтобы панцирь был крепким. Удалось Богу все же обуздать злую силу. Но Дракон был сильным, не хотел он сдаваться и рванулся из последних сил. Да так, что один кусок брони далеко отлетел. Сейчас это Луной называется. Память недобрая от той битвы осталась — только ночью ее можно видеть, когда Солнца нет. Людям плохо от него бывает. Победил Бог Дракона, приковал его к камню в самом центре земли. Живет он в норе высокой горы Нуггу, на ней вместо земли лежит спекшийся шлак, а зеленый покров заменяют дурман-трава да разрыв-трава. Не спит он ни днем ни ночью, и Земля до сих пор испытывает его холодное дыхание. Лед сковал Землю: Дракон хотел льдом и огнем разорвать цепи и вырваться наружу. С тех пор остался кое-где лед вечный, да местами огонь вырывается из центра Земли: это побежденный, но злой Дракон беснуется. Полны его закрома, недра земные богатствами, которыми соблазняет он людей. Жадность, ненависть, черствость людская дает ему силы. Если Дракон победит, то Земля станет чуждой в космосе, враждебной космическому разуму и будет уничтожено все живое как противоречащее единому замыслу, закону любви во Вселенной. А значит, противостоять этому может только Любовь. (Курсивом выделены мифы Сысоя из рода Бугач, а также стихи, воспоминания и мысли скульптора Валерия Сысоева. — Прим. автора).

До сих пор беснуется Дракон, сеющий ложь и страх в людях. Вот поэтому мир так противоречив. Но Человеку, существу разумному, дано право выбора своей судьбы и судьбы земли, на которой живет он и его сообщество. И Бог рассудит его в этом выборе. Судьба каждого человека — часть судьбы мира...

Валерий Сысоев всегда стоял перед дилеммой в решении важных жизненных вопросов. И лишь один раз, в самом начале жизни, судьба сделала выбор за него. Этот выбор стал определяющим стержнем, ориентиром, который и в последующем помогал принять правильное решение. Но всегда оно сопровождалось жесточайшим противостоянием.

«Побег». 20041983 год — важный год в судьбе Валерия Сысоева: пять работ, представленных выставкому, без возражений были приняты на региональную выставку. С этого времени он стал постоянным участником выставок профессиональных художников.

Только естественность, великодушие и свобода могут приоткрыть для художника мир любви и восторга, где начинается процесс творчества. И тогда художник может испить содержание этой чаши сполна и наполнить ее живительным соком для всех последователей на все времена. Все богатства внутри нас! Каждый из нас — это целое полное солнце!

По мнению художника, есть два типа людей: свободные и рабы. Второй тип сформировался усилиями Дракона, это слабовольные, бездумные люди, не желающие мыслить, они способны лишь подчиняться тому, кто сильнее их. Для них материальное благополучие — цель жизни. Свободным людям сложнее, они сами выбирают дорогу и идут по ней, совершая ошибки, душевно страдая, но испытывая настоящее счастье обретения своего мира. Свободным должен быть каждый художник. Именно творческий процесс позволяет во всей глубине ощутить восторг прекрасной долины, где царствует Ее Величество Любовь. Та Любовь, которую жаждало Солнце и которое передает людям.

Художник берет на себя так понятную ему роль шамана, врачующего человека. Он повторяет его путь, только с одной существенной особенностью. В подвластные ему миры он путешествует не для того, чтобы узнать и изгнать злого духа, наносящего вред человеку. А для того, чтобы вернуть улетевшего от человека доброго духа. Он вселяет его в свои творения, как напоминания человечеству о его созидательной роли. Подобно древнему мастеру художник воплощает в своих антропоморфных созданиях главный код мироздания, утверждая таким образом свое человеколюбие.

«Ымай». 2004Материал, в котором работает художник (древесина, березовый кап), является аккумулятором знаний природы и человека. Но многие люди забыли свою историю. Они проходят равнодушно мимо засохшего дерева и растущей рядом молодой поросли; причудливой березки, из сломанного ствола которой тянутся к солнцу единственная молодая веточка или бородавка-кап на стройном стволе бело-черной красавицы. Такие проявления в природе сходны с судьбой художника. Он знает, что в них бьется энергия жизни и радуется, что встретил близких по духу сильных друзей. Поэтому его не страшит процесс их «переселения» в «свое государство», несмотря на физические усилия, когда ощущаешь стук в висках и боли в жилах. И все это ради сладостного часа предвкушения тайны. Он наступит не сразу, а лишь тогда, когда они привыкнут и начнут говорить на одном языке чувств. Он протянет к ней свои добрые руки, а Она в ответ, не скупясь, поведает обо всем, что видела сама и как жила здесь сто, двести, пятьсот лет назад. И Они, проживая это время вместе, будут чудесным образом преображаться. Он оттого что испытал восторг встречи и сумел оживить ее первообраз. Она оттого что благодаря его мастерству становится такой же, как и раньше, — Матерью-родоначальницей, богиней плодородия. Груди ее наливаются соком, округляется живот, появляется упругость в бедрах. Лик (как носитель мужского начала), напротив, более обобщен. Иногда Он условно обозначает губы ее, словно наложенные на плоскость лица, и длинный нос, выходящий из-под бровей. Создается не конкретный образ, а внутреннее его содержание. Сысой интуитивно вторит замыслу древнего мастера, создававшего из глины или из дерева двухчастную ритуальную скульптуру, в которой ярко утверждается союз неба и земли, союз мужского и женского. Вместе, в соавторстве используя художественный язык контраста, они утверждают созидательное начало жизни. Внутренний динамизм умело сдерживается внешней замкнутостью фигуры и ее ритмом, построенным на чередовании стремительных длительных движений и кратких остановок, прочитывающийся в силуэте образа. Бережное отношение к информации материала позволяет Ему выявить «правдивое и сильное». Оно утверждается им в монументальной форме. Даже небольшие по размеру, они напоминают оленные камни, менгиры, скульптуры величественных каменных дев в степных просторах Хакасии. Тени, падающие от них, живут уже другой жизнью, которая никогда и никем ни до ни после нас не будет познана.

И вот Она явилась Ему. И Он, ждущий этой встречи, поет радостную песню Ей, Любимой, Солнцу, Роднику, Всему прекрасному миру Любви! Он выжил, выстрадал, Он утверждает О-О-О!

Весело горит огонь в твоем очаге,
Самая красивая моя!
Когда ты улыбнешься,
Ночь озаряется светом,
Самая прекрасная моя!
Обнимешь,
И трепещу от рук твоих жарких!
Самая солнечная моя!
Поцелуешь, и лебединой стаей
          коснешься меня,
Любимая моя! ...
Как яблоки зрелые высыпь
          слова любви к ногам моим.
Нет ничего слаще плодов этих!
Слова любви, словно роса на траве,
Сверкают искристой россыпью
           изумрудов.
Как чистая река утром переливается
Неисчислимыми,
           немеркнущими яркими звездами.
Родник мой живительный!
Солнце мое животворное!
Любимая, здравствуй!
Здравствуй, радость светлая!

2004Валерий не знает тех людей, благодаря которым он появился на этом свете. Но знает и любит тех, кто воспитал его, кто стал его родителями. Это была трогательная, но мудрая любовь немолодых людей к дорогому дару судьбы. Что-то глубоко выстраданное ими определило тот главный закон, согласно которому эта небольшая семья жила. Основан он был на уважении, доброте и мудрой любви друг к другу.

Навыки, полученные от отца и поддержанные матушкой, не скоро, но пригодились ему. Валерий поступил работать на сувенирную фабрику и делал изделия из различных материалов по образцам, но с удовольствием, и сам создавал образцы, по которым работали другие. Особенность осваиваемого им производства состояла в том, что нужно было делать сувениры из заданной формы рога, древесной заготовки. В этих условиях непросто было сделать скульптурку так, чтобы не чувствовалась стесненность ее.

До того дня, когда был принят в члены Союза художников России, прошло более десяти лет. Это было время борьбы за мечту, отстаивание своей независимости и своей искренности к миру. Это ценностные категории, о которых не задумываешься в детстве, но которые так трудно сохранить во взрослом состоянии.

Татьяна КУБАНОВА,
кандидат культурологии,
член Союза художников России,
Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)


Валерий СысоевВалерий Викторович СЫСОЕВ родился в Минусинске. Живет и работает в Красноярске. Представленные на его персональной выставке в 2004 году отдельные скульптуры и композиции позволили многим посетителям погрузиться в отдаленную по времени, но близкую по ощущению атмосферу жизни языческой земли. Выставочный зал Союза художников чудесным образом преобразился в степные просторы и заполнился топотом лошадей, свистом пущенных стрел, лязгом колес, тихими человеческими голосами, отдельными криками болельщиков праздника тун-пайрам. Амплитуда разноликих звуков повседневной жизни, слышимая у берегов рек и пресных озер, постепенно уменьшается и, наконец, совсем гасится при приближении к сакральным местам. На священных горах царит Молчание. Оттого так монументально значительны здесь силуэты фигур. Прекрасная Ымай, богиня Солнца; Языческое божество со стрелообразным головным убором; Молящаяся Женщина, обращенная взором в небо; Покровительница Рода, склонившаяся у очага; Души предков, покинувшие мир людей. А чуть в отдалении — Древний Философ, оставляющий на священной горе зашифрованные письмена для своих потомков. В них — выведенные тысячелетиями законы жизни Космоса и мудрость пращуров — залог существования Вселенной и Человеческого Рода.