«Бысть чрево твое святая трапеза...»

Галина ЕгошинаУвидеть старинную икону Богоматери «Бысть чрево твое святая трапеза» — редкая удача для коллекционера и исследователя. Далеко не каждый музей может похвастаться, что в его собрании присутствует этот редкий сюжет. Достоверно известно, что подобный образ, созданный неизвестным автором XVIII столетия, хранится в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии.

Мне посчастливилось встретить такую икону в частной коллекции одного из жителей нашего города. Это икона первой половины XIX века. написанная на деревянной доске темперными красками по старинной технологии.

Иконография (основные типы и правила изображения определенного лица, события или сюжета) иконы «Бысть чрево твое святая трапеза» довольно сложная. Развивался этот иконографический тип постепенно, обогащаясь все новыми и новыми символическими деталями.

В основе этого сложного и многозначного образа — Богоматерь «Великая Панагия» или «Оранта», представленная в рост, фронтально, с молитвенно воздетыми руками. На ее груди золотой медальон с полуфигурой Христа — Спаса Еммануила, который тоже распростер руки в благославляющем жесте. Большое сходство с этой иконой имеет особо почитаемая на Руси Богородица «Знамение» с молитвенно воздетыми руками и Богомладенцем, «явленным на лоне». Такое символическое изображение младенца Христа роднит «Знамение» с Благовещением.

Икона Богоматери «Бысть чрево твое святая трапеза». Россия, 1-я половина XIX века. Из частного собранияИкона, именуемая «Бысть чрево твое святая трапеза», отличается от «Знамения» тем, что Богомладенец (Спас Эммануил) помещен в стоящую на престоле чашу — символ евхаристии (святого причастия). Престол находится в храме, об этом мы догадываемся по наличию архитектурных деталей: купола и колонн.

Попробуем перевести иконные символы на современный русский язык. Это поможет нам понять глубинный смысл образа. Поверх плата (мафория) голова Богоматери покрыта короной. Это значит, что перед нами «Царица небесная». Руки Девы Марии молитвенно воздеты: она молит своего божественного сына за человеческое племя. Этот жест — знак вечной молитвы Пресвятой Девы, несущей миру надежду и защиту.

Спас Эммануил чудесно явлен на лоне Богородицы. Это момент Благовещения, когда Пресвятая Дева узнает от архангела Гавриила благую весть о том, что в её чреве Богочеловек. Евхаристическая чаша на престоле (алтаре) символизирует Святое Причастие — кровь и плоть Иисуса Христа, его святую жертву во имя освобождения человека от мерзости первородного греха. И, наконец, символическое изображение храма — «земной церкви» — единения всех православных верующих.

Первой такой иконой была знаменитая византийская «Богоматерь Никейская» (по названию малоазиатского города Никеи, где она прославилась).

Икона Богоматери «Великая Панагия» (Оранта). Первая треть XIII века, Владимиро-Суздальская Русь (Ярославль). Из собрания Государственной Третьяковской галереиНовое название она получила в 325 году по решению I Вселенского собора, когда отцы церкви постановили петь пред этой иконой: «Бысть чрево твое святая трапеза».

Русская икона, названная «Бысть чрево твое святая трапеза», отличается от своего византийского прообраза наличием архитектурных деталей и изображением Святого духа в виде слетающего с небес голубя. На иконе из Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии он помещен в левом верхнем углу, на нашей — на ободке нимба Богоматери.

Чудом сохранившаяся икона из частной коллекции хабаровчанина поражает своими яркими красками: сочетанием вишневого, малинового. золотистого и зеленого цветов. Такое цветовое решение роднит ее с традициями поморских иконописцев-старообрядцев. Достаточно сравнить хранящуюся в Государственном историческом музее старообрядческую икону XIX в. «Спас Благое молчание» с описываемой, чтобы обнаружить соответствие цветовых соотношений, манеры письма лика, близкой к квадрату формы, цвета опуши (цветовой обводки по краю доски и средника).

В XIX веке, когда новообрядческие церкви были наполнены близкими к светскому искусству «живоподобными», плотскими образами, иконописцы-старообрядцы сохраняли древнее благочестие в иконе, следуя старинным традициям темперного иконного письма.

Большое значение придавали старообрядческие мастера использованию золота в иконе. Ведь золото — символ фаворского, божественного света. Иконописцы вызолачивают сусальным золотом фон и обильно украшают твореным (растворенным в квасцах) золотом оживку одежд, выполняя ее легкими ломкими линиями.

Икона «Благовещение Устюжское». 30-е годы XII века, Новгород. Из собрания Государственной Третьяковской галереиВсе это тесно связывает нашу икону с творчеством иноков Выговской пустыни — духовного центра старообрядчества в XVIII — XIX веках. Выговская пустынь — поселение старообрядцев-поморцев, расположенное на реке Выг, северо-восточнее Онежского озера, в глухих непроходимых лесах, окруженных болотами.

Выговское общежительство, включавшее мужской и женский монастыри, а также крестьянские села вокруг, было основано иноками-старообрядцами из северных монастырей.

В 1702 году императору Петру I донесли о существовании раскольничьего монастыря, но царь повелел: «Пусть живут», — и приказал приписать старообрядцев-пустынников к Повенецким железным заводам.

Здесь, вдалеке от мирских соблазнов, от влияния «просвещенной» Европы продолжали развиваться традиции русской духовности, сохранялась с дониконовских времен преемственность искусства.

Выговские монахи считали себя последователями иноков Соловецкого монастыря, известного своим открытым выступлением против никоновской реформы. Восемь лет, с 1668 по 1676 гг., выдерживал Соловецкий монастырь осаду царских войск.

Икона «Спас Благое молчание». Поморское письмо, XIX век. Из коллекции Государственного исторического музеяИменно монахи с Соловков организовали в пустыни главные мастерские: меднолитейную, иконную, книжную, переплетную и др.

Славилась пустынь и собирательством, сюда везли старообрядцы со всех концов страны старинные образа, книги и ризы. Монахи-наставники собрали богатейшую библиотеку, в которой было представлено все письменное наследие Древней Руси, включая уникальные памятники житийной литературы.

Не менее значимым было и иконное собрание, позволившее на основе традиций различных иконописных школ Древней Руси выработать свой собственный поморский стиль, который мы видим и в декоре рукописных книг, и в иконах, и в росписи посуды, и в меднолитых произведениях. Но о них речь пойдет в следующей статье, посвященной творчеству мастеров-старообрядцев.

Галина ЕГОШИНА, искусствовед,
главный специалист Управления Росохранкультуры по ДФО