Физ-гармония

Акробатический этюдСпортивная жизнь
на Дальнем Востоке
в 1920–1930-е годы

История зарождения массовых явлений в физкультуре и спорте на Дальнем Востоке всегда вызывала интерес. В документах фондов спортивных организаций, печатных изданиях и газетах, которые хранятся в Госархиве Хабаровского края, отражена картина того, как претворялась в жизнь государственная политика в этой сфере. Все было направлено на формирование гармонически развитого человека, способного преодолеть трудности жизни, воспитать волю, силу и выдержку, дальневосточный характер.

Спортивные организации, созданные в 1920–1930-е годы, прошли нелегкий путь от мелких кружков и ячеек до массового физкультурного движения. С момента создания советского государства была поставлена задача развития физической культуры граждан. Правительство декретом «Об обязательном обучении военному искусству» образовало Главное управление всеобщего военного обучения и формирования резервных частей Красной Армии при Реввоенсовете — всеобуча, занимавшееся также физической подготовкой населения. После окончания Гражданской войны эта задача стала еще актуальнее: для восстановления разрушенного войной хозяйства стране требовались грамотные и физически развитые граждане. В 1923 году с помощью всеобуча прошли занятия по допризывной подготовке, соревнования по баскетболу, французской борьбе и бегу. В 1923 году для руководства физическим развитием трудящихся создали советы физической культуры. Губернский совет физической культуры, образованный в октябре 1923 года, возглавил председатель Приморского губисполкома Ян Борисович Гамарник. Именно Гамарнику дальневосточники обязаны положительным решением многих важнейших вопросов по строительству спортивных сооружений, подготовке физкультурных кадров, отправке сборных спортивных команд на всесоюзные спартакиады.

Участники спартакиады 1924 годаВ июне 1924 года в Хабаровске прошла первая дальневосточная спартакиада, положившая начало спортивному движению в крае. Соревнования начались 3 июля в военных лагерях неподалеку от города, в них одновременно участвовало 120 человек. В июле 1925 года в Хабаровске появилась городская организация по легкой атлетике, которая также проводила футбольные матчи, а в августе и областную спартакиаду. Физическая культура завоевала прочное место в городах, рабочая молодежь понимала всю важность оздоровления. Только крестьянство смотрело на это как на забаву, так что для него требовалось разъяснение целей и задач политики партии.

Власти уделяли пристальное внимание развитию физкультуры и спорта повсеместно. Президиум Далькрайисполкома 6 января 1928 года решил провести первый зимний праздник в крае. Всем ведомствам и организациям предложили активно поучаствовать в проведении мероприятия и отправить туда свои команды. Участников освободили от работы с сохранением зарплаты. Для поощрения победителей установили переходящий приз имени Далькрайисполкома за командное первенство по лыжам, конькам и хоккею, для чего из сметы краевого совета физкультуры выделили 200 рублей.

Участники спартакиады 1924 годаПовышение роли физкультуры и спорта в подготовке народа к защите Отечества в 1930-е годы проявилось и в культивировании военно-прикладных видов. Большое значение имело введение комплекса ГТО — «Готов к труду и обороне» (I ступень — 1931 год, II ступень — 1932-й, БГТО — 1934-й), который лег в основу программ всех учебных заведений. Широкую популярность приобрели рукопашный бой, преодоление полосы препятствий, плавание и переправы вплавь с использованием подручных средств, приемы и действия на лыжах с оружием. Повсеместно стали проводиться соревнования по многоборью ГТО. С введением Всесоюзного комплекса ГТО физкультурная работа значительно оживилась, повысились спортивно-технические результаты дальневосточников. Инициаторами подготовки и сдачи норм ГТО в крае стали подразделения Красной армии и динамовские коллективы. Уже через год после учреждения комплекса «Готов к труду и обороне в СССР» в Хабаровске знак ГТО заслужили более 5 000 человек.

Вопросы гармоничного развития граждан решались на уровне правительства и прорабатывались на местах. Считалось необходимым при постройке и планировке городов предусматривать в проекте дом физкультуры, парк культуры и отдыха, детские и школьные оздоровительные площадки, городской стадион, водные и лыжные станции и тир. При фабриках, заводах, в рабочих поселках, крупных совхозах и колхозах создавались физкультурные площадки. Всем государственным, кооперативным и общественным учреждениям и предприятиям надлежало включать в проекты вновь строящихся зданий специальные помещения под физкультурные залы. Постановлением Президиума Далькрайисполкома «О физкультурном строительстве» 28 февраля 1930 года создана комиссия из представителей крайсовета физкультуры, крайздрава, крайоно и других организаций для рассмотрения и детальной проработки вопросов физкультурного строительства. Однако серьезным препятствием была неукомплектованность кадрами, а по сути, их отсутствие и слабая материальная база. Массовая физкультурная и спортивная работа находилась в зачаточном состоянии. Поэтому постановлением Президиума Далькрайисполкома «О состоянии физкультурного движения в крае» от 15 сентября 1931 года было решено «пересмотреть весь личный состав руководящих и инструкторских работников физкультуры в крае в сторону решительного обновления и укомплектования кадров выдвиженцами: рабочими и колхозниками. Включить в штаты должности инструкторов по физкультуре, принять меры к должному руководству и организации физкультурной работы среди колхозников школьного и дошкольного возрастов. Развернуть работу по строительству спортивных сооружений. Немедленно отпустить материальные средства на обеспечение приема и развертывания кабинетов теории методики физкультуры, врачебного, педагогического и педологического. Для обеспечения специалистами краевому комитету по физкультуре и спорту необходимо было организовать курсы по подготовке 90 инструкторов и курсы по подготовке в физкультурный техникум, укомплектовав их на 30% нацменами». Летом 1932 года состоялась новая краевая спартакиада.

Массовые занятия физкультуройВ 1930-е годы лозунг «Выше, дальше, быстрее!» звал покорять пространства и устанавливать новые рекорды, поэтому самыми популярными видами спорта стали эстафетные переходы: лыжные зимой, конные, вело-, авто- и шлюпочные летом. В эстафетах изучалась адаптация человека к условиям дальневосточного климата, возможности и скрытые резервы организма, выживаемость в суровом краю и его жизнедеятельность. Физкультурные организации развернули борьбу за массовость, вовлечение в движение новых групп советской молодежи. Проведение соревнований с сотнями тысяч и миллионами участников стало системой. В массовых забегах и заездах женщины-спортсменки принимали самое активное участие наравне с мужчинами, имеющими физическое преимущество. Газеты тех лет повсеместно освещали каждый день спортивных побед. Власти призывали жителей Дальнего Востока участвовать повсеместно в этих спортивно-массовых мероприятиях: «Предложено всем учреждениям, предприятиям и организациям Дальневосточного края освободить от работы без удержания из зарплаты участников команд, а ко всем госорганам Дальневосточного края было обращение с просьбой поддержать и оказать организаторам эстафеты содействие».

Зимой 1932 года Дальосоавиахим впервые в крае провел военизированные лыжные соревнования. 14 февраля из Александровска-на-Сахалине по маршруту Хоэ — Погиби — Богородское — Елабуга — Хабаровск вышла команда лыжников-динамовцев в полном походном снаряжении с целью установить кратчайшие пути между населенными пунктами, определить выносливость пограничника и умение сохранить силы на дальних дистанциях. Лыжники финишировали 16 марта 1932 года на Комсомольской площади Хабаровска. 12 пограничников во главе с начальником команды Коломенским прошли за 30 дней свыше 1 300 км.

Состязание в беге. СтартДругой переход с участием 12 бойцов-лыжников по маршруту Нагаево — Хабаровск стартовал 7 ноября 1934 года. Преодолев 4 000 км, воины-пограничники Охотско-Колымского погранотряда ОКДВА показали отличную физическую подготовку Газета «Тихоокеанская звезда» за 23 февраля 1935 года писала об этом событии: «Они вышли из Нагаево 7 ноября и на другой же день попали в пургу... шли, делая по 25 км в день, тянув за собой две упряжки волкоподобных камчатских псов, которые любят в пургу ложиться калачиком спиной к ветру и спокойно спать под снегом. Они шли где можно, мрачным берегом Охотского моря, трижды пересекая горы Станового хребта, неделями не встречая ни души. Их обжигал 58-градусный мороз, но они, будто бы выполняя боевой приказ, посылали о себе лишь короткие весточки... В Хабаровск герои прибыли 22 февраля 1935 года, потратив на поход 66 ходовых дня, в среднем проходя 60 км за сутки... Имена участников замечательного похода: Пастернак М. Ф., командир отделения Киселев Г. В., постоянный каюр Остапов М. Т., бойцы: Семенов В. А., Косвенцов А. С., Пресняков К. З., Плужников М. И., Пьянов П. М., Глазков Р. А., Пононов П. И., Давыдов Ф. В., Потапов Т. М.».

Командир Михаил Пастернак в беседе с журналистами сообщил: «Лыжи у нас на Севере — любимый спорт и первая принадлежность пограничника после винтовки. А народ — весь молодой, крепкий и выносливый, достойный пограничной службы. У редкого бойца нет значка ГТО, многие уже и на вторую ступень сдали. А наш переход — конечно не пустяк. Но у нас на такое дело все готовы».

Выносливости этих бойцов удивлялись даже опытные охотники. Колхозник-эвенк, кочующий по реке Лантарь, написал в газету «Тихоокеанская звезда»: «Я, эвенк Савельев, жил долго. Первый раз вижу таких людей. Они далеко оставляют позади оленей, целый день идущих. С такими пограничниками я не боюсь за колхозные стада. Эти люди сумеют защитить себя и нас — эвенков реки Лантарь».

В отчетной телеграмме в Москву наркому внутренних дел СССР Ягоде начальник УНКВД на Дальнем Востоке и Особого отдела ОКДВА Терентий Дмитриевич Дерибас рапортовал: «Лыжники прошли полтора месяца, не давая о себе знать, по совершенно неизведанному маршруту, при отсутствии жилищ на расстоянии сотен километров, часто непроходимой тайгой, в сильные бураны и морозы, при полном отсутствии не только дорог, но и тропинок. К финишу пришли абсолютно здоровыми. В условиях тайги двигались со скоростью 50,5 км в сутки, а в условиях более легких — 85 км в сутки. Всего находились в пути свыше 3 месяцев, имея за это время всего лишь 7 дневок».

В своем отчетном докладе начальник лыжного перехода командир лыжников Михаил Пастернак обобщил опыт лыжного перехода: «План перехода предусматривал проведение политико-воспитательной работы среди местного населения, было проведено 25 политбесед во всех населенных пунктах по маршруту, ежедневно разбирался пройденный маршрут и доводился до каждого бойца маршрут следующих суток». Несмотря на трудности, участники лыжного перехода, показав хорошее владение техникой лыжного спорта, оказали практическую помощь населению в налаживании на местах оборонной работы...».

Опыт перехода позволил командиру Пастернаку сделать следующие выводы: «...в длительный переход брать свой „транспорт“ не следует. Нанимая „транспорт“ от населенного пункта до населенного пункта команда получает возможность пользоваться все время свежей, не уставшей тягловой силой. Собачий „транспорт“ выгоднее оленьего, т. к. передвижение возможно в любых направлениях, независимо от рельефа местности и с большей суточной скоростью. В тайге возможно размещение на ночлег в обычной палатке, стенки которой завалить снегом и ветками снаружи, печку ставить в середине, при температуре в 50 градусов, температура палатки будет не ниже 18 градусов. При такой температуре можно в палатке просушить одежду, спать рекомендуется в спальных оленьих мешках, длина которых должна на 15–20 см превышать рост человека. Необходимый хозинвентарь — ведра, топоры, пилы, котелки, ложки и кружки, вещмешки — на каждого. Ассортимент продуктов: мясные и молочные консервы, сливочное масло, сахар, пельмени, мороженый хлеб, рис, макароны или лапша, соль. Лыжи военного образца, находящиеся на вооружении в воинских частях, пригодны для передвижения в условиях тайги и пересеченной местности. Хватает лыж на 500 км, после чего их надо заменить. Лыжное крепление пригодно мягкое, из свиной кожи. Палки непременно бамбуковые, как наиболее прочные. Лыж необходимо иметь две пары — обычные и местного типа — широкие, обшитые камусом (шкура ног оленя), они позволяют с наименьшей затратой энергии прокладывать лыжню и преодолевать возвышенности. В составе команды необходим радист с легкой рацией с радиусом действия до 100 км и „питанием“ для нее, не боящимся мороза».

Всех лыжников наградили часами с надписью: «Участнику лыжного перехода Нагаево — Хабаровск от Дальневосточного краевого совета спортобщества «Динамо» и грамотами. Отчетные материалы направили в Центральный совет «Динамо» и ГУПВО НКВД СССР.

Переход получил продолжение в виде товарищеского письма от членов спортивного общества «Динамо» Северо-Восточных исправительных лагерей НКВД наркому внутренних дел Г. Г. Ягоде, наркому обороны К. Е. Ворошилову, в совет физкультуры при ЦИК СССР и редакцию журнала «Физкультура и спорт» с обязательством «начать пеше-лыжный переход протяженностью 13.500 км с преодолением горных хребтов, перевалов, сопок и тайги по маршруту бухта Нагаево — Балаганное — Охотск — Якутск — Томмот — Нижнеудинск — Новосибирск — Свердловск — Казань — Москва. Участок Нагаево — Томмот». Спортсмены намеревались пройти пешим строем в 55–60 дней, чтобы выход — старт на Москву взять не позднее 1 августа 1935 года. Команда участников состояла из лыжников, которые перекрыли уже расстояния в 2 000 км. Всего предполагалось включить в команду шесть человек в возрасте от 23 до 35 лет. Это товарищеское письмо отправлено напрямую в центр по «причине малой развернутости работы по физкультуре на Колыме» (будущие участники сомневались в получении разрешения на пробег и подали заявку минуя руководство). Команда подписала: «...мы всегда готовы оторваться от социалистического строительства и доказать международным акулам капитала наше бесстрашие в выполнении любого трудного задания по обороне колыбели мирового октября — Союза ССР, пусть они смотрят, как мы готовы к труду и обороне».

Как сообщал в телеграмме в Нагаево председатель дальневосточного краевого совета «Динамо» Т. Д. Дерибас: «...инициатива организации принадлежала группе командиров и стрелков ВОХР Севвостлага, поставивших этот вопрос в письме на имя наркома внутренних дел Ягоды и Всесоюзного комитета физкультуры СССР напрямую». Председатель Всесоюзного комитета физкультуры (ВСФК) СССР Василий Николаевич Манцев подписал постановление о разрешении перехода, однако указал, что «ответственность за материальную обеспеченность этого перехода возложить на ЦС «Динамо», то есть обеспечить себя своими средствами. Газета «Красный спорт» в августе 1935 года сообщала о решении спортивного общества «Динамо» провести первый в мире переход шести динамовцев из бухты Нагаево, с берега Охотского моря в Москву с расстоянием в 15 000 км президиума всесоюзного физкультурного комитета. В команду по переходу Нагаево — Москва обратился также с просьбой корреспондент газеты «Тихоокеанская звезда» Анатолий Белоглазов, подготовивший репортаж о первом лыжном переходе Нагаево — Хабаровск 1934 года. Он просил взять его, чтобы описать весь пройденный маршрут и отправлять репортажи с места событий. Подготовительные работы провели, даже Т. Д. Дерибас телеграфировал в Центральный совет «Динамо» в Москве о подготовке перехода Нагаево — Москва. И хотя этот переход не состоялся из-за больших затрат (на его осуществление требовалось 100 000 рублей), остановить поступательное спортивное движение было уже невозможно: маховик переходов, пробегов и эстафетных соревнований был запущен.

В августе 1935 года состоялся шлюпочный поход по маршруту Сретенск — Николаевск-на-Амуре. На его проведение краевому совету Осоавиахима из фондов непредвиденных расходов выделили 4 000 рублей. В 1936 году Президиум Далькрайисполкома отметил отважных участниц лыжного перехода Сахалин —Хабаровск. Н. Т. Щепотьева, Е. Е. Назарова, О. П. Хмарская, М. Ф. Новосельцева прошли 1400 км по Сахалинскому побережью через Татарский пролив и были первой женской командой. Самоотверженно преодолевая в условиях снежной пурги и низких температур ледяные торосы, проходя в день по 50 км, спортсменки досрочно прибыли к финишу без ущерба для здоровья. Всех их наградили отрезами на костюмы и ходатайствовали перед Президиумом ЦИК СССР о награждении орденами «Знак почета». Вторая команда в составе Р. Н. Смирновой, П. Г. Баторкиной, П. Н. Бельды, А. П. Панчук, совершившая переход за северными собаками на лыжах от Николаевска-на-Амуре до Хабаровска и покрывшая расстояние в 1 064 км за 82 ходовых часа в условиях снежной пурги и заносов, проходившая 102 км в сутки, также была отмечена подарками — отрезами на костюмы. Решено было ходатайствовать перед Президиумом ЦИК СССР о награждении путешественниц грамотами.

12 июня 1937 года начался большой велопробег по маршруту Комсомольск-на-Амуре — Москва протяженностью 9 500 км. Команда состояла из пяти человек, выделенных низовыми физкультурными и комсомольскими организациями. В отчетном докладе Сталину — Молотову — Ворошилову участники рапортовали: «85 дней длился автопробег: 2 658 км пришлось пройти пешком по таежному бездорожью — тайге, болотам в 40-градусную жару и под проливным дождем. Ехали на велосипедах со скоростью 6,8 км/час 44,5 дня, пешком шли 37,5 дней. В пути команда отдыхала по дню в крупных городах. По срокам команда должна была прибыть в Москву 15 сентября, прибыла на 9 дней раньше срока — 6 сентября 1937 года. Все трудности преодолены. Финишировали в международный юношеский день на 9,5 суток раньше намеченного срока, лишний раз доказав, на что способна советская молодежь. Велопробег был посвящен пятилетию строительства Комсомольска, международному юношескому дню и призыву девушек и юношей приезжать на Дальний Восток». Постановлением Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта при СНК СССР все участники велопробега Комсомольск — Москва награждены грамотами, значками и гоночными велосипедами. Команда включена в число участников советского велотура 1938 года, членам команды выданы первые номера. Тренер команды Княжевский, выпускник Ленинградского института физкультуры им. Лесгафта, был командирован для распространения опыта и обучения методике тренировки участников пробега в альма матер.

В борьбе за рекорды и всеобщее признание спортсмены устраивали не только командные, но и одиночные пробеги и заплывы. Вот акт, составленный представителями Хабаровского областного комитета и спортивного общества «Динамо» в 1937 году: «7 июля 1937 года в 8 часов 35 минут при температуре воздуха 23 градуса и температуре воды 22 градуса у села Нижне-Спасское (Еврейская автономная область) по реке Амуру был дан старт пловцу 1-го Хабаровского райсовета Доценко П. В., 1911 года рождения, для совершения заплыва на дальность вниз по течению Амура. Перед стартом пловец был смазан особым составом для предохранения от холода. В пути Доценко, не выходя из воды, принимал пищу, состоящую из сухого шоколада, горячего чая с вином и разведенного горячего шоколада. В 17 часов 16 минут вечера того же дня Доценко финишировал на водной станции „Динамо“, пробыв в воде 8 часов 41 минуту и проплыв 46 км 360 м. Средняя скорость течения Амура на указанном участке на 7–8 июля по сведениям Управления речных путей составляла 3,5-4 км/час». Вся дистанция была пройдена стилем треджен — одним из видов вольного стиля — пловцу разрешалось плыть любыми способами, произвольно меняя их на дистанции. На 27 км наступила мертвая точка*. Акт медицинского обследования с данными медосмотра указывали на общее утомление без резких отклонений со стороны сердечной деятельности». Постановлениями Хабаровского областного и Дальневосточного краевого комитетов по делам физкультуры и спорта технический результат заплыва утвержден как краевое достижение по плаванию.

В декабре 1938 года вновь прошел лыжный марш-бросок в экстремальных условиях. Отправившись 31 декабря 1938 года из стойбища Эконь, лыжники через семь дней уже финишировали напротив водной станции в Хабаровске — 6 января 1939-го. По пути следования спортсмены занимались политико-воспитательной работой среди населения сел. В 1939 году в краевой комитет по делам физкультуры и спорта от Хабаровской школы военных техников железнодорожного транспорта поступила заявка на совершение очередного перехода по маршруту Хабаровск — Ружино за 9 суток для внедрения физкультуры в массы. Старт наметили на 18 января 1939 года. Материальное обеспечение взяло на себя руководство школы. Команда состояла из 13 лыжников во главе с командиром Верховским и комиссаром Варламовым. Хабаровский краевой комитет по делам физкультуры и спорта разрешил поход, известив начальников станций железной дороги об оказании практической помощи команде и о моральной поддержке.

Велопробег Комсомольск — Москва 1938 года только придал уверенности в своих силах новым рекордсменам, поэтому имевший за плечами огромный опыт велосипедной гонки спортсмен А. Тимохов, решил осуществить велотур с востока на запад. К этому времени он уже возглавлял Хабаровский краевой комитет по делам физкультуры и спорта. Постановление крайкома по делам физкультуры и спорта от 20 декабря 1938 года гласило: «В ознаменование Х годовщины Первой отдельной Краснознаменной Красной Армии провести скоростной агитационный велопробег от восточной до западной границы по маршруту: озеро Хасан — Хабаровск — Иркутск — Новосибирск — Москва — Минская застава. Протяженность маршрута 11 200 км. Старт — 30 мая 1939 года у сопки Заозерной, финиш — август 1939 года». Основную команду в количестве 5 человек выделил центральный совет «Дальневосточный строитель». Команда под руководством командира и политрука, председателя краевого комитета по делам физкультуры и спорта А. Тимохова состояла из активных и физически крепких физкультурников, командиров запаса РККА, орденоносцев, участников боев у озера Хасан.

Участники, средний возраст которых составлял 25 лет, прошли специальную тренировку по велоспорту с 26 апреля 1939 года. Смету на велопробег утвердили в сумме 48 тысяч рублей от краевого комитета физкультуры и центрального совета «Дальневосточного строителя». Перед командой стояли политические задачи. В пути продвижения на митингах они должны были рассказывать о героических подвигах бойцов при разгроме японских самураев около о. Хасан, провести работу по улучшению военно-физкультурных мероприятий, созданию команд военных самокатчиков, гранатометчиков, «Ворошиловских всадников» и т. д. Для организации велопробега озеро Хасан — Западная граница выделялось 7 дорожных веломашин, 6 пар ботинок, 6 пар хромовых сапог, 6 пар свитеров, 6 прорезиненных плащей, 40 пар носков, 18 шерстяных трусов, 25 пар носовых платков, 45 метров полушерсти для пошивки спортивных костюмов, ящик апельсинов или мандаринов, двое ручных часов, 0,5 кв. м подошвы для починки обуви, 18 футболок. Хабаровский краевой комитет по делам физкультуры и спорта направил начальнику УНКВД по Хабаровскому краю И. Ф. Никишову просьбу дать разрешение на выдачу пяти пистолетов системы «Коровин» команде велопробега сопка Заозерная — Западная граница СССР, с возвратом таковых после пробега, то есть в октябре.

Газета «Тихоокеанская звезда» писала: «30 мая 1939 года дается старт большому велопробегу по маршруту Дальний Восток — Западная граница. Руководитель велопробега Тимохов рассказал, что стартовать будут у сопки Заозерной 30 мая и 6 июня прибудут в Хабаровск. Средняя ходовая скорость в день — 100 км. Тренировки показали, что при благоприятных условиях возможно давать до 160 и более км в день. Наиболее трудные участки пути — район Байкала — барабинские степи. Пробег совершается на обычных серийных машинах московского велозавода. Весь путь будет пройден за 92–95 ходовых дней. Финиш заезда на одной из застав Западной границы в Белоруссии». Газета «Тихоокеанский комсомолец» от 30 мая 1939 года разместила на своей странице короткие рассказы участников велопробега о себе и их фотографии. В них каждый участник описал свою жизнь до велопробега.

Участники краевых соревнований по плаваниюВелопробег наращивал темпы. Все его события подробно освещались в прессе: «В 17.30 на шоссе близ Хабаровска 5 июня 1939 года отважную пятерку: А. Тимохова, П. Федосеева, Т. Гоголева, А. Кошелева и А. Баканова встречали представители Оргкомитета Президиума Верховного Совета РСФСР по Хабаровскому краю, секретари крайкома ВЛКСМ и начальник штаба автопробега Бубнов. Первый этап отважных велосипедистов был пройден по графику. Здоровье и настроение у всех превосходное. Пройдено 1030 км. 6 июня участники выехали из Хабаровска. Телеграммы прослеживали весь путь велосипедистов: Биробиджан, Архара, Могочи, Чита, Иркутск, Красноярск, Новосибирск, Свердловск, Казань, Горький. Наконец, 26 августа в 7 часов вечера отважных дальневосточников встречали трудящиеся Минска. Велопробег завершен на пограничной станции Негорелое 27 августа. Пройдено 11 300 км за 88 суток. Велопробег был завершен досрочно на 24 дня».

Для встречи команды велопробега сопка Заозерская — Западная граница в Москве Оргкомитет Президиума Верховного Совета РСФСР по Хабаровскому краю выделил 10 000 рублей. В Москве 17 августа 1939 года участников велопробега встретило представительство Дальневосточного края. Оргкомитет Президиума ВС РСФСР по Хабаровскому краю в телеграмме, подписанной его председателем С. И. Гусевым, телеграфировал: «Шлем горячий привет отважной пятерке советских физкультурников. Своим пробегом вы продемонстрировали непреклонную волю молодых советских патриотов, направленную на прославление нашей замечательной социалистической родины. Желаем успехов. Предоргкомитет Гусев».

Все спортивные мероприятия, будь то заплывы, авто- и велотуры, лыжные и пешие переходы, посвящались празднованию открытий съездов компартии, комсомола, выборам, 8 марта, РККА и т. д. Высокие результаты достигались в борьбе со стихией, изучался человеческий организм и воздействие на него экстремальных температур и природных катаклизмов. Конечно, не все шло гладко. Так, несмотря на растущую популярность эстафетных пробегов, даже организацию велотуров по всей территории СССР, велосипедистам Хабаровска негде было заниматься любимым видом спорта. Как писал один из жителей города в газете «Тихоокеанская звезда» в 1938 году: «Ни физкультурные, ни Осоавиахимовские организации ничего не предприняли, чтобы предоставить площадь велосипедистам для тренировок. На городских площадях, где раньше ежегодно собирались десятки веловодителей, катание сейчас не разрешается. Краевой комитет по делам физкультуры и спорта должен позаботиться об организации этого увлекательного здорового вида спорта».

Летние соревнования по конному спорту. 1926 (1927) год В довоенный период проходило становление и развитие физической культуры и спорта на Дальнем Востоке СССР. В период 1930-х годов закладывалась и совершенствовалась техническая подготовка, росло мастерство спортсменов, устанавливались рекорды. Спорт основывался на научных исследованиях возможностей человеческого организма, появились новые методики тренировок и подготовки спортивных мастеров. Несмотря на трудности, физкультура и спорт стали играть важную роль в жизни молодежи Дальнего Востока, возникли добровольные спортивные общества, совершенствовалась их структура, развивалась материальная база. Важными направлениями считались общефизическая и военно-физическая подготовка, физкультурно-массовая работа, военно-прикладной спорт.

Основными тенденциями в деятельности общественных спортивных организаций стало последовательное углубление и расширение уровня и масштабов оборонно-массовой работы, планомерное ведение военно-патриотического воспитания молодых дальневосточников, а также его возрастающая роль в период вооруженных конфликтов на КВЖД, у озера Хасан, на реке Халхин-Гол. Тем не менее физкультура и спорт так и не стали массовым явлением в эти годы, несмотря на огромные усилия, не стали и стилем жизни, так как не подкреплялись достойной материальной базой, не ориентировались на все население, которое предполагалось воспитать гармонично развитым как в умственном, так и в физическом отношении. Спортивные общества городов работали на рекорды, а не на массовое вовлечение граждан Дальнего Востока в занятия физкультурой и спортом.

Любовь КРИВЧЕНКО
Фото из Государственного архива Хабаровского края


  • У опытных спортсменов через некоторое время после старта возникает своеобразное состояние, получившее название «мертвой точки». Чаще это наблюдается при спортивных упражнениях циклического типа, например, при плавании. Она проявляется в чувстве некоторой скованности в мышцах, в ощущении удушья, одышки, стеснения в груди. Возникает стремление снизить интенсивность движения или скорость плавания. Если «мертвая точка» выражена очень сильно, неопытный спортсмен может сойти с дистанции. Если преодолеть состояние мертвой точки, невзирая на неприятные ощущения и снижение скорости, собрав свою волю, продолжать упражнение, как обычно и поступают опытные спортсмены, то через некоторое время наступает облегчение. Движение становится более свободным, чувство усталости проходит, дыхание выравнивается. Такое состояние, приходящее на смену «мертвой точке», получило название «второе дыхание», потому что наиболее ярким из субъективных ощущений является чувство облегчения дыхания. ?