- Время мудрого Дракона
- Дальний Восток в пространстве Мифа и Легенды: коренные народы севера
- Уснувший дракон
- Вечные скалы — хранители времени и удачи
- Духи перевалов
- Легенды Белой горы
- Центр этнического мироздания
- Охотники за удачей — духи коцали
- Дерево — молчаливый двойник человека
- «Я сын земли…»
- Путь шамана в XXI веке
- Небесный и подземный мир из старых дневников
- Корейские мифы родились в Сикачи-Аляне?
- Каменные мифы озера Болонь
- История ульчского рода Уды
- Дальний Восток в пространстве Мифа и Легенды: Славяне
- Знаки и символы нашей истории
- Грани духовности
- Литература
- Единое пространство культуры
- Илья Лиханов
Он показал обратную связь между археологическими находками и реконструкцией корейских мифов времен палеолита. Впервые использовала этот прием Марианна Ивановна Никитина, прекрасный специалист в области корейской истории, культуры и литературы. Проанализированные ею материалы из различных археологических находок, собранных на Алтае, в Китае, в Корее, касаются фигуры единорога, фантастического существа, найденной в 1971 году в городе Конджу при раскопках гробницы правителя Муреи-вана и его супруги. В IV–VII веках город Конжу был столицей древнекорейского государства Пэкче. В огромном кургане с подземной гробницей имелся замурованный входной коридор — дромос. В нем была обнаружена каменная фигура необычного животного, обращенная к входу в гробницу. Это была свинья с четырьмя глубокими канавками-полосами на спине, завитками длинной шерсти на боковых наружных поверхностях ног и длинным оленьим железным рогом, растущим из середины лба назад. Особенно реалистично выполнена задняя часть Свиньи. По Никитиной, данное существо воплощает двух мифологических персонажей: Мать-Свинью и Сына-Оленя, порожденного ею из головы. Они ожидают Отца-Вепря. Этот сюжет, взятый из древних легенд, стал основой «Повести о верном Чхое» в ХIХ веке. М. И. Никитина утверждает, что образ Единорога отражен и в других корейских мифах. В частности, в росписях когурёской гробницы VII века в Кансо присутствует Белый Тигр, в поперечных полосах которого Никитина видит сходство с вышеописанной фигурой Свиньи. В данном случае Единорог из гробницы — это Мать-Свинья в тигровой шкуре и ее Сын-Олень. В книге, изданной в Корее, подробно рассказан и показан в цветных фотографиях весь процесс вскрытия кургана и раскопок гробницы, находки многочисленных вещей. Все предметы реставрированы и использованы в проекте музеефикации гробницы. М. И. Никитина отметила также выявленную ею связь мифа о Черепахе, породившей Солнце, с мифом о Матери-Свинье. Мифологические образы единорогов, а также драконов, змеи-черепахи, дракона-черепахи и василисков были повсеместно распространены на всем евроазиатском континенте. Например, древний герб города и царства Казани имел изображение дракона в короне на щите. Изображение Единорога-носорога вполне может быть обосновано, так как носороги исчезли на большей части северной Евразии всего-то около трех тысяч лет назад. Обнаруженные на юге Кореи в устье реки Тэхве изображения носорога и оленя с длиннейшим рогом, неестественно направленным вперед, относятся к неолиту и вполне могут отражать миф об Олене-Единороге. Представляет интерес для прочтения длинной мифологизированной цепочки образов приведенный Бродянским пример из раскопок в Синем Гае (Приморье), где обнаружена каменная фигурка Сусаноо — бога ветра. На оборотной стороне фигурки есть изображение борова-вепря. Одной из ипостасей бога ветра является боров. Насельники Синего Гая зайсановской эпохи разводили свиней, и, естественно, этот образ был им знаком и понятен. Этим же автором анализируются петроглифы Приамурья. По его мнению, на берегу Уссури, вблизи села Шереметьевского, выбиты на скале изображения свиньи с полосатой раскраской, горбом на спине и рогом, а также оленя с поперечными полосами и рогами лося. С точки зрения автора данной статьи, первый рисунок животного с выпуклой спиной и разветвленным рогом скорее напоминает черепаху с оленьим рогом, но задняя часть туловища может принадлежать свинье. Под рисунком оленя имеется изображение лапы медведя (по Бродянскому) или тигра (автор). Слева от лапы есть кружок или овал. Если традиционно интерпретировать овал как женский половой орган, то можно предположить в рисунке наличие Тигра-Отца и Матери-Свиньи-Черепахи для появления Оленя-Сына. В собранных Никитиной центральноазиатских аналогиях олененка рожает Мать-Тигрица (свиней кочевники не разводили).
Хочется обратить внимание читателей на еще один рисунок на камне № 72 в пункте 2, где изображены животное, похожее на крысу (по Окладникову), и антропоморфная фигура. Но, скорее всего, этот динамичный рисунок также отображает мифологический текст о Матери-Свинье и ее Сыне-Олене с большим рогом. Голова оленя изображена в виде вытянутой притупленной толстой линии, продолжающей форму тела. Она напоминает вытянутую в беге голову оленя. Рог закинут на спину бегущего оленя, который имеет заметно выраженные характерные антропоморфные черты. Оба камня с композициями рисунков Свиньи и условного оленя расположены по краям каменной гряды, прижатой к обрыву высокой береговой террасы в пункте 2, и не затапливаются. Почти так же близко к скалам утеса, но еще выше по склону, вблизи выступа мыса Гася, расположен вертикальный камень № 44, на которым есть петроглифы. Один из них давно всем известен. Окладников его характеризует как личину, богато декорированную. Ниже овала «личины» есть пустой овал. В нижней части этой плоскости камня нанесен миниатюрный рисунок полосатого животного с коротким хвостиком. Видимо, это Тигрица-Свинья. На другой плоскости камня, на одном уровне и почти рядом с овальной личиной изображена совершенно схематично круглая личина меньшего размера и рядом полосатая фигурка, стоящая вертикально на двух ногах. Головка ее трактуется в виде узкой полоски, повернутой почти под прямым углом, и притуплена на конце. Автор интерпретирует личину в качестве изображения Черепахи-созидательницы Земли. Многие народы изображали ее в виде овала, пересеченного диагональным крестом и украшенного дополнительными деталями. Круглая и овальная личины по соседству могут изображать Женщину-Солнце, которую родила Черепаха из своей головы. Присутствие полосатой свиньи связывает всех персонажей в сюжет мифа, упомянутый у М. И. Никитиной. Возможно, с этими героями связана перевернутая вниз головой безногая антропоморфная фигурка, вырезанная на противоположной плоскости камня. Петроглифы с сюжетами о Матери-Свинье-Тигрице и Сыне-Олене появились в Приморье и в Приамурье еще в неолите, а возможно, и ранее неолита. Это свидетельствует о глубокой древности мифов, опубликованных М. И. Никитиной. Анализируя места размещения вышеупомянутых камней на верхней террасе, можно сделать вывод, что рисунки были выполнены в период высокого уровня воды в Амуре, то есть это время относится к периоду таяния ледников мощного последнего оледенения, охватившего северную часть земли 10–15 тысяч лет назад. Лишь много позже закодированный миф о Единороге-Тигрице-Свинье нашел отражение и зафиксирован в Корее в виде фигуры Единорога в гробнице в Пэкче и на живописном изображении в гробнице в Кансо уже в VII веке. Древние легенды не забыты в Корее и в XIX веке нашли художественное отражение в литературном произведении. Отсюда следует заманчивый и привлекательный вывод о том, что первоначальным источником зарождения мифов о Черепахе, рождающей Женщину-Солнце, о Боге-Ветре, супруге Солнца, о Матери-Свинье в тигриной шкуре и ее Сыне-Олене были берега Амура. И, возможно, именно отсюда двинулись на юг изображения единорогов и других мифических фантастических существ.
В 2000 году в пункте 1 автором был выявлен на южной стороне камня № 9 плохо сохранившийся крупный рисунок личины, верхние две трети которого представляют собою ярусно расположенные угловатые линии. Среди них можно прочитать еще одно «лицо с глазами». Возможно, что это древнейшее изображение двойного бога-сэвэна, упомянутого в нанайском мифе о трех солнцах. Миф записан О. П. Киршовой на озере Болонь. Адо-Сэвэн (адо — двойняшки) это бог воды и бог земли. В записанном варианте мифа именно Адо-Сэвэн спасал рыб в горячей воде рек и морей, когда три солнца на небе сжигали землю. Вода кипела, лили смоляные дожди, камни плавились. Адо-Сэвэн клал в голову каждой рыбки маленький белый камушек, чтобы она не всплывала, а плавала вблизи дна, где вода прохладнее. Более ярко отражена двойная личина на камне № 25 в пункте 2, известная у аборигенов под именем Мудур-дракон. На верхней плоскости камня, лицом к небу, лежит еще более крупная, необычно богато декорированная личина. Автор высказывает мнение, что они обе символизируют Адо-Сэвэна — бога воды и бога земли. Спасая жизнь на Земле, Адо-Сэвэн пошел на восток и, дождавшись восхода жгучих светил, застрелил первое и третье из них. Оказывается, Адо-Сэвэн оставил на небе Гелиос — Солнце, чтобы оно светило и обогревало Землю. Он застрелил на небесном своде звезды Фаэтон и Милиусу либо в 7100 году до н. э., либо в 12700 году до н. э., либо в 18300 году до н. э. В 1500 году до н. э. последний раз «на перекрестке встреч» звезды Фаэтон (его орбита находится между Марсом и Юпитером) и Милиуса (находится между Юпитером и Сатурном) приняли участие в параде планет, и это событие было зафиксировано. Тогда произошла санторинская трагедия, погибла эгейская цивилизация, разразился всемирный потоп, на небе «светили три солнца», отмечалось «падение неба», вода в Амуре изменила свое течение. Об этом приводится интересная информацией в статье Оксаны Гайнутдиновой («Словесница Искусств» № 12 2003 г.), которая опирается в своих расчетах на гипотезу русского астронома Л. Колесниковой. Период следующего страшного для живых организмов Земли парада планет, то есть опасного одновременного максимального приближения этих планет к Земле, произойдет в 4100 году. Следовательно, время появления в Приамурье древних мифов о трех солнцах может быть определено довольно точно. Сроки разнятся значительно по сравнению с протяженностью жизни человека и незначительно в геологическом времени. В мифах фиксировано глобальное событие, произошедшее либо один раз, либо несколько раз. Нетипичное событие зафиксировано навеки и в камне.
Как видим, всегда смотреть в небо и следить за звездами человеку просто необходимо. Можно предвидеть важные глобальные события, влияющие на жизнь людей. Не зря именно Солнцу поклонялись предки. Бог ветра, супруг Солнца, не зря так почитаем, ведь он разгоняет тучи и дает возможность видеть светило и пользоваться его теплом.
Мира ГОРНОВА, Литература
|
|||
|