Дальний Восток в пространстве Мифа и Легенды: коренные народы севера
История одной фамилии, одного рода — не просто родословная нескольких людей, объединенных кровным родством и общим прошлым, это всегда история народа. Работа над статьей «История ульчского рода Уды» началась с простого вопроса: «Кто же были мои бабушка и дедушка?». Мама часто говорила, что они были людьми интересными и что у нас очень много родственников. Но ответить на многие вопросы можно, лишь занявшись этим всерьез, погрузившись в этнографические источники и пообщавшись с близкими, которые сохранили последние «капли» нашей крови... Эта небольшая исследовательская работа посвящена моему деду Уды Айкину, который жил в селе Кольчём Ульчского района, близ древнейшего озера Удыль, а также всему ульчскому народу. Возможно, она поможет кому-то еще восстановить прошлое своего рода, так как в ней переплетается множество судеб. |
|||
«Пегий пес, бегущий краем моря». Так назвал свою повесть киргизский писатель Чингиз Айтматов. И посвятил ее счастливым мгновениям жизни рыбака, возвращающегося домой из тяжких многодневных скитаний по водной стихии. Эпизод радостного узнавания знакомой скалы на далеком морском побережье описан эмоционально и подробно. Слова бесконечной благодарности произносит человек в адрес пестро-рыжей скалы, похожей на бегущую собаку, которая указывает путь к родному дому. |
|||
Многие современные археологи предостерегают исследователей от соблазна интерпретировать древние наскальные рисунки в качестве сюжетов еще более древних мифов. Тем не менее очевидность общих тем и образов космогонических мифов, широко распространенных во всем мире и, в частности, в Юго-Восточной Азии, с петроглифами на берегу Амура в Сикачи-Аляне настолько ярко выражена, что не замечать этого уже нельзя. В качестве примера обратимся к книге известного дальневосточного археолога Д. Л. Бродянского «Искусство древнего Приморья». |
|||
|
|||
|
|||
Дальневосточные мифы, легенды, предания и сказки в записях и рисунках В. К. АрсеньеваВремя все дальше отодвигает нас от литературного и научного наследия этого замеча-тельного человека, по-своему расставляя приоритеты. Надеюсь, мой журнальный материал — своеобразное напоминание к вековому исследовательскому юбилею В. К. Арсеньева. |
|||
Традиционное мировоззрение народов Сибири и российского Дальнего Востока — шаманизм — является особой формой видения и познания мира, рассматривающей человека как часть Космоса. Оно нацелено на непосредственное восприятие мира, постижение взаимосвязи природы и человека. Шаманизм как явление сформировался в рамках древнего дуалистического мировоззрения, разделяющего мир на повседневный и сакральный. В основе его концепции лежит анимистическая картина мира: вера в духов и божеств природы, душу людей и духов-помощников шамана. |
|||
|
|||
|
|||
Даже на самых ранних ступенях своего существования человек старался объяснить окружающий мир, искал причины происходящих в нем явлений с такой же страстностью и вдумчивостью, как и наш современник. Но в этих поисках при ограниченности знаний, неизбежной примитивности методов познания первобытный человек имел только один критерий — собственное «я», один только метод — психологический. Следуя, таким образом, от хорошо ему известного (своего «я») к неизвестному, он сознательно или бессознательно переносил на все окружающее атрибуты своей собственной природы: одушевленность, разумность, волю, активность. |
|||
|