Звездные рубежи

Дальневосточные военные театры на Всероссийском фестивале «Звездная маска»

Драматический театр Восточного военного округа (Уссурийск)

В конце 2013 года в Москве на сцене Центрального академического театра Российской армии собрались армейские и флотские театры со всех рубежей нашей огромной страны на Второй фестиваль «Звездная маска». На афише Владивосток, Уссурийск, Мурманск, Кронштадт и Севастополь. И это была по-настоящему долгожданная встреча, потому что первая «Звездная маска» проходила шесть лет назад. Но так сложилось, что в тот раз, едва отыграв спектакль, артисты должны были сразу вернуться домой. Нынешний же фестиваль, организаторами которого выступили Управление культуры Министерства обороны РФ и Центральный академический театр Российской армии, дал возможность всем театрам увидеть работы своих коллег и, что особенно дорого, в полной мере насладиться общением.

Семь спектаклей в программе «Звездной маски» представили классические и современные пьесы отечественных и зарубежных драматургов. Наверное, именно это разнообразие — Алексей Толстой, Алексей Дударев, Бен Джонсон, Юрий Поляков, Людмила Разумовская, Анна Батурина плюс возможность увидеть военные театры, каждый из которых имеет богатую историю и традиции, привлекло огромное число зрителей. Все фестивальные спектакли были аншлаговыми, а постановщики и актеры буквально купались в аплодисментах. Овации стихали, а на пресс-клубах начинался серьезный разговор: о плюсах и минусах той или иной постановки; с режиссерами и актерами говорили театральные критики, и даже если их точки зрения не всегда совпадали, а некоторые оценки оказывались жесткими, излишне говорить, насколько важен для театров взгляд со стороны.

Открывался фестиваль военных театров «Царем Федором Иоанновичем» Алексея Толстого, а его завершающей нотой стали «Одноклассники» Юрия Полякова. Оба спектакля поставил главный режиссер Центрального академического театра Российской армии Борис Морозов. Спектакль «Не покидай меня» сыграли актеры Драматического театра Черноморского флота им. Бориса Лавренева (Севастополь). В 2012 году, по итогам регионального конкурса, эта работа режиссера Александра Губарева в соавторстве с художником-постановщиком Галиной Бубновой и режиссером по пластике и танцу Ириной Пантелеевой была названа лучшим спектаклем Крыма. Притчу о гибельной страсти, как обозначила жанр спектакля режиссер Анна Фекета, — «Медею» по пьесе Людмилы Разумовской представил Драматический театр Северного флота (Мурманск) — старейший за полярным кругом. А Драматический театр Балтийского флота имени Всеволода Вишневского (Кронштадт) остановил свой выбор на пьесе английского поэта, драматурга и актера Бенджамина (Бена) Джонсона «Вольпоне и наследники», созданной в XVI веке, но абсолютно не утратившей остроты. Авторы этой яркой работы режиссер Юрий Николаев и художник Валерий Полуновский в очередной раз показали, что тема человеческой жадности, глупости и лицемерия не имеет границ во времени.

Самый дальний регион России на «Звездной маске» представляли Драматический театр Восточного военного округа (Уссурийск) и Драматический театр Тихоокеанского флота (Владивосток). Излишне говорить, какую роль в жизни творческих коллективов играют такие поездки и как важен для них взгляд со стороны. Главный режиссер Драматического театра Тихоокеанского флота Станислав Мальцев назвал это глотком воздуха, без которого настоящее творчество немыслимо.

Сцена из спектакля «Рядовые». Драматический театр Восточного военного округа (Уссурийск)

История Драматического театра Восточного военного округа ведет отсчет с 1930-х. Сначала при Ворошиловском (Уссурийском) Доме офицеров была создана театральная студия, которую возглавил выпускник Ленинградского техникума сценического искусства Ф. Е. Шишигин. В 1937 году студия получила статус профессионального драматического театра Первой Краснознаменной армии, а Шишигин стал главным режиссером. Первыми спектаклями, поставленными уже на профессиональной сцене, были «Слава» В. Гусева, «Падь серебряная», «Аристократы» Н. Погодина, «Год 19-й» И. Прута, «Любовь Яровая» К. Тренева, «Гроза» А. Островского, «Последние» М. Горького, а в театральной летописи навсегда остались имена заслуженных артистов РСФСР С. А. Соловьева, М. Н. Маслова, Т. Г. Миронова и других. В 1940 году в Уссурийск приехали выпускники московских и ленинградских институтов и студий — артисты, режиссеры, художники, а в 1941 году труппа пополнилась артистами Сталинского Донбасского театра комедии. Так сложилось, что пока театр находился на гастролях по Дальнему Востоку, Украина оказалась в зоне оккупации, и возвращение домой оказалось невозможным. Родился объединенный театр, который возглавил А. С. Ларский, руководивший Донбасским театром. Все эти десятилетия — с 1941 по 1968 год — называют временем творческого расцвета. Существовал «театр Ларского», человека, ставшего основоположником лучших традиций военного театра.

Во время войны артисты давали концерты и спектакли для бойцов, причем нередко приходилось добираться до места назначения пешком, а декорации и реквизит нести на себе. В августе 1945 года служители Мельпомены продвигались в глубь Маньчжурии вместе с советскими наступающими войсками, давая спектакли и концерты прямо на передовой. Театр Приморского военного округа стал первым советским коллективом, который увидели жители Маньчжурии. Спектакли играли для зрителей освобожденной Северной Кореи, Порт-Артура, а для национального китайского театра режиссеры и артисты проводили своего рода мастер-классы. Интересным творческим проектом стал спектакль «Порт-Артур» по пьесе А. Степанова, проставленный в 1952 году во время гастролей на Модунский полуостров и о котором потом написали газеты и журналы Китая, Кореи, Советского Союза. Играли его на берегу моря в свете корабельных прожекторов, а креслами для зрителей служили прибрежные камни.

Можно сказать, что театр Восточного военного округа всегда в пути и сегодня. Его спектакли видели в самых разных уголках Иркутской, Читинской, Амурской, Сахалинской областей, Хабаровского края, Приморья, Камчатки, на Курильских островах. И нет ни одной воинской части Приморья и Хабаровского края, где бы ни побывали артисты. Шесть лет назад, на самой первой «Звездной маске» в Москве театр показал «Последнего героя» по пьесе Александра Марданя в постановке Бориса Светличного. На второй фестиваль он привез одну из лучших своих работ, отмеченную в 2008 году региональной премией «Лучший спектакль года» — «Рядовых» по пьесе Алексея Дударева. Произведение белорусского драматурга, на первый взгляд, очень простое, с вполне конкретными акцентами на характерах героев, однако в этой незамысловатости и простоте открываются вдруг глубины человеческого страдания, веры, любви. «Рядовые» уже не одно десятилетие идут на российской сцене, но к ним все равно продолжают обращаться и зрелые, и молодые режиссеры, пытаясь осмыслить ту войну.

Сцена из  спектакля «Фронтовичка».  Драматический театр Тихоокеанского флота (Владивосток)

Главный режиссер Драматического театра Восточного округа Валентин Свиридов вместе с художником-постановщиком Юрием Воронковым и художником по костюмам Еленой Махонько предложил классическое прочтение пьесы Дударева. Начиная спектакль с точки боя — до предела напряженной, разрывающей темноту за стенами полуразрушенного здания, где война соединила в одном котле совершенно разных людей, режиссер постепенно обнажает души своих персонажей, и мы видим, что внутри каждого из них идет свой собственный бой. У Дервоеда (Юрий Рябинин) — с чувством вины перед погибшей семьей, у Дугина (Сергей Денежкин) — с любовью к жене, которую он решил оставить ради ее же блага, у Буштеца (Дмитрий Ступников) — с переполняющей его яростью и душевной болью, у Соляника (Владимир Чуваев) — с противоречием между желанием защитить Родину и верой в Бога. В разломах кирпичных стен корежатся жизни, а надежда держится на едва уловимом луче света, который исходит от старого партизана Дервоеда. Казалось бы, его уже ничто не держит в этом мире, но жизненные токи настолько сильны, что он находит в себе силы выслушать, успокоить, поддержать собратьев. Даже сквозь взрывы персонаж Юрия Рябинина слушает и слышит землю, которую «уже сеять надо», и точно знает, что, по большому счету, у них «одна на всех душа».

Встреча с Драматическим театром Тихоокеанского флота (Владивосток) произошла практически под занавес «Звездной маски», а его спектакль «Фронтовичка» стал одним из самых ярких впечатлений. К слову, на первом фестивале военных театров спектакль театра ТОФ «Чморик» по пьесе Владимира Жеребцова получил высокие оценки экспертов и зрителей, а годом раньше участвовал в IV Международном театральном форуме «Золотой Витязь» и стал лауреатом.

Драматический театр Тихоокеанского флота самый молодой и по дате рождения, и по возрастному составу своей труппы. Но если говорить о его истории, можно проследить две линии. Первая начинается в 1932 году: при владивостокском Доме Красной Армии и флота организовали театральную студию, в которой до Великой Отечественной работали замечательные мастера сцены: ученик А. Д. Дикого Я. С. Штейн, сын знаменитого мхатовца И. М. Москвина заслуженный артист РСФСР В. И. Москвин, народный артист, профессор Б. М. Сушкевич, а также будущий руководитель Ленинградского мюзик-холла И. Рахлин. Во время войны театр, как и все подобные ему коллективы, гастролировал по воинским частям и кораблям Тихоокеанского флота. Артисты, разделившись на фронтовые бригады, работали в действующей армии, участвовали в освобождении Китая и Кореи. В мирное время, с 1955 по 1996 год, базой военного театра стал гарнизонный поселок Заветы Ильича в Хабаровском крае, а затем началась вторая линия его жизни. В 1996 году коллектив вернулся во Владивосток, в его ряды влились выпускники театрального факультета Дальневосточного института искусств. Среди лучших театральных работ «Царь Федор Иоаннович» А. Толстого, «Билокси-блюз» Н. Саймона, «Сашка» В. Кондратьева, «Таланты и поклонники» А. Н. Островского, «А зори здесь тихие» Б. Васильева, а творческое кредо: «Театр о человеке, через человека, для человека».

Итак, на второй «Звездной маске» о «Фронтовичке» в постановке главного режиссера Драматического театра Тихоокеанского флота Станислава Мальцева говорили как об открытии фестиваля., так же как и о пьесе Анны Батуриной, для многих еще малознакомой. И это несмотря на то, что на фестивале современной драматургии «Евразия-2009» «Фронтовичка» получила первое место в номинации «Пьеса для большой сцены», отмечена премией «Дебют». Возможно, российские театры излишне осторожно подходят к молодому уральскому драматургу, ученице Николая Коляды, но тот, кто берется, получает искренний и глубокий материал. Его автор убеждена, что сухие исторические летописи не передают человеческого обаяния и что люди не ордена в музейной пыли. Герои Анны Батуриной не образы с пожелтевших фотографий, а живые люди, которые, пройдя войну, пытаются «оттаять» в мирной жизни. Именно это и происходит в спектакле театра ТОФ.

Сцена из  спектакля «Фронтовичка».  Драматический театр Тихоокеанского флота (Владивосток)

Станислав Мальцев, выступая еще и в качестве сценографа, обозначил послевоенное время небольшими, но емкими по смыслу маячками. Это старые плакаты на заднике сцены с громкими и значительными лозунгами «Здоровую семью — обществу», «Партия сказала «надо», комсомол ответил — «есть»! «На поля, на стройки!» и другими), сменяющими друг друга и обозначающими переход к очередной сцене. Центр всего, что происходит в спектакле, невероятно притягательный: Мария Петровна Небылица в исполнении Татьяны Зарюты. Молодой женщине, прошедшей войну и закончившей ее в чине сержанта, нужно собрать нехитрые пожитки в вещмешок и сделать шаг в мирную жизнь. А это, оказывается, очень страшно. Худенькая, нелепо остриженная после тифа Небылица напоминает зачахший цветок, едва уцелевший после болезни и глубокой душевной раны из-за потерянного ребенка. И только переполняющая ее любовь к Матвею-Моте (С. Лисинчук) помогает удерживать равновесие. Но только лишь ей удается пустить свежие ростки — привыкнуть к обычному женскому платью, вспомнить о своей довоенной профессии хореографа и начать новую жизнь, как ледяная волна предательства самого близкого человека вновь превращает Небылицу в засохшее растение с острыми шипами. Отойдет ли она, возродится ли к жизни вновь от искреннего душевного тепла молодого Алеши Груздева (С. Костромин), влюбленного в Марию Петровну безнадежно и безответно? Это чудо рождения яркого и нежного бутона, который пробивается, пульсирует, живет, показала нам замечательная актриса Татьяна Зарюта. Гадкий утенок превращается в удивительную красавицу, и никакие удары «под дых» не сломят ее. Она все равно поднимется и начнет все заново — сядет в поезд и отправится к Тихому океану, в далекий город Владивосток. И хочется верить, что за эту мощнейшую внутреннюю силу судьба наконец одарит Марию Небылицу сполна.

В этом стильном, невероятно смешном и грустном спектакле театра Тихоокеанского флота много ярких актерских работ, и в каждой свое особое зернышко, из которого вырастает характер. Даже если это короткий эпизод с бабкой, спящей на лавке в общем вагоне и живо откликающейся на общее застолье (Ю. Белаш). Сквозь нарочито гротесковый образ Галины Календаревой (ее блестяще сыграла А. Пасекова), с большим достоинством несущей свое пышное тело и извергающей ругательства ярко намалеванными губами, все равно видна добрая душа одинокой и уже немолодой, а потому озлобленной бабы,. Но она все равно не способна на жестокость и подлость. Кажется туповатой и медлительной мать Матвея Нина Васильевна Кравчук, роль которой замечательно исполнила молодая актриса Е. Удатова, но сколько же в ней доброты! Хватит на всех: на несчастную Небылицу, ревнивую Галину, малодушного сына... А девочки из танцкласса Марии Петровны Небылицы, так органично существующие в этом спектакле и вносящие еще одну важную ноту правдивости, оказались учащимися детского театрального факультета Дальневосточной академии искусств.

На «Звездной маске» не принято раздавать награды и отмечать лучших. Ведь это, прежде всего, встреча друзей и коллег. К тому же у каждого военного или флотского театра свои возможности — творческие, финансовые. Главное, что Второй фестиваль драматических театров Вооруженных сил Российской Федерации «Звездная маска» оказался по-настоящему удачным. И звезды так сошлись, и проходил он в театре, построенном по замыслу архитекторов в форме звезды. А за расставанием будет новая встреча. Совсем скоро, в 2015-м.

Елена ГЛЕБОВА
Фото предоставлены театрами