Игорь Шабалин. Автобиография в холстах

Игорь ШабалинОтчего-то, когда начинаю писать о художнике Игоре Шабалине, вспоминаются слова одного из героев А. Вампилова: «У нас, чтобы о тебе хорошо заговорили, нужно умереть или хотя бы уехать». Игорь Шабалин — художник-живописец, чьи произведения давным-давно признаны широкой публикой, специалистами музеев и галерей, его талант уважаем и в среде художников.

Но вот опять парадокс: как и в случае с художниками Алексеем Федотовым и Валентином Степановым, ему, наверное, никогда не дождаться официального признания при жизни. Даже персональная выставка Игоря, восторженно встреченная зрителями и коллегами по кисти, никак не была отмечена официальным признанием, хотя бы грамотой за непосильный труд, о звании заслуженного художника и говорить не приходится. Мне кажется, что существует образчик, кому можно давать награды, а кому нет. Никто не руководит этим, их дают, прежде всего, по представлению самих художников, то есть их демократично избранными представителями. Стало быть, приходится думать, что осталась на генетическом уровне светобоязнь. Шабалин никогда не выдавал себя за представителя неформальной культуры, в его творчестве нет логических аномалий и потешностей в угоду умиленной публике. Его не следует искать в стане радикального, именуемого в разговорной форме «крутым» авангарда. Искать авангард в пределах дальневосточного искусства не стоит, потому и тратить натужные слова в этом направлении смешно. Но упомянуть не грех.

Упасть на тень. Смешанная техника. Собственность автораКто ты на самом деле, Шабалин? Кто скрывается за маской ироничного отношения к себе? Иногда художники в общении с ним позволяют себе некую снисходительность и, если переходят черту, пугливо начинают говорить о таланте, который он, носитель Шабалин, чрезмерно расточает. Но, видимо, в жизни так устроено: если талант хранить и лелеять, он покидает носителя. Игорь Шабалин — представитель классической культурной традиции, преданный добру и разуму. Отрицает равнодушие и хаос. Из поэтов любит Марину Цветаеву. Сам поэт, но не томит публику своими виршами — поэзия помогает ему понять себя. В живописи для него важна энергия чувства, которому художник должен найти живописный эквивалент. Быть может, у кого-то сложилось отношение к Игорю как к эстетствующему художнику, увлекающемуся и растратившему свою драгоценную жизнь в безудержной энергии сиюминутного восторга. Нет, его стезя — продуманный интеллект, взращенный на традиционной культуре, на искусстве предшественников, их гуманистических постулатах. Но, что немаловажно и заслуживает особого уважения, он помнит, кто он и кому более всего обязан. И, быть может, я скажу то, что станет для вас неожиданностью. Первое, что принес мне художник, чтобы помочь его понять, — фотографии. Не свои, где он в детстве, отрочестве, а те, что составляют его память, фотографии предков — дедов и прадедов. И, как часто бывает в России, для него одинаково родные и те, кто служил в конной разведке Буденного — дед по маминой линии Андриан Федорович Аникеев, затем посаженный на восемь лет в лагерь, и прадед Яков Иванович Звягин, мягко говоря, так до конца не понявший, зачем была революция. Игорь помнит и с теплотой говорит о бабушке Агафье Яковлевне Аникеевой, жене героя, служившего у Буденного, и тетках, их соседках, которых знает не только по именам, но, как положено, непременно по отчествам. Дворов в Костеновке, где родился художник, было достаточно, но тем не менее все друг друга знали.

Юла  Холст, масло. 70 х 85. ДВХМРодился Игорь в селе Кемеровской области. Мама, Лидия Андриановна, работник почты, отец, Евлампий Васильевич, прошел Великую Отечественную, работал директором клуба. В ту пору это был не массовик-затейник, умеющий развлечь публику, а достаточно уважаемый человек в селе, поскольку клуб — это и библиотека, и хор, и лектории, иногда даже местный театр. Потому совсем не удивительно, что отец и направил Игоря на стезю художника. Поступить на художественно-графический факультет Хабаровского педагогического института не было мечтой школьника Игоря Шабалина. Прежде был большой путь, интересный, как считает Шабалин, очень важный. После армии Игорь направился в Ленинград, где поработал огнеборцем, вечером посещал рисовальные классы Высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной, затем института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Семь лет в Ленинграде, далее, что соответствует мятежному характеру Игоря, Улан-Удэ, Владивосток, Находка и, наконец, Хабаровск.

Осенние листья  Холст, масло. 70 х 65.  Картинная галерея имени А.М.ФедотоваНа моей памяти, независимо от поколений, будь то шестидесятые, семидесятые или (перешагнем в XXI век) 2014-й, постоянно в лоне Хабаровской организации художественно-графический факультет, его выпускники, их прямое педагогическое назначение на ниве средней школы. Немало выпускников сей альма-матер признанные мастера, их имена уже составляют часть изобразительного искусства не только Дальнего Востока, они являются частью искусства российского. Шабалин окончил художественно-графический факультет Хабаровского государственного педагогического института в 1985-м, да еще и заочно. Как? На мой взгляд, совсем не исключение, напротив, еще раз подтверждает истину, что помимо образования ох как необходим еще и перст божий, который осеняет далеко не каждого.

2012 год, май. Наконец-то большим трудом, далеко не в полном объеме осуществился проект первой персональной выставки Игоря Шабалина. Увы, многие произведения отсутствовали: были проданы либо подарены (свойство характера художника). Тем не менее можно судить не только о творческом потенциале художника, живописной манере, приверженности методу, но и о жизненных шрамах. В его живописных откровениях они хорошо читаются. На выставке — человеческий путь в счастливые для него 90-е минувшего века: беззаботные пленэры, то, что писалось с друзьями в поездках. Время рождения его произведений «Тигр», «Сад», «Корова», «Золотой вечер» — в них замечательные декоративные находки живописи, заключенные в смелые композиции, испытание ее возможностей в фактуре,. Его знаменитая картина «Корова» 1991 года — первая удача картинной галереи имени А. Федотова в ее святом деле коллекционирования дальневосточного искусства. Картина собирала вокруг себя спорщиков: о чем произведение? Название-то «Корова», так где она? Изысканная фактура, неожиданная гармония цветовых отношений, но в этом красивом пространстве, наполненном чудесным дыханием цвета, не каждый зритель мог обнаружить корову сразу. «Картина о замечательном ареале обитания данного животного, то есть о корове черно-пестрой породы. Более в замысле искать ничего не следует», — так обычно объясняли мы содержание картины, если зритель был сильным приверженцем жанрово понятных произведений. Найдя корову, зритель успокаивался.

Игра в рэндзю Холст, масло. 90 х 110.  Частная собственность, Токио (Япония)Начало девяностых: только появились первые предприниматели (понятие «олигархи» отсутствовало), которые считали за честь общение с художниками, с удовольствием посещали выставки, многие из них серьезно думали о будущем, где культура и искусство имели место. Еще не существовало пропасти между бедными и теми, кто «страшно далеки от народа». Потому девяностые, о которых в целом вряд ли можно вспомнить добрым словом, для художников группы «Пять» — Хрустова, Арапова, Кравчука, Шабалина и Паукаева, стали счастливыми. Они могли себе позволить ездить на пленэр и по краю, и далее к соседям в Приморье, могли проводить несколько выставок в год. Рождались произведения, чистые в своей искренности, покорявшие красотой мироощущения. Кто не восхищался живописной смелостью шабалинских «Осенних листьев» или цветовой гармонией «Золотого вечера», лаконичным изяществом «Последних льдин»? Главным критерием такого рода произведений является красота эмоционального восприятия. Что касается содержательной части его творчества этого периода, то можно сказать словами Матисса: «Располагайтесь удобнее в кресле и отдыхайте, ничем себя не обременяя». Но красота не подвластна холодному разуму и живопись Шабалина не результат только беззаботных пленэрных восхищений. Позднее я для себя поняла, что автор не прост. Он заставляет думать, тренировать душу, его откровения — обнаженность чувств. Ничто не обретается случайно, и его легкость в живописи заработана каторжным трудом, а чувства рождаются не сами по себе: иногда связаны со счастливыми минутами, увы, чаще через страдания духа. Вспомните замечательную сказку Андерсена «Снежная королева», в ней существует аксиома, касающаяся творчества: Кай складывал изо льда фигурки, считая это игрой холодного разума, у него получались даже слова, но он никак не мог сложить слово «вечность».

Лот с дочерьми Холст, масло. 90 х 100. Частная коллекцияГруппа «Пять», куда входил Шабалин, дала свой результат, прежде всего творческими поездками. Пленэры этой группы в села Дальнего Востока — Малышево, Сикачи-Алян, Славянку принесли ему успех на выставках, узнаваемость его как художника, живописца. Группа «Пять» в творческом единстве просуществовала в течение пяти лет, и это не является исключением для любого творчества. Сказать, что она распалась, неправильно: каждый художник выбрал свой путь. А далее жизнь, которая порой не зависит от художника и потеряться в которой легко. В отчаянные девяностые внезапно открылись все створы в увлекательное путешествие под названием «реформы», вместе с ними свобода, демократия, неразбериха, хаос. Был выбор — пойти по пути, зарабатывания на жизнь сюжетами, апробированными в среде покупателя, радостно считать прибыль. Есть еще стезя, так называемого галериста, и такие прецеденты были. Не получив никакой отдачи, не заметишь, что время потрачено зря. Есть путь традиционный, известный в веках, который, как правило, при жизни не приносит художнику удовлетворения, путь мятежный и неблагодарный. Хотя для сегодняшнего дня эти рассуждения неактуальны. Сегодня коренным образом меняются приоритеты, меняется и отношение к искусству. Оно перестает быть святым занятием для избранных, чаще становится модным аксессуаром для утех богатых.

На персональной выставке Игоря Шабалина можно было увидеть период молодого восторга, отважного любопытства к жизни и произведения, что есть сама жизнь. «В поисках выхода», «Упасть на тень», «Цветы пустырника», «Лот с дочерьми» — это далеко не все произведения, свидетельствующие, что в глубине его духа живет убеждение: реальность совсем не такова, какой мы бы хотели ее представлять. Одно из последних его произведений «Разлука». Название его красноречиво. Кто мы в руках карабасов? В его творчестве нет призыва людей к порядку, вере, больше обращение в глубь себя, с острым желанием не быть заводной игрушкой в руках нечистоплотных. «Игра в рэндзю» — человек сам выбирает, кем ему быть. Если кому-то хочется создавать неправду или тешить публику — пожалуйста.

Игра в прятки  Холст, масло. 90 х 100. ДВХМКогда мне хочется исправить свое настроение, захожу в хранилище и смотрю на работы Шабалина последних лет: «Снимать, надевать», особенно «Краски весны». Очень трудно, невозможно подобрать эквивалент из слов к этим произведениям, что всегда отличает шедевры живописи. Казалось бы, существуют тысячи произведений, в которых передано любимое время года — весна. И какую неожиданную метафору нашел художник Шабалин, чтобы подарить нам эти замечательные «Краски весны», как и в картине «Сбор ягоды». Поначалу мне показалось, что изображение связано с космосом. Но это конкретный правдивый сюжет, его можно наблюдать только здесь, на Дальнем Востоке. Сборщики голубицы, закутанные, точнее, запеленатые в одежды, напоминают космических пришельцев. И правда в том, что иначе нельзя: будешь истерзан комарами. Синий цвет голубицы, которая покрывает наши болота, и само действо превращено художником в музыку цвета и пластического ритма. «Желтая лодочка», «Баржа», «Осенние листья» или «Цыгане в лодке» — восхищение простыми, обыденными вещами, что дарит сама жизнь, именно такие мотивы, сюжеты и создают особое мироощущение от русского изобразительного искусства. Но, увы, все ощущения молодости, равно как и свежести восприятия, человеком со временем теряются. Он погружается в современность жестких условий, вокруг рушатся простые теплые понятия, рождается картина «Лот с дочерьми», которая сохраняет надежду хотя бы на всевышнюю любовь.

В поисках выхода Холст, масло. 90 х 100 Собственность автораЕсли пейзажи-картины Федотова для всех что-то очень понятное, родное — все, что подарила сама природа: небо, воздух, сопки и дали. Все, что узнаваемо, передано с огромным талантом и искренним чувством человека, самоотверженно любящего предмет изображения. Пейзажи Игоря Шабалина тоже, прежде всего, Дальний Восток — Амур, его берега, приютившиеся на его берегах поселки — Малышево, Сикачи-Алян, Славянка. В ритмах линий и красках, в их дыхании тоже выражена любовь и понимание предмета, о котором автор хочет нам поведать, и это часть его творчества, что дает художнику отдохновение и внутренний покой. Художник не имеет право быть циником, поскольку он выходит к людям со своими чувствами, отношением к жизни. Большинство работ Шабалина биографичны, например «Годен» — отношение к армии. Суровая ирония правды, конкретика без излишних страшилок. Правда, становится немного не по себе... Холодный колорит, фактура, которую создает пастозная вязкость красок, композиционная жесткость. Если в армию, то будь готов ко всему. Обычно, для тех творцов, кто не служил в армии, больше характерны философские размышления или дидактика героических тем. Автор картины «Годен» служил в Советской армии. Картина «Упасть на тень». Около нее часто улыбаются, иронизируют: кажется, что она тоже связана с армией — упал, отжался. Нет, содержание совсем иное: просто надо немного пожить в среде блистательной интеллигенции и, правда, лучше упасть на тень, когда вокруг бьются за собственную значимость. Шабалин только при первом восприятии создает о себе известный штамп о художниках — бессребреник, почти простодушный, иногда озабоченно холодный. Но что там, под водой? Какие рифы? Не предугадаешь. За поступки, которые порой нарушают спокойное течение жизненного пространства, лишили его мастерской. В свое время Федотова не осмеливались подвергнуть такой казни. Шабалину не в чем себя упрекнуть, его беда в том, что его судьба никак не противоречит биографии многих русских художников. Не совместить «золотой сон и вкусную здоровую похлебку». Творческая уникальность, искренность непременно столкнутся с действительностью, а это всегда приводит к конфликту, драме. В картинах Шабалина — его точная биография, другой биографии нет. Есть среди творцов убеждение, оно проверено временем: если хочешь реализоваться, добиться успеха, стать известным, следует непременно рискнуть и рвануть в какую-либо из столиц СССР, теперь России, иначе вас ждет забвение. На окраинах так и останешься гением в пределах области и края, объясняя свое пребывание любовью к «родному пепелищу». Затем непременно посетят часы долгих сомнений, тоски, которая лечится одним-единственным лекарством. Может быть, эти выводы и верны, но применять их к нашим известным мастерам я не стала бы. Известный пример: вне родины колорит жизнерадостных картин Малявина потускнел, сарафаны его замечательных героинь выцвели. А вот откуда возникают особые миры художников, кто водит их кистью и заставляет смешивать краски — меня более всего это томит.

Татьяна ДАВЫДОВА