- Искусство коренных народов Приамурья
- Бесконечная спираль времен
- Искусство народов Приамурья. Традиции и новации
- Птицы небесные
- Верные стражи — дюлины
- Камлание нанайской шаманки
- Мифический сюжет на древнем суцуку
- Бабушкино наследство Людмилы Пассар
- Уроки моего народа
- Уснувший дракон на берегу извилистой реки
- Любовь таежных мэргэнов
- Нефритовые бусы
- Этюды о Лонки
- Лодки из глубины веков
- Оленья страна эвенкийской детворы
- Цвет небес, земли и солнца в эвенкийском орнаменте
- Тайна врачующего оленя
- Сопка Икалкан. Эвенская сказка
- Удэ — значит лесной
- Тигр и человек. Удэгейская сказка
- Барометр мудрого Карха
- Белый дедушка
- Люди Приамурья
- Магическая аура древнего села
- Сикачи-Алян
- Постижение эстетики тайги
- Мелодии народов Приамурья
- Посвящение народам Амура
- Амулет для счастья
- Айнская шаманка на хабаровской земле
В доме Людмилы Пассар, прямо у входной двери, висит декоративное панно. На нем — Бог четвертого неба (а по представлениям нанайцев существует девять небесных сфер) или заячий шаман. На этот счет есть легенда. У рода Самар было девять братьев и одна сестра. Братья, люди сильные, находчивые, могли шутя вдоль всего Амура за день пробежать. Могли ледоход остановить, сдерживая руками мощные льдины. И вот однажды затеяли они странную забаву. Поймали зайца, обступили его плотным кольцом и стали издеваться над бедным животным. Тыкали острыми палками, рвали в клочья крючками. Закричал заяц человеческим голосом и умер, а душа его взлетела к четвертому небу. За принятые страдания сделался он заячьим шаманом и стал оберегать всех обиженных. Людмила Уламовна сказала, что Бог четвертого неба — защитник ее дома.
Все-таки существует нечто, независимое от нас, что передается по наследству от далеких предков. В детстве Людмила Пассар больше всего любила разговаривать с бабушками. Смотрела, как они вышивают халаты, режут узоры на бересте, слушала сказки. А как она любила мамины песни! Плывут, бывало, в лодке — Амур такой тихий, спокойный, к нему прилегли мохнатые берега. Мама заводит песню о птицах, которые летят в поисках пропитания для птенцов, о невзгодах и препятствиях на их пути. И этот незатейливый сюжет, наполненный на самом деле глубоким философским смыслом, так бередит душу, что маленькая девочка не может сдержать слез.
О ловких руках маленькой Людмилы старушки говорили: «Хорошо режет, уже не портит узор». Как-то родители прослышали о детской творческой выставке, организованной в Троицком, и решили показать там бумажные орнаменты дочери. Отец Улама Васильевич отправился в путь, но на выставке ему сказали: «Не может быть, чтобы ребенок так профессионально вырезал из бумаги». Немногословный Улама Васильевич сгреб тогда узоры, сунул в карман. «Никто не поверил», — коротко объяснил девочке, вернувшись домой. Но молва о маленькой мастерице быстро разошлась по краю. К ней даже стали наведываться корреспонденты, и фото Людмила красовалось в местных газетах. Сама Людмила Уламовна с улыбкой вспоминает свою «газетную славу». Пожимает плечами: «Какой смысл от этого?». Она убеждена, что большое искусство не нуждается в громкой рекламе. Мир художника наполнен тишиной и не терпит громкого вторжения. Только так можно расслышать и уловить суть всего. Было время, когда Людмила Уламовна решила даже отказаться от личной жизни ради искусства. Она приходила к бабушкам, записывала сказки, легенды, предания. Потом они ложились в основу ее декоративных панно, рисунков. Но в одиночестве тоже радости немного. Появилась семья, дети. Старшая дочь Вика сегодня уже студентка худграфа Хабаровского педагогического университета. Как заметила Людмила Уламовна, у нее свое видение мира, она по-своему трактует национальные узоры. Младшие Данил и Даша тоже создают интересные образы на бумаге. Так что духовное наследство нанайских бабушек передалось и детям Людмилы Пассар.
Кто знает, может, именно тогда, при свете лучины (а вышивали прежде в деревнях и стойбищах в основном по вечерам), в мерцании звезд и желтоватых отблесках луны совершалось таинство. И в птичку, которой в дальнейшем было суждено родиться девочкой, вселялся особый дар художника. В материале репродуцированы работы Л. У. Пассар: резные панели из триптиха «Верховные божества. Родовые тотемы» из бересты и текстильный ковер, принадлежащие автору. Елена ГЛЕБОВА |
|||
|