- Искусство коренных народов Приамурья
- Бесконечная спираль времен
- Искусство народов Приамурья. Традиции и новации
- Птицы небесные
- Верные стражи — дюлины
- Камлание нанайской шаманки
- Мифический сюжет на древнем суцуку
- Бабушкино наследство Людмилы Пассар
- Уроки моего народа
- Уснувший дракон на берегу извилистой реки
- Любовь таежных мэргэнов
- Нефритовые бусы
- Этюды о Лонки
- Лодки из глубины веков
- Оленья страна эвенкийской детворы
- Цвет небес, земли и солнца в эвенкийском орнаменте
- Тайна врачующего оленя
- Сопка Икалкан. Эвенская сказка
- Удэ — значит лесной
- Тигр и человек. Удэгейская сказка
- Барометр мудрого Карха
- Белый дедушка
- Люди Приамурья
- Магическая аура древнего села
- Сикачи-Алян
- Постижение эстетики тайги
- Мелодии народов Приамурья
- Посвящение народам Амура
- Амулет для счастья
- Айнская шаманка на хабаровской земле
Родилась Клавдия Павловна 19 ноября 1906 года в станице Абинской Краснодарского края в семье военнослужащего. Закончив школу, а затем индустриальный техникум в Новороссийске, К. П. Белобородова продолжала учиться на вечернем отделении Самаркандского филиала Ташкентского индустриального института. Вероятно, на выбор ею технической специальности повлиял пример отца, прошедшего путь от войскового телеграфиста до главного инженера почты и телеграфа Черноморского округа. Но в ее жизни параллельно с «физикой» шла «лирика» — увлечение вышивкой, заниматься которой она начала с пяти лет «и на всю жизнь». В автобиографии Клавдия Павловна писала: «Народным искусством, филейной и гладьевой вышивкой много занималась и увлекалась с детства... Вот такое хобби красной чертой прошло через всю мою жизнь. Но теперь я хорошо знаю, что это было не только простое увлечение — это было призвание, ставшее целью жизни». Вместе с мужем, военным строителем, К. П. Белобородова приехала в 1953 году в Хабаровск. Здесь она участвовала в выставках декоративно-прикладного искусства, организовала кружок художественной вышивки в Доме народного творчества. Первая встреча Клавдии Павловны с традиционным искусством коренных народов Приамурья произошла в Хабаровском краеведческом музее. Пораженная своеобразием национальных орнаментов, она стала задавать вопросы. Но в ответ услышала: «Это искусство прошлого, и сейчас им не занимаются». В 1958 году К. П. Белобородова получила приглашение на должность методиста по прикладному искусству краевого Дома народного творчества, и вряд ли это было просто совпадением. В том же году состоялась первая командировка Клавдии Павловны в таежное село Гвасюги. Здесь она столкнулась с неожиданной проблемой. Местные мастерицы не занимались своим традиционным искусством, считая его никому не нужным. С этого момента начинается кропотливая работа Белобородовой по возрождению народных традиций, командировки одна за другой в национальные села Хабаровского края. Истинный интерес к работам мастериц, к их жизни и осознание того, что традиции национального искусства становятся «уходящей натурой», определяют направленность ее работы. Клавдия Павловна убеждает коренных жительниц Амура в необходимости следовать традициям предков, показывать свои работы на выставках, пропагандируя таким образом самобытное искусство своих народов.
Вместе со своими коллегами Клавдия Павловна вела большую работу по пропаганде уникального искусства аборигенов края (с 1974 года она перешла на постоянную работу в Художественный фонд). В 1963 году по их инициативе принято решение крайисполкома «О дальнейшем развитии прикладного искусства малых народностей Хабаровского края», в этом же году состоялась первая зональная конференция народов Севера с организацией выставки прикладного искусства и приглашением лучших мастеров. В 1965 году в Москве на ВДНХ пять мастериц из Хабаровского края получили дипломы лауреатов. Год спустя в Хабаровске впервые проведен семинар по национальному прикладному искусству, на который пригласили умельцев из районов им. Лазо, Хабаровского и Амурского. Семинар очень заинтересовал мастеров и оказал большое влияние на качество изделий, которые они представили на краевую выставку 1967 года, так как в ходе семинара проходил обмен опытом, просмотр экспонатов художественного и краеведческого музеев, разбор привезенных работ. В эти годы изделия национального искусства вывозятся за рубеж и демонстрируются на выставках в Познани (Польша, 1966 г.), Ниигате (Япония, 1967 г.) и т. д. Однако на этом пути были не только достижения и победы. Если в 1968 году на учете Дома народного творчества состояло более 350 мастеров, то уже к 1984 году их насчитывается около 80. Ситуация объяснялась не только естественной убылью, но и тем, что, добившись открытия мастерских по изготовлению традиционных изделий, наладив машинное производство с элементами национальных орнаментов, организаторы столкнулись с серьезной проблемой: мастера высшего класса стали уходить в это производство. Клавдия Павловна пишет о том, что такие мастера не должны привлекаться к изготовлению массовых, поточных изделий, они должны находиться на особом учете Художественного фонда и выполнять по его заказам высокохудожественные изделия ручного труда, которые будут экспонироваться на выставках и пополнять коллекции музеев. Следующая проблема — преемственность традиций. Для этого предполагалось ввести в школах национальных сел обязательные занятия по изучению основ народного искусства, а также на художественно-графическом факультете ХГПИ организовать практические занятия с приглашением мастеров, проводить экскурсии в национальные районы края и организовать на факультете учебный музей народного искусства. Позднее мысль о создании такого музея трансформируется. Клавдия Павловна пишет: «Хабаровску нужен музей народного искусства. Своеобразное и живое традиционное искусство малых народностей нашего края на многочисленных выставках в Советском Союзе и за рубежом заслужило право иметь свой музей. Небольшие экспозиции краеведческого и художественного музеев не дают полного представления о нем». Не правда ли, актуальное, но, к сожалению, до сих пор не реализованное предложение?
Работая с мастерами, Клавдия Павловна проявляла такт и уважение к их личности, знала психологию этих людей. Именно такое внимание к мастерам позволило существенно пополнить коллекции хабаровских художественного и краеведческого музеев, музеев Комсомольска-на-Амуре, Переяславского народного музея. Благодаря настойчивости К. П. Белобородовой семь народных мастериц были приняты в Союз художников России — Сергучева Любовь Иннокентьевна, Самар Анна Кузьминична, Казарова Александра Николаевна, Росугбу Очу Лукьяновна, Кялундзюга Анна Дадовна, Киле Чикуэ Золонговна. Работы этих мастериц стали основой передвижной выставки 1981 — 1986 гг., которая вначале экспонировалась в Москве и Санкт-Петербурге, а затем во многих городах Советского Союза и в Чехословакии. В 1980 году Клавдия Павловна писала: «Почетное звание членов Союза художников РСФСР, полученное нашими мастерицами, и есть память о тех неизвестных художниках прошлого, от которых они через поколение перенесли эстафету народного искусства». Сохранить эту память всеми силами своей души старалась К. П. Белобородова. Ольга ИВАНОВА, |
|||
|