- Уважаемые читатели!
- Подарки для матушки Пятницы
- Философия обряда. Коренные народы Севера
- Философия обряда. Славяне
- Знаки и символы нашей истории
- Литература
- Единое пространство культуры
- Театральные «бутоны» в отсутствие садовников
- Ваш выход, премьера!
- Искусство и добро не имеет границ
- Романтический сюжет
- Пылинка вечности на глиняном черепке
- Суровый меч и кроткое перо
- Открывший эпоху русского пейзажа
- Образ живой, одушевленный, страстный
- «Прогулка» Дюрера и страхи Средневековья
- Кусочек бирюзы в мозаике жизни
- Соло для саксофона
- Из жизни «Общества любителей Фотографии»
- Туманы и стихи
- Надежда ХРУСТОВА
Любопытно, что поначалу Ефремов пришел в зал галереи для того, чтобы оформить некоторые особенно дорогие сердцу работы. Просто так, для памяти. Человек огромного обаяния, глубоких знаний и при этом необычайно скромный, Дмитрий Федорович никогда не думал, что его рисунки могут представлять интерес для специалистов. Однако хабаровский художник Игорь Кравчук, увидев графические наброски, которые принес посетитель, решил, что они из коллекции профессионального художника, и заинтересовался ими. Когда выяснилось, что автор перед ним, Кравчук убедил ученого, что его работы стоят того, чтобы их увидели люди. Сначала выставку организовали в ДальНИИЛХе, где она была чрезвычайно тепло принята коллегами Ефремова, затем в Выставочном зале Регионального творческого союза. Стоит ли говорить, что любая выставка — это открытие и знакомство с огромным неведомым миром. А если художник при этом оказывается интересным собеседником, то такая встреча радостна вдвойне.
Школу Дмитрий закончил в 1955 году, это было чудесное время свободы, радости, единения. Поколение, детство которого пришлось на военное время, рано повзрослело, поэтому молодые ребята в первое мирное десятилетие спешили добрать то, что было отнято у них войной — беспечность, бесшабашность, радость и полноту жизни.
— Я рисовальщик, не художник, — признается Дмитрий Федорович. — Моя вселенная — лес. По природе я закоренелый лесовод, хотя любовь к изобразительному искусству сопровождала меня всю жизнь. Но художником себя назвать не могу. Наверное, умение образно видеть и постигать окружающее через «картинки» было для ученого тем параллельным миром, который сопутствовал основному делу, давал возможность скрасить трудности полевой жизни, взглянуть со стороны на себя и своих коллег. Дмитрий Федорович изучал много книг по живописи, всегда интересовался новыми направлениями в живописи и графике, посещал выставки. Но основным все же оставался лес, во всем богатстве и многообразии форм — удивительным подземным миром, где происходит борьба, притяжения, отталкивания. Тем более что лес как совокупность живых организмов обладает теми же функциональными проявлениями, что и человек, уверяет Дмитрий Федорович, в нем происходит борьба внутренняя и борьба с себе подобными. Как и человек, лес требует бережного к себе отношения, и от правильного использования его богатств зависит природный ресурс, прирост и его дальнейшая судьба. Равно как и судьба человечества. Еще будучи студентом Дмитрий Ефремов в составе Камчатской комплексной экспедиции АН СССР по изучению производительных сил впервые попал на Камчатку, удивительную страну, где не найдешь ни одного места, про которое можно сказать, что оно типично для края. Здесь все разное, непохожее друг на друга, напоминает живописное полотно или лоскутное одеяло.
По окончании института Дмитрий Федорович добился, чтобы его распределили на Камчатку, хотя его оставляли в столице. — С тех пор я здесь, сперва работал на Камчатке директором опытной лесной станции, затем перевели на Дальний Восток, в Хабаровск. Изучал лесные ресурсы на Камчатке, в Магаданской, Амурской и Сахалинской областях, а также в Приморье, Якутии и Сибири. Как ученый объездил полмира, но лучше России ничего нет. Хотя большая часть жизни ученого-лесовода прошла в поле, она была полна разнообразия и удивительных открытий и встреч, равно как и лес, о котором Ефремов может говорить бесконечно.
Может, чтобы уберечь себя и себе подобных от истребления, ученый при помощи пера, карандаша, реже кисти и красок и создавал на протяжении жизни своеобразный заповедник. Ибо не чем иным, как историей созидания Души, не назовешь его экспромты, выполненные в порыве сердца. Линии и штрихи, летящие, обрывающиеся, напоминающие росчерк в небе или таинственный знак на снегу — они как послания в Вечность. Сентиментальные, восхитительно бесполезные, как, например, соль или сахар. Без них ведь не умирают. Да, но и не живут. Как заметила хабаровская художница Надежда Хрустова: «Главное впечатление от выставки Дмитрия Ефремова „История познания. Лес и люди“ — ощущение тишины. Чтобы познать природу, которую изображает, художник глубоко проникся этой тишиной и в таком умиротворенном состоянии передает свои впечатления. В его набросках нет напряжения, суеты, это этюды, сделанные в минуты отдыха — рано утром или при свете вечернего костра. Очень теплые работы, на которых человек предстает как часть природы, земли и неба. Человек — созидатель, стремящийся сберечь и обогреть землю, на которой живет». Светлана ФУРСОВА |
|||
|