Соло для саксофона

Первый хабаровский джазовый фестиваль. 1968 С самого начала беседа с народным артистом России Вячеславом Захаровым, дипломантом международного фестиваля джаза, который проходил в 1967 году в Таллине, лауреатом многих фестивалей искусств, напоминала джазовую композицию, в которой я упорно тянула свою партию (задавала вопросы), а Вячеслав Трофимович шутил, острил, рассказывал веселые байки, сам принимался расспрашивать, одним словом, импровизировал.

Это не мешало, хотя порой казалось, что главная тема растворилась, пропала совсем, бросив тебя на произвол судьбы посреди незнакомых улиц. Но вдруг, словно вынырнув из-за угла, почти не узнанная в новой интерпретации и все-таки радостно узнаваемая, любимая мелодия вновь окликает тебя, и ты устремляешься за ней, окрыленный надеждой на новую встречу.

В 2006 году Вячеслав Захаров отметил 65-летие. Вечер, посвященный его исполнительской деятельности, состоялся на сцене краевого театра драмы, той самой, где когда-то, лет эдак 20 назад, впервые всю ночь напролет лучшие музыканты города играли джаз. Среди них заметно выделялся молодой Вячеслав Захаров со своим саксофоном, который пел, сверкал в его руках, заражая слушателей весельем и оптимизмом.

Это было необычно для патриархального Хабаровска. Словно бодрящий душ обрушился на слушателей, хотелось подпевать, танцевать, смеяться. А для кого-то этот ночной концерт стал приобщением к новому жанру в музыке.

С тех пор в городе так и повелось: говорят «джаз», а подразумевают Захарова.

— Кстати, что означает слово «джаз»? Ни в одном словаре я не нашла ответа на этот вопрос.

— Луи Армстронг по этому поводу высказывался так: «Если вы не знаете, что такое джаз, то зачем вы спрашиваете?..» Это самый молодой жанр, которому недавно исполнилось немногим более ста лет. Но за это время джаз успел довольно громко заявить о себе. Считается, что зародился он в Америке (та самая пресловутая «музыка толстых»), хотя Леонид Осипович Утесов, например, утверждал, что родина джаза — Одесса.

— А для вас?

— Для меня родина джаза — это Дальний Восток, поскольку я здесь родился, вырос, учился. Долгое время мы и не знали что играем джаз. Тогда музыка подразделялась на классическую и эстрадную. Мы играли инструментальную музыку с элементами импровизации, может, это и был джаз, не знаю... У меня от того времени осталась огромная коллекция записей Александра Цфасмана и других исполнителей — это была целая школа легкого жанра.

— И все-таки, как начинал мэтр отечественного джаза, тогда никому не известный музыкант Слава Захаров?

— После того как два года проучился в музыкальной школе, я поступил в Хабаровское училище искусств на отделение духовых инструментов по классу кларнета. Но с детства меня влекла другая музыка, и постепенно я начал осваивать игру на саксофоне самостоятельно, тогда даже учебников никаких не было. В результате я не стал классическим музыкантом, не стал музыкантом симфонического оркестра и даже музыкантом оркестра театра музыкальной комедии я тоже не стал. А избрал легкий жанр, который на самом деле не очень-то легок, так как требует от музыканта хорошей профессиональной подготовки. Так этот необычный по тем временам жанр незаметно перетянул меня на свою сторону.

— Считается, что джаз — это свобода, стихия импровизации... Вы стихийный человек?

— А вы знаете, что такое импровизация? (Вячеслав Трофимович раскрывает учебник и цитирует): «Термин „импровизация“ означает сочинение музыки в процессе исполнения, а это значит, что необходимо в домашней работе тщательно отбирать средства...» Другими словами, у музыканта должно быть много стандартов, с помощью которых создается импровизация. Среди музыкантов существует такая шутка: джаз удобен тем, что требует малого количества нотной бумаги...

— То есть весь вечер импровизируешь, играешь — и все, мгновенье больше не повторится...

2-й фестиваль «Джаз над Амуром». Играют и поют блюз: Валентина Пономарева, Александр Фишер, Вячеслав Захаров и биг-бэнд  под управлением Морозова. Дирижер Александр Миллер. 1986— Ну почему? Есть музыканты, которые исполняют свою одну и ту же версию несколько раз. А прагматичные американцы, например, когда появилась грамзапись, вообще стали оставлять все дубли на записи, на их основе потом создавали учебники с циклами импровизаций. У Баха это называлось вариациями на тему, а в джазе — импровизацией. Для меня критерий джазового музыканта — это умение управляться с мелодией.

— В чем смысл импровизации? Всегда ли это встречается с пониманием слушателями?

— Если подкреплено достаточно высоким уровнем исполнения, то да. А смысл в том, чтобы заразить своим настроением слушателей, передать им то, что ты чувствуешь и умеешь. Есть два типа импровизации — лениарный (сочинение мелодии на гармоничную основу темы) и парафразный (создание вариации на мелодию темы), но самое главное в джазе — правильно донести мелодию до слушателей, чтобы она запомнилась, отложилась в памяти с самого начала.

— Как сложилась ваша жизнь после окончания училища?

— Служил в армии. Потом стал работать в ансамбле при Доме офицеров под управлением Вадима Горовца. Играл в других оркестрах, которые по форме не укладывались в рамки классики, а также выступал в различных по составу ансамблях. Мы играли в городских кинотеатрах перед сеансами, в ресторанах, на танцплощадках, ездили по воинским частям, исполняли музыку из репертуара популярных в те годы Гелены Великановой, Нины Дорды, Леонида Утесова. Вот тогда-то в нашу жизнь и ворвалось это слово — джаз. Я считаю, что именно с квинтета Вадима Горовца и началась моя деятельность по популяризации этого жанра на Дальнем Востоке. Мы очень много ездили. Гастроли, поездки, встречи с разными людьми — это было замечательное время. Вскоре к нам присоединился трубач Александр Фишер. В мае 1968 года мы стали лауреатами джазового фестиваля, который проходил в Москве. Вернулись окрыленные, счастливые, и уже в декабре провели в Хабаровске первый фестиваль джаза — участники и оргкомитет в одном лице. Это стало грандиозным событием для города.

— Правда ли, что джазмены тогда подвергались гонению?

— Может, потому, что уже наступил период оттепели и фестивали джазовой музыки стали проводиться на международном уровне, особых гонений на джаз я не помню. Другое дело, что музыкантам могли посоветовать (курсив автора. — Ред.) включать в концертный репертуар больше советских композиторов, но чтобы запрещали?... Нет, такого не помню.

— Вы много ездили, были в Америке. Расскажите, что это были за поездки?

— Я всегда был гастролирующим музыкантом, никогда не отказывался и не отказываюсь от выступлений, но в то же время всегда отдаю себе отчет в том, где и с кем играю. В Америке я выступал в дуэте с магаданским пианистом, нас приглашали туда на протяжении нескольких лет. Кроме того, был в Корее, Сингапуре. Может, потому что я много ездил, сильного желания уехать из Хабаровска не возникало. Хотя когда покинули город в поисках лучшей доли Александр Фишер, Вадим Горовец, я очень жалел, что распался наш коллектив.

— Насколько, на ваш взгляд, интенсивна в Хабаровске музыкальная жизнь?

— О музыкальной жизни в городе можно говорить тогда, когда есть человек, который не только генерирует идеи, но и воплощает их в жизнь. Раньше я всех теребил, хотел все успеть, торопился, бежал, не давал почивать на лаврах. Мы много репетировали — это рождало здоровую конкуренцию среди музыкантов... Сейчас всем этим занимается Валерий Хусаинов, наш продюсер. Сегодня джаз стал сложнее, в нем много различных направлений, он требует большой виртуозности от исполнителей.

— Вы преподаете в колледже искусств основы джазовой импровизации. Что можете сказать о своих учениках?

— Поколению сегодняшних музыкантов сложно приходится, ибо необходимо переварить массу современной литературы и в то же время не забывать основы, которые были заложены прошлым поколением, нашими предшественниками. Что касается учеников, то поскольку вкладываешь в это дело душу, хочется, чтобы были результаты...

— Что кроме преподавания составляет вашу жизнь сегодня?

— Я солист штаба Дальневосточного военного оркестра, это один из главных оркестров города, который выступает на всех городских мероприятиях, праздниках, концертах. Оркестр исполняет не только духовую или танцевальную, но и симфоническую музыку... Но джаз по-прежнему играет в моей жизни важную роль. Уже стало традицией ежегодно проводить в городе «Рождественский бал», участником которого я неизменно являюсь. Ну и, наконец, наш весенний фестиваль «Джаз над Амуром», он продолжается...

Светлана ФУРСОВА
Хабаровск