- Уважаемые читатели!
- Подарки для матушки Пятницы
- Философия обряда. Коренные народы Севера
- Философия обряда. Славяне
- Знаки и символы нашей истории
- Литература
- Единое пространство культуры
- Театральные «бутоны» в отсутствие садовников
- Ваш выход, премьера!
- Искусство и добро не имеет границ
- Романтический сюжет
- Пылинка вечности на глиняном черепке
- Суровый меч и кроткое перо
- Открывший эпоху русского пейзажа
- Образ живой, одушевленный, страстный
- «Прогулка» Дюрера и страхи Средневековья
- Кусочек бирюзы в мозаике жизни
- Соло для саксофона
- Из жизни «Общества любителей Фотографии»
- Туманы и стихи
- Надежда ХРУСТОВА
Покой народам всем, рабам отрады свет, Мухаммед ас-Самарканди В Дальневосточном художественном музее хранится замечательная коллекция старинного оружия, большинство экспонатов которой поступило из Государственного Эрмитажа в 1931 году. Коллекция насчитывает 63 предмета европейского, русского и восточного оружия и представляет несомненный интерес как для специалистов, так и для любителей истории. Изучение музейных предметов позволяет прикоснуться к таинственному миру мастеров-оружейников, превращавших зловещие атрибуты войны в подлинные произведения искусства, беспощадных воинов и, как ни странно, художников. Мастера кисти часто изображали заказчиков при оружии (например знаменитый «Ночной дозор» Рембрандта из Рейксмузеума, Амстердам), ибо оно не только подчеркивало мужественные черты лица и благородное происхождение (таков «Портрет Иоганна Фридриха, курфюрста Саксонского» работы Тициана из музея Прадо, Мадрид), но и придавало воинственный вид даже торгашам и никчемным правителям, кроме того, они часто работали над эскизами различных видов оружия, например знаменитый швейцарский кинжал «гольбейн» (в В разных частях света появлялись военные сословия, будь то рыцари или самураи, для которых оружие — это нечто большее, чем кусок железа. Возможно, говоря о своем клинке, они согласились бы со словами, начертанными на двуручном «кошкодере» ландскнехта на одной из гравюр художника и воина Урса Графа: «Ты мой единственный напарник». В данной статье представлены несколько экземпляров европейского и восточного оружия, которые нашли отражение на картинах и гравюрах из фондов ДВХМ. Данный метод позволит окунуться в эпоху, когда эти предметы были не музейными экспонатами, а практически необходимыми атрибутами воинов. Кроме того, наглядный материал помогает реконструировать их внешний облик, а также способы крепления и ношения оружия. Для начала рассмотрим европейское оружие. Предмет, который хранится под безликим номером П-236, позволит нам по-иному взглянуть на некоторые картины и проследить эволюцию шлема, именуемого в литературе по оружиеведению бургиньот (фр. bourgignot) или штурмхаубе (нем. sturmhaube). Классический бургиньот можно распознать по нескольким характерным элементам: козырьку, подвижным нащечникам и четко выраженному назатыльнику (воины в бургиньотах изображены на копии картины Валантэна «Солдаты, играющие в кости» из фондов ДВХМ). Во второй половине XVI века появляются шлемы, соединившие в себе лучшие черты армэ и бургиньота. Взяв общую конструкцию с присоединенным ожерельем (оно равномерно распределяло вес шлема на плечи) от армэ, новый шлем отличался от него устройством забрала, на котором непременно присутствует козырек. Забрало, крепящееся на двух боковых шарнирах, как правило, двух видов. В первом случае оно образовано несколькими вертикальными прутьями, составляющими решетку, поэтому шлем иногда называют решетчатым, либо одним центральным прутом (подобный шлем изображен на картине Ю. Сустерманса «Портрет Фердинанда Медичи, герцога Тосканского» из фондов ДВХМ). Во втором случае забрало имеет вид выгнутой пластины с большими прорезями для глаз, а иногда для рта, как на музейном шлеме. Козырек, заимствованный у бургиньота, неподвижно прикреплен к забралу и двигается вместе с ним. По внешнему виду забрала, отдаленно напоминающему череп, в Германии шлем назывался «мертвая голова» (нем. totenkopf). Под этим названием он известен и в русскоязычной литературе. На картине голландского художника Питера Кваста Ольстры изображены на картине художника А. О. Орловского Таким образом, оружие в сочетании с изобразительным искусством, позволит реконструировать внешний облик всадников, которые могли встретиться на полях сражений Тридцатилетней войны Завершающий этап эволюции шпаги возможно проследить на примере другого музейного экспоната. Это некогда грозное оружие воинов и дуэлянтов к середине XVIII века превращается в декоративное, которое имеет много названий: гражданская, придворная или костюмная шпага. Шпага состоит из легкого колющего клинка, рукояти с тонким череном, яйцевидного навершия и закрытого эфеса с двухчастным щитком. Данный вид шпаги потерял свое боевое значение (о чем говорят рудиментарные Pa d, Ane) и использовался как неотъемлемый атрибут повседневного дворянского костюма. На портрете архитектора и первого ректора Академии художеств А. Ф. Кокоринова работы П. Ксидиаса с оригинала Д. Г. Левицкого мы видим изящную шпагу, относящуюся к той же конструкции, что и музейный экспонат. Восточное оружие, вызывающее неподдельный восторг качеством отделки, также нашло отражение в произведениях изобразительного искусства, представленных в ДВХМ. Комплекс защитного вооружения, характерный для индо-персидского региона, изображен на гравюре Н. С. Мосолова с оригинала В. В. Верещагина «Афганец». На этом до зубов вооруженном головорезе надета кольчуга и оригинальный доспех — чар-айна («четыре зеркала»). Чар-айна появилась в Иране как альтернатива кольчато-пластинчатым доспехам (юшман, бахтерец) не ранее XVI века. Классический доспех состоит из двух прямоугольных пластин (иногда встречаются пластины, у которых верхний край в виде арки) с немного выпуклой поверхностью, для более плотного прилегания к телу, предназначенных для защиты груди и спины, и двух боковых пластин с выемкой по вернему краю. На внешней стороне пластин прикреплены застежки, в которые продевались кожаные ремни, соединявшие «зеркала» между собой. Передняя и задняя пластины дополнительно соединялись друг с другом при помощи плечевых ремней. Эти ремни, как наиболее уязвимые для перерубания, защищались металлическими пластинками или кольчужной сеткой. Кольчуга, представленная в музее, скорее всего восточного происхождения. По креплению колец данный предмет относится к виду кольчатого доспеха, именуемого в России панцирь (от греч. пансидерион — железо). Отличие от кольчуги состоит в способе крепления колец. В кольчугах кольца скреплялись между собой при помощи гвоздя, проходящего сквозь отверстия в кольцах, тогда как в панцирях практиковалось крепление на шип, укрепленный на одном из концов кольца. Ударом молотка или особыми отжимными щипцами шип вгонялся острием в отверстие на другом расплюснутом конце кольца. Таким образом, этот способ крепления значительно проще и быстрее других, а кроме того, шип выходил на внешнюю сторону доспеха и не рвал одежду. Косвенным указанием на происхождение панциря может служить нагрудная пластинка из желтого металла, соединяющая края горлового выреза. Возможно, это «кантха собха» (шейный щиток), напоминающая европейские нагрудные знаки офицеров XVIII века, характерная для индийских кольчатых доспехов. За поясом афганца целый арсенал клинкового оружия, не имеющего аналогий в музейной коллекции, а за спину перекинут щит. Щит лучше виден на картине К. Ф. Гуна Итак, дополнив оружие изобразительным материалом, мы имеем возможность воссоздать облик восточных воинов, противостоявших русским войскам Черняева и Скобелева, которые освободили Среднюю Азию от средневекового мракобесия, междоусобных войн и работорговли. Для более полного представления о коллекции целесообразно привести один из предметов русского оружия. В качестве примера приведу эспонтон — офицерское древковое оружие, не имеющее прямых аналогий в изобразительном искусстве из фондов ДВХМ. Однако декор на наконечнике эспонтона находит продолжение на портрете Павла I кисти С. С. Щукина В заключение хочу обратить ваше внимание на гравюру замечательного художника, ученика А. Дюрера Ганса Зебальда Бегама «Взятие Иисуса в Гефсиманском саду», и не потому, что стражники вооружены алебардами (пылитесь с миром в музейных сейфах), а чтобы напомнить слова Спасителя: «...возврати меч твой в его место; ибо все взявшие меч мечом и погибнут» (Мф. 26. Сергей МЕХОВЩИКОВ МЕХОВЩИКОВ Сергей Геннадьевич, научный сотрудник Дальневосточного художественного музея. Родился в Казахстане. В Хабаровске живет с 1987 года. Окончил исторический факультет Хабаровского государственного педагогического университета. Тема исследования — старинное оружие. Приоритеты в искусстве — художники эпохи Северного Возрождения, поэзия Серебряного века. |
|||
|