Фотограф Эмиль Теодор Нино (1845–1923) оставил богатое наследие этнографических фотографий. Его снимки хранятся на родине во Франции, более двухсот фотографий еще при жизни он сдал в Гродековский краеведческий музей Хабаровска. Большая коллекция мастера находится сегодня в стенах Дальневосточной государственной научной библиотеки. Коренные жителей Приамурья – особая тема работ фотографа. Эмиль Нино в интерьере студии собирал предметы быта, охотничий инвентарь. Людей в кадре располагал таким образом, что теперь без труда можно разглядеть обувь, головные уборы, вязь узоров на одежде. Искусствоведы могут сравнивать, как нынешние умельцы относятся к эстетическим канонам произведений предков, не нарушаются ли традиции мастеров прошлого. В редком фонде Дальневосточной государственной научной библиотеки есть альбом с весьма любопытными фотографиями. На снимках – Япония, город Нагасаки, бытовые сценки из жизни горожан. Фотографии цветные. В начале ХХ века российский изобретатель Прокудин-Горский разработал теорию цветного фотографирования, но способа цветной фотопечати еще не существовало. Эмиль Нино бывал в Нагасаки, где оптом закупал товары для своей торговли. Времена, когда он сам изготавливал фотопластинки со светочувствительным слоем для работы в павильоне и на пленэре, ушли в прошлое. В 1889 году фирма «Истмен» в США изготовила первый фотоаппарат «Кодак» и рулонную пленку. Процесс съемки и химическая обработка отснятого материала упростились. Вместе с другими фотографами шаг к прогрессу совершил и наш Нино. В Нагасаки он запасался впрок фотоматериалами хорошего качества. Вспомним, что француз не терял связи с исторической родиной. Были у него обязательства перед географическим обществом своей страны. Япония всегда вызывала интерес у европейцев. Эмиль не упустил возможности заработать. Как он делал цветные фотографии? После очередного посещения Франции наш герой вернулся в Хабаровск, пригласив с собой на работу художника-ретушера Альберта Дюраше (du-Roche). Мастер с большим старанием и умением раскрасил красками фотографии Нино. Если вспомним, что в юности у себя на родине Эмиль Нино трудился в переплетной мастерской, то продукт деятельности фотографа и ретушера – фотоальбомы на любой вкус – был высочайшего уровня. В японском альбоме Нино (хочется его так называть) есть изображения представителей загадочного народа айнов. Этим фотографиям более ста лет. Почему я уверен, что фотографии с изображениями айнов принадлежат Эмилю Нино? У каждого фотографа есть свой, образно выражаясь, почерк. Я пересмотрел сотни его фотографий. Группы японцев Эмиль фотографировал и на берегах Амура. В японском альбоме композиция снимков – профессиональный почерк Нино. Валерий Токарский, |
|||
|