В Хабаровске уже во второй раз проходит краевой фестиваль «Национальные мотивы народов Приамурья в современном костюме – Мангбо». Семнадцать коллекций, три номинации – «Современный национальный костюм», «Мода pret-a-porte», «Авангард» и единый для всех, невероятно благодатный источник творчества – Амур. Мангбо, или большая полноводная река, как называют его северные народы, река жизни. На его берегах зародилось и развивалось на протяжении тысячелетий искусство, аналогов которому в мире нет. Амур-Мангбо давал жившим здесь людям уникальный материал – рыбью кожу, «подсказывал» сюжеты для орнаментов. Самые первые исследователи культуры и материального быта аборигенов Амура, побывавшие здесь с научными экспедициями в конце XIX – начале XX столетия и создавшие впоследствии фундаментальные этнографические труды, не скрывали своего восхищения. Например, Ричард Маак, совершивший путешествие на Амур в 1855 году: «Нельзя не подивиться наклонностям здешних жителей придавать всем своим вещам красивый вид, разнообразию узоров, украшающих их вещи, и приятному сочетанию употребляемых ими красок; во всем этом ясно проглядывается чувство изящного, составляющее замечательную особенность здешних племен, потому что ни у кого из других жителей Восточной Сибири мы не встречаем в такой степени развитаго художественного инстинкта…» В 1913 году другой неутомимый путешественник Иван Лопатин напишет в своей книге о необычном материале, который для местных народов был основным при изготовлении одежды и многих других предметов быта: «Но и в настоящее время даже около русских селений можно встретить «франтов», щеголяющих в халатах из рыбьей кожи, а в глухих далеких стойбищах до сих пор остался в большом ходу старинный национальный костюм…» Сегодня халаты, головные уборы, обувь амурских «франтов» украшают этнографические коллекции музеев; старинные ремесла, к счастью, не превратились в застывшие экспонаты. Память о мастерах, которые передавали самобытное искусство по цепочке поколений, все еще остается важной частью нашей жизни. И когда появилась идея фестиваля «Национальные мотивы народов Приамурья в современном костюме – Мангбо» (его организаторами выступили министерство природных ресурсов, министерство образования Хабаровского края и Хабаровский технологический колледж), стало понятно, что для молодых дальневосточников, которые занимаются созданием одежды и в будущем видят себя в этой профессии, он станет очень серьезным импульсом к изучению культуры коренных малочисленных народов Приамурья, философии их орнаментов, традиционного костюма. Коллекция одежды «Айсима ирга» («Золотой узор») из ткани и рыбьей кожи с очень точными вкраплениями этнографических деталей и гармоничным сочетанием старых и новых технологий признана лучшей в номинации «Современный национальный костюм». Ее представила творческая группа Булавинского филиала Хабаровского технологического колледжа (директор Л.Б. Хатхил) из села Булава Ульчского района. Нанайские, негидальские, эвенкийские узоры стали главными акцентами в коллекции «Блики прошлого», созданной творческой группой «Эвэлэн» (руководитель А.П. Цой) из поселка Хор района имени Лазо. Неожиданные идеи, смелые сочетания современных материалов и традиционных форм можно было увидеть в номинации «Мода pret-a-porte». Победитель – творческая группа студентов и преподавателей Хабаровского технологического колледжа (руководитель студии моды, преподаватель моделирования Л.Н. Мель) и ее коллекция «Илга дярини» («Поющие узоры»), похожая на россыпь самоцветов. В той же номинации задорный «Амурский антураж», где соединились джинсовая ткань и узоры Мангбо (объединение «Сорока» дворца творчества детей и молодежи «Маленький принц», руководитель С.В. Таштамирова), и представленная очень театрально коллекция «Сезон охоты» (студия «Модница» дворца творчества детей и молодежи «Маленький принц», руководитель О.С. Лунева). «Магия серебристой чешуи» стала украшением номинации «Авангард». Автор коллекции одежды и предметов из рыбьей кожи – Валентина Владимировна Бельды, представляющая Центр нанайской культуры села Джари Нанайского района. Валентина Владимировна занимается обработкой рыбьей кожи всего несколько лет, но она уже стала признанным мастером и учит ремеслу предков маленьких жителей своего села. Ее коллекция также в числе победителей краевого фестиваля «Национальные мотивы народов Приамурья в современном костюме – Мангбо». «Самое важное, без чего не может быть никакого искусства, у гольдов (старое название нанайцев. – Прим. ред.) есть именно любовь к красоте, любовь к творчеству, вымыслу и поэзии…» – такую оценку произведениям амурских мастеров дал почти сто лет назад Иван Лопатин. Для современных художников и дизайнеров народное искусство по-прежнему живой источник идей и вдохновения. А в роли главного кутюрье – Мангбо. Анна МОРОЗОВА |
|||
|