Человек неиссякаемого добра и твердого духа

Николай Дмитриевич Наволочкин. 1960-еК 100-летию со дня рождения Николая Дмитриевича Наволочкина

Обычно о Николае Дмитриевиче Наволочкине (1923–2013) говорят как о писателе, участнике Великой Отечественной войны, почетном гражданине Хабаровска, но редко задумываются о том, сколько профессиональных авторов он подготовил, когда был литературным редактором Хабаровского книжного издательства и редактором журнала «Дальний Восток»...

Н. Д. Наволочкин родился в 1923 году в деревне Николаевка Дальневосточной области РСФСР (ныне — п. Николаевка ЕАО), первые стихи опубликовал в 1935 году в газете «Знамя пионера» и с тех пор служил поэзии, а позже — прозе и «четвертому роду литературы» — критике. В 1947 году после демобилизации Николай Дмитриевич поступил на исторический факультет Хабаровского государственного педагогического института, а по окончании его с 1951 по 1958 год работал редактором сначала Дальневосточного государственного издательства (Дальгиза), затем в 1953 году преобразованного в Хабаровское книжное. В 1953-м же вышла в свет его первая книга «Дорогие мои земляки», а спустя год молодой автор стал членом Союза писателей СССР.

А. Грачев, П. Проскурин, М. Белов, Н. Наволочкин, С. Смоляков, Р. Агишев, В. ЕфименкоВ издательстве работали опытные, подготовленные сотрудники, выпускалась художественная, краеведческая, детская, справочная литература, а также по традиции литература на языках коренных народов Приамурья и Севера. Оно было связано с научными учреждениями и с наиболее крупной и старейшей на Дальнем Востоке писательской организацией. Благодаря неустанной работе Наволочкина молодые писатели приобретали литературный опыт, становились известными, радовали дальневосточников своими произведениями, пополняли ряды писательской организации Хабаровска. Для начинающих писателей Николай Дмитриевич был наставником...

Уже к 1962 году Хабаровское книжное издательство выпустило более ста названий и брошюр общим тиражом 1 миллион 28 тысяч экземпляров, и немалая роль в этом Н. Д. Наволочкина. В начале 1950-х в Хабаровске вышли книги стихов известных дальневосточных поэтов — «Радуга над полигоном» (1952), «Письмо без марки» (1956) А. И. Рыбочкина; «Приамурье мое» (1953), «Встреча в Заречье» (1957) С. А. Смолякова; «Знамя полка» (1951), «Слово к друзьям» (1953) С. А. Тельканова; «Пионерское лето» (1955) А. С. Ткаченко. Николай Дмитриевич редактировал книги «Письмо без марки», «Слово к друзьям», «Пионерское лето».

Труд хорошего литературного редактора всегда отличается точностью и деликатностью: расставляются нужные акценты и, на первый взгляд, незаметно меняется текст. Работа с молодыми авторами требует особой кропотливости: представленная издательству рукопись нуждается во всестороннем анализе; редактору необходимо подготовить рекомендации автору, литературно обработать текст.

Сотрудники издательства: Н. Наволочкин, С. Рослый, Н. Шундик, А. Степанов, неизвестный, Бывшев (директор). 1952

В 1955 году вышел сборник стихов молодых поэтов «Первый запев», и благодаря высокому профессионализму и благожелательности Николая Дмитриевича Наволочкина многие авторы впоследствии стали известными литераторами, членами Союза писателей, среди них Борис Можаев, Борис Копалыгин, Олег Маслов, Александр Мандрик, Павел Халов.

В 1950-е в Хабаровском книжном издательстве вышли и первые книги Н. Д. Наволочкина «Дорогие мои земляки» (1953), «На Амуре» (1954), «Как Аленка поила теленка» (1956). В 1960 году опубликовали книгу стихов молодого хабаровского поэта П. В. Халова «Три огонька», и хотя Н. Д. Наволочкин в это время в издательстве уже не работал, он был ее редактором. Памятно, что стихотворение «Если я промолчу» из этого сборника отмечено литературной премией на Всесоюзном фестивальном конкурсе в Москве в 1957 году.

В 1959-м Н. Д. Наволочкина приняли в Союз писателей СССР. Он много писал для детей и в том же году перешел на должность заместителя редактора журнала «Дальний Восток» (главным редактором был Н. М. Рогаль). Со второго номера журнала за 1978 год по 1987-й Николай Дмитриевич был его главным редактором.

На 2023 год приходится 90-летие «Дальнего Востока», который часто называют «флагманским крейсером дальневосточной литературы». Он имеет удивительную историю. Впервые о необходимости создания своего дальневосточного журнала сказал А. М. Горький в беседе с ученым и писателем Т. М. Борисовым в 1929 году. Первоначально он назывался «На рубеже», в 1933 году вышел как литературно-художественный альманах, а в 1934-м получил статус журнала. Первым редактором стал журналист и переводчик И. И. Шацкий, который работал в этой должности с 1933 по 1935 год. После него ответственным редактором нескольких номеров был А. А. Фадеев, а с 1946 года издание стало зональным и получило название «Дальний Восток», в 1966 году — статус российского литературного журнала.

На его страницах впервые опубликованы произведения писателей, ставших гордостью русской советской литературы: А. А. Фадеева, В. Н. Ажаева, Н. П. Задорнова, П. Л. Проскурина, Вс. Н. Иванова. Особое место «Дальний Восток» всегда уделял национальной литературе, публикуя произведения Д. Б. Кимонко, В. М. Санги, Г. Г. Ходжера, Ю. С. Рытхэу, А. А. Пассара, А. А. Кымытваль.

В 1983 году в связи с 50-летием журнал «Дальний Восток» наградили орденом Дружбы народов. В 2004-м он удостоен звания «Лучший провинциальный журнал России». В разное время его главными редакторами были писатели А. С. Пришвин (1948–1955), Н. М. Рогаль (1947–1948, 1955–1977), Н. Д. Наволочкин (1977–1987), В. М. Федоров (1987–2001), В. В. Сукачев (2002–2012), А. В. Николашина (с 2013-го) и другие. Такова краткая история журнала.

Н. Д. Наволочкин часто выступал с критическими статьями о творчестве дальневосточных писателей, и его литературную критику отличала убедительность аргументации, она включала в себя и художественную составляющую. Стилю Наволочкина свойственна мягкость и некатегоричность. О новой книге А. А. Пассара «Нанайские приметы» (1960) он писал: «Продолжая традицию Акима Самара, Андрей Пассар в новой своей книжке очень бережно и в то же время смело использовал многие мотивы и приемы устного творчества своих земляков».

О том, каким редактором был Николай Дмитриевич, рассказывают письма его адресантов, хранящиеся в фондовом собрании Гродековского музея. Среди авторов такие дорогие для нас имена, как Ю. А. Шестакова, Ю. В. Трифонов, А. С. Пришвин, Д. Д. Нагишкин, А. Гай, Н. Е. Шундик, А. Н. Максимов, А. И. Алдан-Семенов, Б. Н. Полевой, Р. К. Агишев, А. Н. Ткаченко, И. П. Золотусский. Есть и менее известные дальневосточникам имена, например, Оскар Адольфович Хавкин, человек яркой судьбы, член Союза писателей СССР с 1949 года. Он родился в Стокгольме в 1912 году, был выпускником Всесоюзного Коммунистического университета им. Я. М. Свердлова, окончил МГПИ им. В. И. Ленина. Известен как детский поэт.

О редакторской работе Н. Д. Наволочкина О. А. Хавкин писал, что «она отличается точностью, скромностью и „незаметностью“, за которой уважение к манере и традициям автора». За этой «незаметностью» был кропотливый труд, терпение, талант редактора. Редакторская деятельность успешно сочеталась с неустанной работой над своими собственными произведениями — без публичных выступлений о творческих планах и задачах.

Писатель В. Я. Шорор, автор журнала «Дальний Восток» с 1951 года, называл Николая Дмитриевича в письмах «дорогим другом и наставником». Анатолий Ткаченко с благодарностью вспоминал: «Николай Дмитриевич, я помню, что ты был моим первым редактором, и маленькая книжечка та называлась „Пионерское лето“». А вот строки из другого письма Анатолия Сергеевича: «Давно не читал твоих машинописных строк, всегда метких, с тонкой иронией...»

В письме критика И. П. Мотяшова есть такое признание: «А Ваши новые повести буду ждать с нетерпением. Грешен: люблю писателей, которые пишут, а не тех, что только рассуждают о своих замыслах да об ответственности перед читателем».

Часто обращение к Н. Д. Наволочкину перерастает в искреннюю похвалу его достоинствам, иногда эта похвала скрыта некоторой иронией, сквозь которую просматривается трепетное и нежное отношение к писателю и другу, уважение к его благородному труду. «Вспоминаю тебя всегда с добрым чувством — как истинно русского писателя, человека неиссякаемого добра и твердого духа. Такими людьми и жива истерзанная Россия от Москвы до самых до окраин», — пишет Анатолий Ткаченко. «Что нового под вашим зодиаком? Чем дышит хабаровская литература и ее достойные представители? — интересуется И. П. Золотусский. — По моим сведениям, ряды ее редеют: Рыбочкин переселился в Вильнюс, Дракохруст в Минск, Ботвинник пишет мне письма из Липецка». В письмах литераторов, уехавших с Дальнего Востока, пусть даже временно, — тоска по Амуру. «Как подумаю, что в этом году кета сносно шла и осень чудная для охоты, так спать не могу. А тут еще вспоминаются рыбоинспекторы, что они делают, бедняги, без меня? Дрыхнут на берегу, черти,— гоняться-то им не за кем», — шутит из Москвы посланный на Высшие литературные курсы А. Н. Максимов.

В. Федоров и Н. Наволочкин. 1985Письма литераторов Наволочкину оказывают на читателя сильное эмоциональное воздействие, они всегда заканчиваются добрыми пожеланиями. Ю. А. Шестакова пишет: «Самое главное — здоровья Вам, хорошего летнего отдыха в благословенных местах, где рядом — колодец с чистой водой, в соседних дворах поют петухи, заглушая всякие производственные шумы, и, наверное, у самого крыльца цветет сирень, когда приходит Весна». Игорь Золотусский заканчивает свое письмо словами: «Будь здоров, старина. Крепко жму твою „взросло-детскую“ наволочкинскую руку».

Николай Дмитриевич был не только редактором, но и большим другом писателей, с книгами которых работал. Он умел устанавливать и беречь дружеские связи и при необходимости по-рыцарски вступиться за того, кому нанесена несправедливая и горькая обида.

Н. Д. Наволочкин, книги которого читают взрослые и дети, продолжает открываться нам новыми гранями своего светлого таланта, а его редакторская работа могла бы послужить примером начинающим критикам.

Наталья ГРЕБЕНЮКОВА
Фото из архива Хабаровского краевого музея
им. Н. И. Гродекова