Прикоснись к амурской Нефертити

Символ «Сны Сибири»«Сны Сибири» в Государственном историческом музее

Из артефактов древнего и средневекового прошлого Дальнего Востока, Сибири и Приуралья, произведений современных художников и передовых экспозиционных технологий сложилось большое и объемное полотно «Снов Сибири». Выставка открылась в Москве в октябре 2022 года и длилась до конца нынешнего февраля. Проект такого масштаба, представляющий историю и многообразие культур этих мест, организован в России впервые.

Стелы и плиты с антропоморфными, зооморфными  и зооантропоморфными изображениями Минусинской котловины. Копии. Камень. Конец III – начало II тыс. до н.э.Он приурочен к двум значительным датам — 150-летию Государственного исторического музея и 130-летию Транссиба. Крупнейшая в мире железнодорожная магистраль соединяет дальние регионы страны с ее европейской частью, и тот же принцип в концепции «Снов Сибири». Выставочные залы отражают различные природные ландшафты — леса, горы, степи. Они наполнены звуковыми и визуальными эффектами, от чего создается впечатление перемещения во времени. В каждом пространстве представлены интереснейшие артефакты, обнаруженные на территориях, через которые проходит Великий Сибирский путь. Это предметы времен неолита, зооморфные образы железного века, композиции пермского звериного стиля. Главным символом «Снов Сибири» стала фантазийная скульптура женщины, символизирующей Сибирь, которую создал художник Петр Бирюков.

Всадники на мифическом ящере. Бронза. VI–IX вв. н.э. Пермский звериный стиль. Республика Коми. Государственный исторический музейРедкие экспонаты для выставочного проекта предоставили Институт археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, Чердынский краеведческий музей им. А. С. Пушкина, Томский областной краеведческий музей им. М. Б. Шатилова, Российский этнографический музей, Пермский краеведческий музей, Минусинский краеведческий музей им. Н. М. Мартьянова и другие крупные российские собрания. Благодаря иммерсивному решению экспозиции зритель получил возможность прикоснуться к артефактам, а точнее, к тактильным копиям. Например, к амурской Нефертити, называемой еще Кондонской Нефертити или Амурской Венерой. Антропоморфную глиняную статуэтку IV–III тысячелетий до н. э. обнаружил в 1963 году А. П. Окладников во время раскопок в с. Кондон Солнечного района Хабаровского края на месте неолитического поселения оседлых рыболовов, и он же дал ей это имя. «Из мглы веков встает не просто обобщенный этнический образ женщины древнего народа, но, скорее, портретное ее изображение», — писал ученый.

Амурская Нефертити. Тактильная копияДругими яркими штрихами оформления выставки стали изображения амурских петроглифов, находящихся неподалеку от нанайского села Сикачи-Алян. И кажется, без узнаваемых и неповторимых шаманских личин и солнечного лося общая картина «Снов Сибири» была бы неполной. Так же как и без произведений наших современников, в которых отражается и переосмысливается историческое и культурное наследие дальневосточных и сибирских народов. Это скульптуры Даши Намдакова, эмали Сергея Ануфриева из серии «12 шаманов», выполненные из бересты, дерева и кожи декоративные панно Олега Комарова, керамика Татьяны Ерошенко, скульптурная пластика из бронзы, нефрита, камня, созданная Зандаром Дугаровым, камнерезные работы Александра Баранмаа.

Елена ГЛЕБОВА
Фото автора