Энергия лидера

Светлана Юрьевна Черепанова в день 75-летия. 20152021-й — год потерь. В мае, когда дальневосточная природа просыпается и начинает бушевать красками, ушла из жизни Светлана Юрьевна Черепанова — бессменный председатель Хабаровского краевого благотворительного фонда культуры, директор Хабаровского филиала Российского фонда культуры. Очередной номер «Словесницы Искусств» за первое полугодие увидел свет уже без нее, но в выходных данных журнала, где Черепанова значится в редакционном совете, рука не поднялась очертить ее имя черной рамкой.

«Все это не так просто». В роли Любы. 1962И вспомнился май 1999-го, когда на берегу Амура торжественно открывали памятник писателю Николаю Задорнову. Черепанова тогда взвалила на себя тяжелейший груз всех забот, проводила творческий конкурс среди хабаровских скульпторов, контролировала каждый этап, спорила с чиновниками, организовала творческие встречи с приехавшим в Хабаровск сыном писателя Михаилом Задорновым. А когда подошли к финальной точке, перерезали традиционную ленточку и, наконец, выдохнули, еще долго расставляла цветы у подножия памятника и была абсолютно счастливым человеком.

В роли Пеппи  ДлинныйчулокИ многие другие майские дни, когда Черепанова все свои выходные проводила в «Русской деревне» на Хехцире, руководила строительством будущего культурного комплекса, сажала цветы, создавала чудеса ландшафтного дизайна. Через несколько лет помимо избы с настоящей русской печкой и избы ремесел, музея матрешек, творческих площадок, деревянной скульптуры по мотивам народных сказок, рукотворного озера здесь построили и освятили православную часовню в честь великой равноапостольной княгини Ольги.

Во всем ощущалась ее энергия лидера. В том, как она придумывала и воплощала сложнейшие проекты, поддерживала творческие инициативы, собственноручно делала экспозиции в Арт-подвальчике — галерее, которая на несколько десятилетий стала центром притяжения для художников, поэтов, музыкантов, актеров. Светлана Черепанова была типичным пассионарием, то есть личностью, согласно теории Льва Гумилева, способной реально менять мир вокруг себя. Так и происходило.

Владивосток. 1963И еще важно написать так: если бы не она... Если бы не Светлана Черепанова, горожане не собирались бы каждый год на центральной улице Хабаровска, где проходил летний праздник День гончара. Она поддержала идею хабаровских керамистов, выделила творческое пространство, созвала всех неравнодушных. Если бы не она, дети из приютов, детских домов, неблагополучных семей не узнали бы радости общения с настоящими художниками, не почувствовали во всей полноте счастья творчества. В «Русской деревне» их ждали, устраивали фольклорные праздники, приобщали к народной культуре, проводили мастер-классы. Если бы не она, ветераны культуры, искусства не имели бы возможности встречаться несколько раз в год в теплой, почти домашней обстановке Арт-подвальчика и чувствовать, что важны, не забыты. Этому Черепанова посвятила одну из основных программ фонда культуры, назвав ее «Наше наследие». И вряд ли на здании краевого театра драмы появился бы барельеф памяти выдающихся актеров Елены Паевской и Валерия Шаврина, созданный исключительно по инициативе Черепановой и на средства фонда культуры.

Вручение стипендии Хабаровского фонда культуры юной скрипачке. 2014К слову, она всегда по-особому относилась к театру. Потому что сама была профессиональной актрисой (в 1963-м окончила театральную студию во Владивостоке, почти 15 лет играла в театрах Сибири и Дальнего Востока), позднее перешла на другой уровень — замдиректора Новокузнецкого ТЮЗа, директор Красноярского, а затем Хабаровского ТЮЗа. Она возглавила фонд культуры, но связь с театром осталась такой же прочной. Лучшие хабаровские актеры устраивали в Арт-подвальчике для детворы новогодние и рождественские представления, лучшие режиссеры ставили в этом камерном, можно сказать, намоленном пространстве спектакли по произведениям Жана Кокто, Марины Цветаевой, Иосифа Бродского.

Если бы не Светлана Черепанова, в свет не вышел бы сборник стихов дальневосточной поэтессы Лады Магистровой, очерки и воспоминания последних лет писательницы Юлии Шестаковой, исследование о Ерофее Хабарове историка Валерия Павлика, книга о традиционной одежде нанайских детей известной амурской мастерицы Ларисы Бельды. И, возможно, не было бы журнала «Словесница Искусств». Но Светлана Юрьевна подхватила эту идею, поверила в нее и многие годы несла полную ответственность за судьбу нашего издания.

В «Русской деревне». 2016Она была сложным человеком, иногда непредсказуемым, не во всем справедливым. Но кто сказал, что у пассионариев удобный характер? При этом обладала редчайшим во все времена качеством — умела искренне восхищаться людьми, их талантом. Не прощала равнодушия, черствости, лености. Потому что сама горела, торопила жизнь, подталкивала к активным действиям всех, кто ее окружал.

Судьба отмерила Светлане Юрьевне Черепановой достаточно долгий путь — 80 лет. И она успела сделать очень многое для своего города, края. Мы это знаем. И помним.

Елена ГЛЕБОВА