Земля айнов

Директор Музея айнской культуры в п. Шираой о. Хоккайдо Ицуки Накамура и его заместитель Мицуэ КидаРепортажи из Японии… Они прочно вошли в жизнь дальневосточников. Наша телерадиокомпания ДВТРК сообщают из города-побратима Хабаровска Аомори, столицы Хоккайдо — Саппоро. Мы привыкли видеть с экрана телевизора Японию Ниигаты и Токио, Японию мегаполисов с ее небоскребами, страну суперскоростных поездов, скоростных шоссе. Туристические маршруты пролегают именно по таким местам.

Но существует не менее интересная Япония, страна небольших, уютных, одно- и двухэтажных городков (язык не поворачивается назвать их деревнями в привычном для российского обывателя смысле). Здесь повсюду та же японская гармония ухоженности и красоты, обязательные садики и газоны вокруг домов, а если позволяет место, то и небольшие огородики с овощами. Все дышит размеренностью и покоем. И это тоже на Хоккайдо — родине одного из древнейших народов на земле — айнов — коренного малочисленного народа Японии. Сами названия напоминают об айнском прошлом острова. Томакомай — «река, текущая в сторону гор», Тойя — «берег», Муроран — «небольшой склон», Саппоро — «высохшая река» или «заросшая тростником равнина, тянущаяся вдоль реки», Шираои — «место, где много слепней». И все они расположены всего в часе езды на скоростном экспрессе от столицы Хоккайдо — Саппоро.

Деревянная скульптура айна у входа в Музей айнской культурыСюда, в места, где европейский турист — редкий гость, завели меня научные интересы. И здесь есть на что посмотреть. Это прежде всего уникальный музейный комплекс айнской культуры Поротокотан — «селение на озере Порото». Открытый в 1976 году Фондом сохранения айнской культуры, он стал центром популяризации, исследования, и распространения древней культуры этого народа.

На входе вас приветствует величественная фигура грозного айна, но не следует пугаться, вас здесь ждут, посетитель — желанный гость. Вам расскажут, покажут, вас проведут по залам музея, познакомят со всеми экспонатами, среди которых, к своему удивлению, я обнаружила вещи, принадлежащие нивхам и ульчам Амура.

Кида Мицуэ играет на тонкориНо все объяснилось, когда состоялась моя встреча с директором музея господином Иусуки Накамура. Уже в течение нескольких лет он возглавляет музейный комплекс айнской культуры. Этот небольшого роста, худенький человек буквально преображается на глазах, когда речь заходит об истории айнов, айнской культуре. По его собственному признанию, с тех пор как он познакомился с историей и традициями древнего народа, он всей душой отдался делу своей жизни — сохранению и популяризации культуры аборигенов Хоккайдо, а главное, передаче следующим поколениям жизненной мудрости древнего народа. И становится ясно, что, как и в России, в Японии музейное дело держится на таких увлеченных людях как Накамура-сан.

Кавагиши Ханаока за ткацким станкомЕму вполне удалось передать свою увлеченность коллективу единомышленников, айнам и японцам. Достаточно сказать, что заместитель директора, его правая рука — очаровательная молодая женщина Кида Мицуэ — его бывшая студентка. Накамура-сан несколько раз бывал в нашем крае в надежде найти потомков тех айнов, которые переселились сюда века назад. О своих встречах и беседах с представителями рода Куйсали и Дуван он написал в статье, вышедшей в журнале Hoppou Minzoku Hakubutsukan Kenkyu Houkoku 1, издаваемом в Абашири.

Айнский традиционный халат, сотканный из луба ивыОсмотрев экспозицию музея, я в сопровождении Кида-сан отправляюсь в собственно Поротокотан, деревню, раскинувшуюся на живописных берегах озера Порото. Это несколько домов, с обязательным алтарем для молений — нуса, где множество инау — особых заструженных палочек, посредников между людьми и богами, клеткой, в которой содержался медведь, предназначенный для главного айнского праздника — йоманте, и небольшим огородом. В каждом из домов с полной достоверностью создана та обстановка, которая окружала айнскую семью в те далекие времена: посреди комнаты — очаг, в котором поддерживается огонь (дрова лежат в прихожей), над очагом — вешала с коптящейся рыбой, которой угощают всех гостей после того, как их вниманию представлено театрализованное действо с традиционными айнскими песнями и танцами, предваряемое небольшой лекцией, знакомящей посетителей с историей айнов. Причем рассказ все время варьируется в зависимости от аудитории, для которой он предназначается. Детям об истории айнской культуры рассказывают, в основном, в игровой форме, взрослым — более серьезная информация. А посетители текут нескончаемой рекой, все время подъезжают автобусы с организованными туристами и одиночками наподобие меня, школьниками, людьми среднего возраста и пожилыми японцами со всей страны. Зарубежные туристы здесь — в основном из Южной Кореи, Тайваня, редкие гости из Америки. Никто из посетителей не остается без внимания, тебя охватывает чувство, что это именно тебе рассказывают айны о своей жизни и именно для тебя поют они свои красивые песни и представляют древние танцы.

Жилище айнов о. Хоккайдо и вешала для рыбыЕдинственные из представителей севера Тихоокеанского побережья, айны имели ткацкий станок и умели ткать. Свою одежду они ткали из нитей, изготовленных из луба деревьев. Кавагиши-сан владеет этим ремеслом в совершенстве, переняв его от мастерицы — айнки, которая уже находится на заслуженном отдыхе. В этом же доме вы можете попробовать свои силы в игре на традиционных айнских музыкальных инструментах — муккури и тонкори.

И, наконец, вы можете воочию убедиться, каких медведей выращивали айны для своего древнего ритуала «отправки духов». Три огромных представителя этого звериного племени содержатся при музее, здесь же и великолепные белые лайки.

Все как в былые годы. Селение на берегу красивейшего озера, в котором плещется рыба, окруженное девственным лесом с его хозяином — медведем, и люди, живущие в гармонии с этой природой.

Марина ОСИПОВА
Фото автора