К 100-летию Анны Васильевны Смоляк (1920–2003)
Крупнейший российский этнограф доктор исторических наук А. В. Смоляк практически всю свою жизнь посвятила изучению коренных народов Нижнего Амура и Сахалина. За 45 лет работы в отделе Севера Института этнографии АН СССР (в настоящее время Институт этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН) она опубликовала четыре фундаментальные монографии, два фотоальбома, более 150 статей, в которых обобщены обширные материалы полевых исследований. Научные труды Смоляк, получившие мировую известность, в ряду фундаментальных. Они не потеряли актуальности, к ним обращаются отечественные и зарубежные исследователи, но самое важное — книги А. В. Смоляк хранятся как большая ценность в домашних библиотеках самих ульчей, нанайцев, нивхов, что говорит о несомненном доверии к автору. Во время собственных экспедиций в национальные селения Амура я не раз убеждалась, что добрая память об Анне Васильевне Смоляк жива. На Нижний Амур ученая приезжала практически каждый год, и каждое ее «поле» длилось от трех до пяти месяцев. В 1957 году она провела пять месяцев среди нивхов и ульчей и столько же в 1958-м среди ульчей и нанайцев. В общей сложности А. В. Смоляк проработала более 20 полевых сезонов, побывав не единожды почти во всех национальных селениях Нижнего Амура и Сахалина, получая подробные сведения от ороков, орочей, негидальцев, нанайцев, нивхов, удэгейцев, ульчей, эвенков, делая зарисовки, аудиозаписи, фотофиксацию. Успешная работа этнографа во многом базировалась на человеческом факторе. С самого начала у Анны Смоляк сложились доброжелательные и доверительные отношения с местными жителями, которые открывали ей сокровенные знания о своей культуре, помогали в описании старых жилищ, одежды, музыкальных инструментов, шаманских ритуалов, рыболовных обрядов. До конца жизни Анна Васильевна считала своим главным учителем и проводником в мир нижнеамурской культуры жителя села Монгол Ульчского района Хабаровского края Павла Васильевича Салдангу, который описывал старинные жилища, одежду, обувь, музыкальные инструменты и давал их точные названия на ульчском, делал зарисовки, рассказывал о шаманах, камланиях, происхождении духов. Их общение началось во время самой первой поездки Смоляк на Амур и длилось более пятнадцати лет.
Анна Смоляк (до замужества Стренина) родилась в Москве, в семье рабочего красильной фабрики Василия Васильевича Стренина и швеи Татьяны Зиновьевны Блудовой. По словам самой Анны Васильевны, отец был «выдающимся человеком — интеллигентным рабочим», который прекрасно знал русскую литературу, детей воспитывал в любви к чтению и ко всему живому. «Все три комнаты нашей квартиры были заставлены аквариумами — банками, где плавали рыбки, — вспоминала Анна Васильевна. — По вечерам, после ужина, мы рассаживались в большой комнате за дубовым столом, над которым висела керосиновая лампа, и отец читал нам про таинственный остров, про Робинзона Крузо, про путешествия Гулливера. Мы готовы были сидеть целые ночи напролет. Не хотелось идти спать, а хотелось все слушать, слушать и слушать...» В 1935 году в семью пришла беда. Василия Васильевича арестовали и приговорили к 10 годам заключения по 58-й статье и отправили в Караганду на угольные копи. Спустя четыре года отца отпустили, но он потерял право жить в Москве. Василий Стренин вынужден был уехать к родственникам в Ржев, где и погиб в 1942 году во время бомбежки.
В 1943 году многие вузы вернулись из эвакуации в Москву, однако ИНФЛИ к тому времени прекратил существование и вошел в состав Московского государственного университета. Так Анна Смоляк стала студенткой исторического факультета МГУ, выбрав кафедру этнографии, потому что ей очень хотелось «посмотреть мир». Ей посчастливилось слушать лекции крупных советских ученых, а руководителем дипломной работы стал видный этнограф и антрополог, один из организаторов преподавания этнографической науки в МГУ Николай Николаевич Чебоксаров. Студенты-этнографы много работали в музеях, по специальным программам изучали азы антропологии (в 1945-м А. В. Смоляк под руководством М. Г. Левина и Г. Ф. Дебеца собирала массовый антропологический материал по различным локальным группам японцев в лагере военнопленных в Тайшете), выезжали в подмосковные селения, где на практике изучали основные методы полевой работы — описание устройства домов и хозяйственных построек, фиксацию отдельных элементов материальной культуры, используя замеры, чертежи, зарисовки. Все эти важные навыки пригодились исследователю в дальневосточных экспедициях, во время которых она собирала объемный полевой материал, становившийся основой будущих научных трудов. В 1945-м Анна Смоляк закончила МГУ, успешно защитив диплом на тему «Женская национальная одежда дунган», а затем ее направили в аспирантуру Института этнографии, открытого в Москве в 1943 году. В этот период Смоляк в составе Киргизской экспедиции под руководством Е. И. Маховой, а в 1947-м полевая работа привела ее на Нижний Амур. Итогом поездки стала объемная статья «Этнографическое изучение ульчей в 1947 г.», в которую вошли новые сведения о традиционной культуре этого народа, в том числе подробное описание охоты на нерп. В 1950 году в жизни исследователя произошел крутой поворот. В Президиум АН СССР пришло письмо из Порт-Артура, где в то время находились части Советской армии, с просьбой прислать специалиста по этнографии народов Дальнего Востока для работы в Музее восточных культур. Так Анне Смоляк, а в то время еще Стрениной, на два года пришлось покинуть столицу. В Порт-Артуре она проводила экскурсии для военнослужащих, исследовала, изучая музейные коллекции, жилища, одежду и обряды коренного населения Квантунского полуострова. И делала открытия. «Была ранняя осень, — вспоминала много лет спустя Анна Васильевна. — Я сфотографировала старика китайца. На нем была распахнутая куртка и на голой груди был маленький тканевый нагрудник, точно такой же формы, как у наших амурских народов, ульчей и нивхов. Но у наших народов в прошлом это были погребальные нагрудники. В литературе такое сходство нигде не описано».
Когда в московском отделении Института этнографии был создан сектор по изучению социалистического строительства у малочисленных народов Крайнего Севера, Анна Смоляк вернулась в Москву, и с августа 1956 года это стало ее главным местом работы. Здесь, по словам Е. П. Батьяновой, кандидата исторических наук старшего научного сотрудника отдела Севера и Сибири ИЭА РАН, в полную силу раскрылся исследовательский талант А. В. Смоляк, она приобрела международную известность как один из крупнейших специалистов по этнографии народов Амуро-Сахалинского региона, ее статьи и доклады публиковались в Канаде, США, Германии, Франции, Венгрии. Первой монографией Смоляк стала книга «Ульчи. Хозяйство, культура и быт в прошлом и настоящем», опубликованная в 1966 году в издательстве «Наука». Автор одной из первых в российской историографии дала максимально полную этнографическую характеристику этого амурского народа, в новом ракурсе рассмотрела проблему происхождения ульчских родов. В этом исследовании впервые всесторонне показан послереволюционный период в жизни ульчей, рассмотрены трансформации в их традиционном хозяйственном укладе, социальных отношениях, сфере духовной культуры. Книга А. В. Смоляк получила высокие оценки в научном мире, рецензенты отмечали весомый вклад автора в развитие дальневосточной этнографии.
В 1990 году по совокупности трудов по проблемам этногенеза и этнической истории А. В. Смоляк защитила докторскую диссертацию в форме научного доклада, а через год увидела свет монография «Шаман: личность, функции, мировоззрение (народы Нижнего Амура)», которую ученые называют ее главной книгой. В 1998 году этот труд переведен на немецкий и издан в Германии, позднее рецензия на него вышла в Венгрии. Имя Смоляк оказалось в ряду ведущих специалистов по религиям сибирских народов. Появлению этого во многом уникального научного труда предшествовали более 40 лет этнографических исследований на Нижнем Амуре, во время которых собирался обширный материал по религиозным верованиям нанайцев и ульчей.
Привлекая материалы по шаманизму у других народов Сибири и Дальнего Востока, этнограф анализирует представления нанайцев и ульчей о мире, дает развернутую картину мира духов, приводит важные сведения о таком понятии, как «душа человека». Впервые в науке подробно описаны обряды посвящения шаманов, зафиксированы и проанализированы типы и образцы камланий, приведена подробная шаманская терминология, классифицированы одежда, снаряжение и атрибуты шамана. В этой монографии с особой яркостью раскрылся талант Анны Васильевны Смоляк не только как этнографа-полевика, но и прекрасного рассказчика, благодаря чему на ее страницах оживают судьбы и характеры конкретных носителей традиционной культуры — шаманов, их родственников и помощников. Не случайно в опубликованной в журнале «Этнографическое обозрение» рецензии М. Д. Каракетова и Я. В. Чеснова сказано, что благодаря доскональности подхода работа А. В. Смоляк заняла почетное место среди новых исследований проблемы шаманизма. В 1999 году в Японии был издан альбом экспедиционных фотографий А. В. Смоляк, тогда же в Москве в издательстве «Наука» вышел фотоальбом «Народы Нижнего Амура и Сахалина». Автор включила в него 769 фотографий, снятых в экспедициях в течение почти трех десятилетий — в 1940–70-х годах в нижнеамурских селах Дуди, Ухта, Кондон, Булава, Калиновка, на северо-западе Сахалина в селе Рыбном. Это уникальное издание стало последней книгой Анны Васильевны Смоляк. Так она подвела итог многолетней научной деятельности, которая более 60 лет являлась главным смыслом ее жизни. А великая река Амур и его народы стали частью судьбы. Елена ГЛЕБОВА Источники
|
|||
|