Несколько слов о повести Кира Булычева «Тайна Урулгана»
Большинство ученых склоняются к мнению о том, что знаменитый Тунгусский метеорит был космическим телом, сгоревшим в атмосфере Земли и повлекшим грандиозные разрушения в необитаемых таежных дебрях. Есть и другие, гораздо менее вероятные гипотезы, например внезапный выброс раскаленных газов вулканического происхождения. Наконец, многочисленным любителям фантастики куда ближе колоритная и будоражащая воображение версия о сбившемся с курса космическом корабле из какой-то неведомой галактической цивилизации, потерпевшем катастрофу над бескрайными просторами глухой Сибири. Разумеется, что такой удивительный вариант возможной разгадки великой исторической тайны высказывается главным образом отнюдь не в академических научных изданиях, а на страницах произведений художественной литературы.
Ряд перечисленных литературных произведений, дающих альтернативное истолкование этому феномену, так и не разъясненному до конца, оказался бы явно неполным без упоминания повести «Тайна Урулгана», написанной выдающимся отечественным писателем-фантастом Киром Булычевым в 1991 году и в жанровом отношении определенной как «старомодная фантастическая повесть». Действие разворачивалось в тех самых, экзотических для европейцев местах летом 1913-го, через два года после таинственного происшествия на Подкаменной Тунгуске и всего лишь за год до начала Первой мировой войны, которая сыграла роковую роль в истории нашей страны и привела к череде революционных потрясений 1917-го, сменивших имперскую «старую моду» на новый революционный стиль. Кстати, по странному стечению обстоятельств и по роковой иронии исторической судьбы, 1991-й, когда писалась эта повесть, тоже оказался в значительной мере рубежным и поворотным — это был последний год существования Советского Союза, бурный водораздел между политическим прошлым и экономическим будущим, где хватким коммерсантам-предпринимателям, подобным Ефрему Ионычу Колоколову, одному из главных героев «Тайны Урулгана», предстояло выдвинуться на первенствующие места и сыграть ведущие роли. Повышенный интерес людей позднего советского общества к непривычному жизненному укладу соотечественников дореволюционной эпохи и обусловил, скорее всего, выбор Булычевым исторического антуража и хронологического периода для своей повести.
Очень вероятно, что им будет любопытно заглянуть в творческую лабораторию мастера и узнать о том, как появились образы главных персонажей этой увлекательной фантастической истории. К счастью, сохранился ответ Булычева на вопрос одного из читателей первого издания повести, вышедшего отдельным книжным томиком с иллюстрациями: «Читая Вашу повесть „Тайна Урулгана“, я обнаружил в книге фотопортреты ее главных героев — на мой взгляд, очень точно отражающие суть каждого из них. Невольно напрашивается вопрос: что появилось раньше — курица или яйцо? Кто кого родил: фотографии были начальным толчком для написания повести или же готовая повесть вызвала необходимость поиска этих снимков?» В свойственной ему иронической манере Булычев подробно ответил, как обстояло дело: «Все получилось одновременно. Знаете, так бывает — ходишь, думаешь, как бы сделать вещь. А потом — ба-бах! Какая-то деталь. И поехало! Я люблю старые документы, фотографии, картинки, журналы. У меня, например, собрался „Вокруг света“ лет за сто. Я еще точно не знал, кто отправится вниз по реке, и тут увидел английскую открытку. Героиня — сладкая красотка начала века. И тут же вспомнил, что где-то была у меня фотография погоста на Колыме. Вот и понял я, что эту повесть надо делать именно с псевдодокументальными иллюстрациями. А дальше случилась малая беда.
Так что мне трудно сейчас сказать, что было раньше — курица или яйцо». Осталось сказать в заключение о том, что впечатляющие картины дальневосточной природы, столь красочно и выразительно воссозданные в повести, были хорошо знакомы Булычеву, причем не только по фотографиям. Еще в 1960-е годы в качестве корреспондента того самого журнала «Вокруг света» Булычев проделал навигацию по Северному морскому пути на сухогрузе «Сегежа» и имел счастливую возможность собственными глазами наблюдать чарующую красоту и великую мощь первозданных таежных просторов. Память об увиденном тогда очень пригодилась ему позднее, при работе над «Тайной Урулгана». Он даже специально сдвинул место действия повести значительно восточнее от эпицентра падения таинственного небесного объекта — с берегов Подкаменной Тунгуски в Красноярском крае к предгорьям Урулганского хребта в Якутии. Так уникальное богатство природного мира Сибири и Дальнего Востока получило наглядное воплощение в великолепной художественной прозе. Михаил МАНАКОВ |
|||
|