Песни русской души

С.И. Красноштанов в день рождения Пушкина. 200318 февраля на 88-м году завершился земной путь Сергея Иннокентьевича Красноштанова, выдающегося ученого, педагога, собирателя русского фольклора.

Ушел добрый, солнечный и невероятно гармоничный человек. В нем все было прекрасно — «и одежда, и лицо, и душа, и мысли». Пожалуй, это единственный преподаватель на филфаке, к которому студенты обращались запросто, без церемоний. Скромный, улыбчивый, открытый для общения, он не подавлял своим авторитетом. Находил подход к любому человеку.

Еще в юности, когда по Лене пароходом добирался до забытых богом деревенек в поисках старинных песен, барышни-крестьянки дарили студенту свои альбомы, хотя он и не посмел бы попросить об этом. Думаю, они жертвовали песенники не из любви к науке, а ради его бархатных глаз. Большие, карие, с длинными ресницами — позавидовала бы любая девушка! — и очень живые. Такими они оставались до старости. За летние каникулы второкурсник в верховьях Лены собрал столько песенного материала, сколько вся экспедиция Академии наук на Волге.

В шестидесятые годы случилась в Хабаровском пединституте экстремальная ситуация. Вызывает Сергея Иннокентьевича ректор: «Освобождаю от занятий, срочно езжай в колхоз, там будущие историки взбунтовались». «Приехал, захожу, все хмурые, озлобленные, на меня никакой реакции, рюкзаки свои собирают. Выясняю, что все дело в их кураторе: „Заставляет нас в проливной дождь копать, а сам под зонтом сидит. Мы не рабы“.

Достаю из сумки провизию, говорю: „Давайте перекусим“. Удивились: „О! А наш предводитель никогда с нами за стол не садился“. Поели, предлагаю: „Может, споем?“ Запели хором „На полочке лежал чемоданчик“. „А это был не мой, а это был чужой, а это был декана чемоданчик“, — делаю ударение на предпоследнем слове. Ребята рассмеялись. Потом спели студенческий гимн времен Белинского „От зари до зари“. Тут и солнышко из-за туч выглянуло, смотрю, повеселели мои мятежники». Сергей Иннокентьевич с шутками-прибаутками, построил всех и повел в поле копать картошку. Первым встал на борозду. Так была нейтрализована забастовка, а то бы и под ректором мог стул зашататься, и первокурсников бы отчислили.

Студенты его обожали, а его предметы — древнерусскую литературу и устное народное творчество — старались не пропускать. У Сергея Иннокентьевича была феноменальная память. Наизусть цитировал фрагменты из древних источников, знал много стихов и сказок, А как он любил петь! Хотя голос имел несильный, скорее, камерный, зато не фальшивил. Сколько он воспитал учителей, писателей, поэтов, журналистов — не сосчитать. Для многих учеников Сергей Иннокентьевич был не только наставником, но и настоящим другом до конца своих дней.

И все-таки главным делом его жизни оставался фольклор.

С.И. Красноштанов, жители села. Фольклорная экспедиция по Хабаровскому краю«Тот, кто соберет сколько можно больше народных наших песен, сличит их между собою, приведет в порядок и проч., тот совершит подвиг великий... и положит в казну русской литературы сокровище неоценимое и представит просвещенному миру чистое, верное, золотое зеркало всего русского». Так сказал Н. М. Языков, друг Пушкина. Ничтоже сумняшеся, эти слова можно отнести к профессору русской словесности Сергею Иннокентьевичу Красноштанову. Он всю жизнь посвятил собиранию жемчужин восточнославянского фольклора. В списке его научных и литературоведческих трудов более 200 позиций. В справочнике «Российские фольклористы» среди 625 ученых есть и фамилия Сергея Иннокентьевича.

Народное творчество пребывает в трех ипостасях: устное, танцевальное и песенное. Поэтому фольклористами могут быть люди самых разных профессий — филологи, музыковеды, хореографы, этнографы, историки. Стихией же профессора Красноштанова были острожные, сакральные, колыбельные, исповедальные песни, частушки, пословицы и поговорки, сказки...

А что касается форм работы с крылатой мудростью народа, то Сергей Иннокентьевич вместе со своими студентами бывал во многих песенных экспедициях, работал в архивах, занимался издательской деятельностью и популяризацией.

Природа фольклора сложна даже не столько из-за его долгой истории, сколько по причине актуальности для современной культуры. Ведь фольклор всегда был козырем в политических спекуляциях властей, хотя они никогда не жаловали собирателей жемчужин. Чаще всего такие подвижники, как С. И. Красноштанов, остаются «одинокими воинами», работающими вопреки, а не благодаря обстоятельствам.

Несколько лет назад я побывала в библиотеке педагогического университета, где когда-то училась, на юбилейной выставке Сергея Иннокентьевича. Два стеллажа с книгами, а по сути сокровищница. Тот случай, когда мал золотник, да дорог. Вот книжки-малышки. «Таежными тропами», песни и частушки Гражданской войны, собранные Красноштановым на Дальнем Востоке. Сборник стихов «Огненные листья», «Песни царской неволи» — стихи уроженца Камчатки И. Федорова-Омулевского, современника Некрасова. А вот сказки для детей «На золотом крыльце сидели...», «Ехала деревня мимо мужика» со скороговорками, прибаутками, молчанками, дразнилками и считалками. Листаю: «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко, принесу лукошечко, насыплю горошечка». Все это найдено, записано и опубликовано С. И. Красноштановым.

Есть и фолианты. Например, один из них «Русские лирические песни Сибири и Дальнего Востока». Это академическое издание. Сюда вошли песни в современной записи из разных мест огромного региона, для чего Красноштанову и доценту Читинского пединститута В. С. Левашову пришлось побывать во всех гуманитарных вузах этой огромной территории, просмотреть книги, журналы, газеты как столичные, так и провинциальные, за... 150 лет, не считая местных архивов. На подготовку этого труда ушло 12 лет.

Кроме того, публикации в журналах «Дальний Восток», «Уральский следопыт», пособия для младших классов «Лукошко», хрестоматии по дальневосточной литературе для старшеклассников, авторефераты диссертаций под его научным руководством, доклады на многочисленных конференциях... Просто поражаешься трудолюбию и разносторонности интересов профессора.

Наверное, мало кто знает, что Красноштанов нашел неизвестное стихотворение русского символиста В. Брюсова, переписанное для Сергея Иннокентьевича вдовой поэта. «И нет, мне не снится... Я вижу простор океана, сижу у окна, побежденный, покорный недугу, но парус свободный плывет из тумана к безвестному другу». Не этим ли другом оказался для В. Брюсова дальневосточный ученый, вернувший миру маленький шедевр?

За время учебы в столице Красноштанов встречался со многими легендарными личностями — Луи Арагоном, Эльзой Триоле (сестрой Лили Брик), А. В. Свешниковым, матерью Зои Космодемьянской, старшей сестрой Маяковского, Назымом Хикметом, только что бежавшим из турецкой тюрьмы, куда попал он из-за коммунистических убеждений. Хикмет один переплыл на лодке Черное море и оказался в Советском Союзе.

Однажды Сергей Иннокентьевич увидел в газете «Вечерняя Москва» объявление о защите кандидатской диссертации Светланы Аллилуевой. Тема «Традиции русской литературы в советской литературе» показалась Красноштанову интересной. Защита была в Академии общественных наук при ЦК КПСС. Прошел свободно, никто его не остановил. Зал пустой. Но выступление Светланы не произвело на него впечатления. Это был Лев Толстой, а из советских — четыре автора. Из них два дальневосточника — Фадеев («Разгром») и В. Ажаев («Далеко от Москвы») .

Сергея Иннокентьевича печалила судьба старых песен. Народ перестал их петь. Раньше-то без них ни одно застолье не обходилось. Он говорил: «Ведь тот, кто любит старинные песни, дольше живет. Пение — это лучший способ медитации. Люди, поющие в хоре, могут быть разных профессий, от слесаря до профессора, социальный статус не имеет значения. Когда твой голос вливается в общий хор, это создает особую ауру единения, дарит ощущение неземной красоты, магической силы ритма. Русскую песню любят везде, она исповедальная, предельно искренняя. В ней и бабы, и мужики рассказывают о своей горькой доле. Слушаешь — и слезы наворачиваются, потому что это правда жизни, пропущенная через сердце».

Мы должны быть благодарны ему за то, что он открыл для нас корни, истоки русской культуры, познакомил с сокровищами народного языка, возвратил имена неизвестным авторам известных песен. За то, что нам посчастливилось жить с ним рядом, учиться у такого удивительно простодушного, даже святого человека. Это был Учитель с большой буквы, которому не мудрствуя лукаво хочется сказать: «Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени».

Людмила КЛИПЕЛЬ