Модель космоса в древних масках

Для научных исследований территории юга Дальнего Востока рубежа ХХ—ХХI веков характерно тематическое разнообразие, частое обращение к систематизации ранее известных исторических источников на базе различных методов и подходов. Одной из них стала тема развития религиозных представлений в процессе культурного развития, мировоззренческая сущность религиозного сознания доисторических общностей, проблема преломления архаического культового сознания в образах современного искусства коренных этносов Дальневосточного региона.

Отчасти это касается и содержания новой монографии З. С. Лапшиной «Модель космоса в содержании череповидных личин петроглифов Амура и Уссури», вышедшей в декабре 2015 года и посвященной переосмыслению содержания известных с ХIХ века амурских петроглифов (Хабаровск: ХГИИК, 2015, 208 с.). Автор много лет исследует семантическое содержание изображений личин. Результатом первого этапа их изучения стала монография 2012 года. «Архаическая модель мира в наскальных рисунках Амура и Уссури», в которой автор выражает новый взгляд на знаково-символическое значение группы личин. В рисунках выделены знаки трехчастной модели вселенной каменного века. Авторская позиция значительно отличается от предшествующих научных интерпретаций.

В рецензируемой книге в поле зрения автора уже другая группа личин, отличающаяся признаками черепа. В первой части книги маска рассматривается как мировой культурный феномен. В ней говорится о многообразной роли маски в человеческой культуре, для этого привлекаются труды и взгляды ряда отечественных (Вч. Вс. Иванова, С. В. Иванова, В. Б. Мириманова и др.) и зарубежных (К. Леви-Стросса, М. Элиаде и др.) ученых. Вторая часть содержит системное описание рисунков и подробное обоснование интерпретации череповидных изображений. Третья часть исследования показывает результат предшествующих описаний и аналитических операций. Автор выстраивает логическую цепь доказательств для обоснования причин появления в искусстве Нижнего Амура художественного типа череповидных антропоморфных изображений. Данный тип личин-масок показан З. С. Лапшиной как модель мира сообществ конца каменного века — начала эпохи распространения металлов. Изображения дифференцированы по символическим признакам как танцевальные, погребальные и шаманские маски и соотнесены с известными в этнографии культами и мифоритуальной обрядностью.

Целостную модель космоса представляет категория танцевальных личин-масок. Они олицетворяют развитие идеи трехчастного мира и выражены в художественной композиции, состоящей из череповидных личин, наделенных устрашающим обликом, и простых трехточечных личин без символических знаков. Эти комплексы изображений личин являются остатками атрибутики церемониальной деятельности мужских тайных союзов конца каменного века и эпохи металлов. Многочисленная категория погребальных масок выделена по признаку содержания знаков завитка и горизонтальной линии. Первый из них автор связывает с культурами бассейна Тихого океана, в том числе Нижнего Приамурья, где его бытование начинается с каменного века и доживает до современности в искусстве коренных народностей. Второй знак, по мнению исследовательницы, связан своим происхождением с сибирскими территориями. В Приамурье он попадает благодаря активным культурным контактам с племенами эпохи бронзы, проникавшими на восток. Шаманские маски рассматриваются как изображения духов-покровителей шаманов, это небольшая по количеству часть артефактов.

Каждая из трех глав снабжена примечаниями с указанием использованной литературы. Изложение материалов сопровождается приложениями с таблицами и иллюстрациями, а также глоссарием и списком литературы к приложениям.

Предлагаемая концепция картины мира, структуру которой определяют основные религиозные культы, открывает перспективы предметного изучения преемственности мировоззрения последующих исторических эпох Средневековья и этнографического времени). Исследование З. С. Лапшиной представляет собой профессионально выполненный источниковедческий анализ, на базе которого сформирован новый взгляд на содержание наскального искусства нижнеамурского региона. Оно является перспективным для дальнейшего изучения проблем культурно-исторического развития юга Дальнего Востока.

Светлана ДУДАРЁНОК
На фото личины Сикачи-Аляна